Рефераты. Государственные социальные внебюджетные фонды

.

Пенсионный фонд Российской, Федерации образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Он является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, наделенным статусом юридического лица, подотчетен Правительству РФ и осуществляет деятельность на основе и в соответствии с законодательством РФ. Основным документом, оп-ределяющим задачи и функции фонда, а также регламентирующим его оперативную деятельность, является Положение о Пенсионном фонде РФ.

ПФРФ выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.

Управление финансами государственного пенсионного обеспечения предусматривает:

· целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование выплаты пенсий в соответствии с действующим зако-нодательством о пенсионном обеспечении в РФ;

· организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания и потери кормильца;

· капитализацию средств ПФРФ, а также привлечение в него добровольных взносов;

· контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФРФ страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

· организацию государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов ПФРФ;

· изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты страховых взносов и внесение в законодательные органы власти предложений по ее совершенствованию;

· проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

· разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФРФ.

Пенсионный фонд России может принимать участие в финанси-ровании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

В соответствии с действующим законодательством доходы Пенси-онного фонда Российской Федерации формируются за счет:

· части единого социального налога; соответствующей размеру бывшего страхового взноса в Пенсионный фонд;

· ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению граждан, их семей;

· средств, возмещаемых ПФРФ Государственным фондом заня-тости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безра-ботным;

· средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

· добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физи-ческих и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств Пенсионного фонда и других поступлений.

Использование средств ПФРФ осуществляется на основе пенси-онного законодательства, а также постановлений и указов Президента и Правительства Российской Федерации, Средства ПФРФ направля-ются на следующие цели:

· выплату в соответствии с действующим на территории Россий-ской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражда-нам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

· выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше 1,5 лет;

· оказание органами социальной защиты населения материаль-ной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

· финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФРФ и его органов;

· другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФРФ.

До введения единого социального налога финансирование расхо-дов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлялось сле-дующим образом.

Основным источником формирования доходов ПФРФ были стра-ховые платежи. Они носили обязательный характер, и на их долю приходилось ѕ всей суммы доходов фонда. Введение государством страховых усредненных тарифов и принципа обязательности платежа юридических и физических лиц сближало страховые платежи с налоговыми. Между тем они различаются. В то время как налоги могут быть использованы в рамках бюджетного права самым различным образом, страховые взносы, уплаченные и собранные в ПФРФ, имеют целевое назначение использования.

Тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации устанавливались для:

· работодателей-организаций -- в размере 28%; для работодателей -- организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, -- в размере 20,6% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленной в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам;

· индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, а также для занимающихся частной практикой нотариусов; родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств -- в размере 20,6% дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением;

· индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, -- в размере 20,6% доходов, определя-емых исходя из стоимости патента;

· адвокатов -- в размере 20,6% выплат, начисленных в пользу ад-вокатов коллегиями адвокатов;

· граждан (физических лиц), осуществляющих прием на работу по трудовому договору или выплачивающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, -- в размере 28% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования;

· граждан (физических лиц), работающих по трудовым договорам, получающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, установлен пенсионный взнос в размере 1% выплат, начисленных в пользу указанных граждан по всем основаниям независимо ох источников финансирования.

Уплата страховых взносов в размере 1% с заработка работающих граждан возложена на работодателей (как юридических, так и физических лиц), производящих выплаты учитываемых при исчислении страховых взносов в Пенсионный фонд сумм заработка.

Величина страхового взноса определяется путем умножения страхового тарифа на облагаемую доходную базу, в роли которой выступа-ет сумма оплаты труда (в денежном и натуральном выражении, по всем основаниям), из которой в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. исчисля-ется пенсия. Таким образом, состав доходов, учитываемых при назна-чении пенсии и при определении облагаемой страховым тарифом базы, должен быть идентичен.

Пенсионное обеспечение предусматривало исключение некоторых доходов и выплат при расчете облагаемой доходной базы. К ним отно-сились:

· выходное пособие при прекращении трудового договора, де-нежная компенсация за неиспользованный отпуск, средний зарабо-ток, выплачиваемый в период трудоустройства работникам, уволен-ным по сокращению численности или ликвидации организации;

· льготы и компенсации гражданам, подвергшимся воздействию радиации;

· материальная помощь, оказываемая в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба, причиненного здоровью;

· стоимость льгот по проезду отдельным категориям работников;

· стоимость выдаваемых в соответствии с законодательством спецодежды, обуви и других средств индивидуальной защиты;

· компенсация женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;

· страховые платежи по договорам обязательного государствен-ного личного страхования и некоторые другие виды доходов.

