Рефераты. Государственные ценные бумаги РФ и их виды

Глава 3 Характеристика отдельных государственных бумаг

3.1 Государственные краткосрочные бескупонные облигации

(ГКО)

В условиях высокой инфляции и растущего дефицита федерального бюджета Правительством РФ было принято Постановление «О выпуске государственных краткосрочных беску-понных облигаций». Постановление Правительства РФ № 107 от 8.02.1993.

Эмитентом именных государственных краткосрочных об-лигаций является Министерство финансов. Номинальная стои-мость ценных бумаг составляет 1 млн. рублей. Они выпускаются в безбумажной форме, каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом, который хранится в Центральном банке, яв-ляющемся генеральным агентом по обслуживанию выпуска краткосрочных облигаций.

Банк России выполняет следующие операции на рынке ГКО:

- продажу облигаций на ММВБ Московская межбанковская валютная биржа по поручению Министерства финансов;

- покупку облигаций от своего имени и за свой счет на ММВБ;

- куплю-продажу облигаций на фондовой бирже от своего имени и за свой счет;

- погашение облигаций по поручению Министерства фи-нансов.

Размещение ГКО осуществляется с дисконтом, который яв-ляется видом дохода (процента), получаемого эмитентом. По срокам обращения ГКО делятся на трехмесячные, полугодовые и рассчитанные на один год. Размещаются они на аукционе, который проводит Центральный банк. Обращение облигации на вторичном рынке происходит только в форме совершения сделок купли-продажи через фондовую биржу.

Рынок ГКО начал действовать в мае 1993 года. К началу 1994 года он значительно окреп, а к середине года уже имел прочное положение.

Таким образом Центральный банк России получил еще один инструмент в виде краткосрочных облигаций для реализа-ции своей политики в сфере покрытия дефицита федерального бюджета. За счет эмиссии ГКО эмитенту удалось решить ряд серьезных проблем федерального бюджета. Доходы от реализа-ции государственных ценных бумаг, важнейшими из которых были ГКО, равнялись 5,6 трлн. рублей, и в конце 1994 года ГКО за-нимали 12% в структуре внутреннего государственного долга.

В 1994 году был проведен 31 аукцион по размещению бес-купонных ГКО. К концу 1994 года общий объем выпусков ГКО в обращение превысил 12 трлн. рублей. Активно развивался вторичный рынок ГКО. В 1994 году было проведено 174 торговые сессии, на которых заключили свыше 100 тыс. сделок на сумму 14,58 трлн. рублей. Доходность облигаций на вторичных торгах складывалась в значительной степени под воздействием конъюнктуры первичного рынка.

В летние месяцы 1995 года доходность рынка ГКО снизилась до 108 --115% годовых, сравнялась с доходностью казначейских обязательств и уступила доходности облигаций внутреннего валютного займа. Дальнейшие измене-ния на рынке ценных бумаг произошли в связи с установлени-ем «валютного коридора», что привело к «замораживанию» кур-са доллара и сделало вложения в валюту и валютные инстру-менты низкодоходными. В осенние месяцы 1995 года уровень доходности ГКО испыты-вал заметные колебания, однако сформировалась тенденция к его понижению.

Трудно оценить перспективы рынка ГКО, однако точно можно сказать, что федераль-ный бюджет не в состоянии обходиться без средств, получае-мых от продажи краткосрочных государственных облигаций. ГКО являются высоколиквидными ценным бумагами. Сроки обращения ГКО в денежные средства минимальны, и это позволяет официальным дилерам и их клиентам быстро и надежно инвестировать находящиеся в их распоряжении временно свободные денежные средства. При этом: операционные издержки при таких инвестициях сравнительно невелики. Дополнительное преимущество инвестиций в ГКО состоит в том, что все виды доходов от операций с этими ценными бумагами освобождены от налогообложения.

3.2 Казначейские обязательства (КО)

Эти государственные ценные бумаги явля-ются по своей сути финансовым инструментом переходного пе-риода. Их выпуск обусловлен жестким правительственным курсом, направленным на снижение инфляции и планомерное сокра-щение доходности по основным финансовым инструментам.

Начало выпуска казначейских обязательств (КО) -- август 1994 года, эмитентом является Министерство финансов. Эти цен-ные бумаги выпускаются сериями в бездокументарной форме в виде записи в уполномоченном депозитарии (банках-агентах Министерства финансов). Каждая серия имеет единые даты выпуска обязательств, даты погашения, номинальную стои-мость, процентную ставку, т.е. представляет собой самостоя-тельный выпуск и оформляется глобальным сертификатом. Ставка процентного дохода по обязательствам устанавливается в зависимости от срока начала погашения. Процентный доход выплачивается Министерством финансов одновременно с погашением казначейских обязательств.

Владельцами этих ценных бумаг могут быть юридические и физические лица Российской Федерации. Размещение осущест-вляется путем перевода того или иного количества казначей-ских обязательств на счета-депо первых владельцев в централь-ном уполномоченном депозитарии или на счета в других упол-номоченных депозитариях.