Основным документом, которым регулируется финансовая дея-тельность Пенсионного фонда Российской Федерации, является его бюджет. Бюджет Пенсионного фонда и смета расходов по его функци-онированию (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их ис-полнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законода-тельным органом. В законе о бюджете Пенсионного фонда РФ утверждаются общая сумма доходов, в том числе по источникам, и общая сумма расходов -- по направлениям.

В настоящее время практика формирования доходов ПФРФ нуж-дается в доработке. Ее анализ убеждает в необходимости решения трех наиболее острых проблем, от которых во многом зависит дальнейший рост уровня пенсионного обеспечения в стране. Во-первых, надлежит уже в самое ближайшее время принять меры, которые будут способствовать повышению уровня собираемости страховых взносов в ПФРФ. Во-вторых, необходимы поиски и включение в практику финансирования пенсионного обеспечения новых дополнительных источников и, в-третьих, следует в перспективе определить границы, условия и механизм контроля за коммерческим использованием временно сво-дных средств ПФРФ.

3. Анализ финансовой системы Пенсионного фонда РФ

Финансы пенсионной системы России переживают очередной виток реформ. Неэффективный финансовый механизм пенсионной системы нуждается в совершен-ствовании, но принесут ли пользу изменения, которые запланированы к внедрению?

Вектор реформирования государственных финансов в нашей стране в последние годы направлен на сниже-ние налогового бремени на хозяйствующих субъектов. Начиная с 2001 г. налоговый пресс на предприятия был снижен по всем основным видам налогов: по прямым, по косвенным, по налогам на персонал. Действитель-но, система обязательного социального страхования до-статочно сильно обременяет российскую экономику -- бюджет одного только Пенсионного фонда РФ в теку-щем году превысил 1 трлн. руб., составив в ВВП страны около 6,5%. Поэтому 2005 г. вполне логично был объяв-лен очередным годом существенного снижения нало-гового бремени на бизнес за счет единого социального налога, максимальная ставка которого сокращается на 9,6 процентных пунктов. И если вымывание доходной базы Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования можно назвать очень серьезным, то положение Пенсионного фонда России вообще выглядит катастрофически - снижение ставки на 8 процентных пункта, или 29% доходов, учи-тывая неэластичность его расходов в отличие от других социальных внебюджетных фондов.

Потери доходной базы Пенсионного фонда РФ бу-дут покрываться из федерального бюджета страны. До конца 2004 г. половину суммы обязательных платежей в Пенсионный фонд РФ страхователи (т.е. работодате-ли) уплачивали непосредственно в фонд, а половину, предусмотренную на выплату базовой части трудовой пенсии, опосредовано через федеральный бюджет, из которого поступившие суммы полностью перечисля-ются в Пенсионный фонд РФ. С 2005 г. из федерального бюджета будет перечисляться в Пенсионный фонд РФ вся поступившая сумма единого социального налога (ЕСН), но так же и субсидия фонду в связи с выпадаю-щими доходами.

Государство тем самым переходит к новой модели финансирования системы социального страхования населения страны -- субсидии Пенсионному фонду РФ на покрытие недостающих финансовых средств. Тем самым в корне меняется финансовая основа системы социального страхования страны, которая должна отличаться финансовой автономностью, утрачиваемой после снижения ставки обязательного платежа с 2005 г. В советский период истории страны Фонд государствен-ного социального страхования из которого финанси-ровалась выплата государственных пенсий был дотаци-онным. Этот фонд был консолидирован в государствен-ном бюджете СССР, при этом его собственные доходы не превышали 40%.

В рыночных условиях пенсионный механизм пред-ставляет собой механизм компенсации работнику ут-раченного заработка при наступлении пенсионных со-бытий за счет недоплаченной ему работодателем платы за труд. Безразлично, каким способом происходит ре-зервирование части дохода наемного работника -- пу-тем прямых вычетов из его заработной платы (когда пенсионные взносы уплачивает сам работник из своего заработка), либо косвенных удержаний (когда взносы уплачивает работодатель и на данную сумму сокращает оплату труда). В любом случае наемный работник дол-жен получать от своего работодателя двойную матери-альную выгоду, сформированную на основе двух фи-нансовых источников:

денежное вознаграждение - на обеспечение теку-щего потребления;

пенсионную страховку - на покрытие перспек-тивных потребностей.

Пенсионная страховка трудящегося человека в ры-ночной экономике входит в сферу ответственности биз-неса: для предпринимателя трудовые ресурсы - это основной фактор производства, использование данного ресурса налагает на бизнес обязанность обеспечить существование людей, чьим трудом создается прибыль предприятия. Причем эта ответственность носит персо-нальный характер - уровень эффективности бизнеса, со-здаваемый наемными работниками, требует от работо-дателя адекватности не только в оплате труда, но и в объе-ме пенсионной защиты. Вполне закономерна привязка размера пенсионных выплат к уровню квалификации, ин-тенсивности и продолжительности прошлой трудовой де-ятельности пенсионера, которые, в свою очередь, опре-деляют так же размер заработка. Государственное регу-лирование пенсионного механизма, преследующее уравнительные цели, искажает основную функцию пенси-онного страхования - функцию компенсации утрачен-ного трудового дохода: человек сокращает свое текущее потребление с тем, чтобы сохранить его уровень в тот период, когда он уже не будет работать. Поэтому логич-ным видится привязка размера пенсии к заработку, так как тот уровень жизни, к которому трудящегося при-учил работодатель, должен этим работодателем обеспе-чиваться и при выходе на пенсию через пенсионный ме-ханизм. В то же время, несомненно, что в разумных пре-делах государственное вмешательство необходимо для обеспечения сбалансированности процесса пенсионно-го страхования в общенациональных масштабах.

Однако планы перестройки с 2005 г. отечественного пенсионного механизма коренным образом меняют принципы пенсионных отношений в государстве. Теперь уже снимается единоличная финансовая ответ-ственность с предприятий за пенсионное обеспечение граждан, она субсидиарно разделяется с органами государственной власти. По сути, государство берет на себя не свойственные ему в рыночных условиях функции субсидирования обязанностей частного бизнеса. Пре-дусмотренная на 2005 г. доплата Пенсионному фонду РФ в объеме 75 млрд. руб. представляет собой целевую субсидию каждому хозяйствующему субъекту в среднем превышающую 90 тыс.руб.11 В настоящее время финансовую отчетность в ФНС представляют около 800 тыс. хозяйствующих субъектов, соответственно, 75 млрд.руб./800 тыс. предприятий = 90 тыс.руб., или дополнительную пен-сионную страховку каждому наемному работнику в раз-мере 1,1 тыс.руб.11 Сейчас в России около 66 млн. трудящихся, соответствен-но 75 млрд.руб./60 тыс. чел. = 1,1 тыс.руб.. Если же рассматривать последствия пенсионной реформы в отношении крупных предпри-ятий, на которых численность персонала составляет тысячи человек, то в отношении данных страхователей размер государственной субсидии на пенсионные цели уже будет измеряться миллионами рублей.

Трудно ожидать, что сокращение доходной базы госу-дарственной пенсионной системы удастся покрыть еже-годными субсидиями из федерального бюджета. Запланированные на 2006г. поступления в федеральный бюджет единого социального налога 266,5 млрд. руб. при ставке 6% свидетельствуют о том, что снижение ставки обязательных платежей на пенсионное страхование на 8 процентных пун-ктов означает уменьшение данного доходного источника на сумму, не менее 350 млрд. руб. Эти потери не покрыва-ются запланированной бюджетной дотацией в 75 млрд. руб. Накопленных в Пенсионном фонде РФ резервов явно не-достаточно для покрытия возникающего дефицита. К тому же, сформированный в 2000-2001 гг. пенсионный резерв из года в год имеет тенденцию к исчерпанию.

Рассмотрен и принят в первом чтении бюджет ПФР, по словам Батанова, все запланированные повышения и индексации пенсий в 2007 году будут сделаны, а дефицит бюджета будет покрыт из средств федерального бюджета. «По опыту работы этого года с дефицитом, Министерство финансов РФ выполняет обязательства точно в срок, и мы выплачиваем пенсии в полном объеме и в установленные сроки. Так же будет и в 2007 году»- заявил Геннадий Батанов22 Пенсионный Фонд РФ - http://www.pfrf.ru/

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.