Казначейские обязательства могут приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставляемые услуги без ограничений или выступать в качестве залога. Кроме того, они могут обмениваться на налоговые освобождения в целях зачета по неплатежам в государственный бюджет.

Рынок казначейских обязательств в I квартале 1995 года стал наиболее доходным сектором фондового рынка. При этом обо-рот обязательств на межбанковском рынке за первые три меся-ца увеличился более чем в два раза.

Постоянный спрос на рынке казначейских обязательств и снижение темпов их эмиссии позволили банкам-депозитариям повышать цены на КО. Среди участников рынка выделились две группы дилеров, привле-кающих казначейские обязательства для спекулятивных опера-ций и получения налоговых освобождений (пред-приятия, осуществляющие платежи в бюджет). В итоге с марта по май 1995 года стоимость КО, привлекаемых под налоговые осво-бождения, возросла со 100 до 115% номинала, а средневзве-шенная доходность рынка КО составляла 200--250% годовых.

Однако в это же время было официально объявлено об ог-раниченных сроках обращения казначейских обязательств (первое полугодие 1996 года). Основным поводом для подобного решения стало несоответствие КО стандартам МВФ, имеющим такие требования к ценным бумагам, как рыночная доходность и рыночные условия размещения и обращения. Вместе с тем казначейские обязательства заняли важное место на рынке государственных ценных бумаг, а их доходность превысила уровень доходности ГКО. Положение изменилось к началу июня 1996 года, когда доходность по операциям с казначейскими обязательствами снизилась почти в три раза, а к середине июня составила 65 - 80% годовых.

Причинами снижения доходности государственных казна-чейских обязательств также являются: падение доходности на рынке ГКО, падение биржевого курса доллара и доходности валютных инструментов, рост стоимости казначейских обяза-тельств, привлекаемых прежде всего под портфель.

Дело в том, что казначейские обязательства не попадают в реальный сектор: из отраслевой структуры, ведающей их рас-пределением, они направляются в банк или финансовую ком-панию. В итоге посредник получает проценты, финансовые компании проводят высокодоходные операции, государству достаются 35% дохода в виде налога на прибыль, а предпри-ятия, вынужденные продавать с дисконтом имеющиеся у них КО для финансирования производственной деятельности, тер-пят убытки.

С января 1996 года эмиссия казначейских обязательств была прекращена, а срок погашения их последних выпусков был назначен на 28 марта 1996 года.

3.3 Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ)

На быстро развивающемся рынке ценных бумаг России появился новый вид долгового обязательства -- облигации го-сударственного сберегательного займа (ОГСЗ), призванные стать дополнительным средством для покрытия растущего де-фицита федерального бюджета. Указ Президента РФ № 836 от 09.08.1995 г. В настоящее время основным нормативном документом для ОГСЗ выступают Генеральные условия эмиссии и обращения ОГСЗ РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 379 от 16.05.2001 г. Введение «валютного коридора» и стабилизация курса рубля привели к тому, что в условиях роста потребительских цен интерес населения к вложениям в твердую валюту заметно снизился.

Эмитентом облигаций государственного сберегательного займа выступает Министерство финансов РФ. Облигации выпус-каются сроком на один год с 27 сентября 1995 года (первая серия ОГСЗ) по 26 сентября 1996 года с номинальной стоимостью 100 и 500 тыс. рублей. Они являются государственными ценными бума-гами на предъявителя. Объем выпуска составляет 1 трлн. руб. Каждая облигация имеет четыре купона, купонный период со-ставляет четыре календарных месяца и определяется с даты начала выпуска. ОГСЗ дает их владельцам право на получение процентного дохода, который превышает уровень доходности по другим государственным ценным бумагам. Доходы по купо-нам выплачиваются ежеквартально в виде процента к номи-нальной стоимости. Первая серия ОГСЗ обеспечивала доход в размере 102,72% годовых. Никифорова В.Д., Островская В.Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги. - СПб.: Питер, 2004.

Бумажная форма облигаций и их предъявительский харак-тер обусловливают простоту обращения. При этом отсутствует необходимость регистрировать акт купли-продажи или переда-чи ценной бумаги. Эти условия являются более привлекатель-ными для физических лиц, которые доверяют осязаемой бу-мажной форме облигации, а не ее компьютерному аналогу.

Срок размещения ОГСЗ среди юридических и физических лиц определен в 90 дней с даты приобретения облигаций у эмитента. При этом дилер в течение 60 дней с даты приобрете-ния должен разместить не менее 90% купленных у эмитента ценных бумаг, из них не менее 50% должно быть реализовано за наличный расчет.

Условия выпуска предусматривают возможность разме-щения ОГСЗ коммерческими банками и финансовыми орга-низациями, имеющими лицензию на право осуществления операций со средствами населения. При этом Министерству финансов должно быть уплачено не менее 10 млрд. руб. по номинальной стоимости облигаций с минимальной ценой покупки 98% этой стоимости. На практике при покупке ОГСЗ преимущество получили те банки и компании, кото-рые могли предложить более высокую цену. Предвидя это, Министерство финансов ввело максимальный объем покуп-ки облигаций в размере 200 млрд. руб. по номинальной стоимости.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.