Рефераты. Доходы и расходы государственного бюджета РФ

В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:

§ Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;

§ Расходы на социально-культурные нужды;

§ Военные расходы;

§ Расходы на управление.

Структура бюджетных расходов по данным группам в течение многих лет была в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты в распределении средств бюджета. Основная масса ресурсов (около половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и поддержку экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных средств расходовалось на социально-культурные мероприятия.

Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности:

§ В производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.;

§ В непроизводственной по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п.

Такое деление государственных расходов (также как и по роли в воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство может добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.

Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др. По учреждениям и организациям непроизводственной сферы - затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д.

Одновременно с экономической классификацией расходов бюджета используются и другие группировки, в том числе и организационная, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым про-граммам и уровням управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. Также в экономической литературе можно встретить классификацию государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование).

Перечисленные группы расходов определены по предмет-ному признаку. Но, как уже упоминалось, государственные расходы можно класси-фицировать и по другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому назначению и др.).

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

§ ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

§ средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

§ трансферты населению, т.е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления;

§ ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

§ ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

§ бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);

§ субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

§ инвестиции в уставные капитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

§ бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;

§ кредиты иностранным государствам;

§ средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые на финансирование затрат общегосударственного характера. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели. Расходы федерального бюджета утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

§ обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

§ функционирование федеральной судебной системы;

§ осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);

§ национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

§ фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу;

§ государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

§ государственная поддержка атомной энергетики;

§ ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

§ исследование и использование космического пространства;

§ содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

§ формирование федеральной собственности;

§ обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

§ компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

§ пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

§ проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

§ федеральная инвестиционная программа;

§ обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

§ обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

§ финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

§ официальный статистический учет;

§ прочие расходы.

Средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

§ государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

§ обеспечение правоохранительной деятельности;

§ обеспечение противопожарной безопасности;

§ научно - исследовательские, опытно - конструкторские и проектно - изыскательские работы, обеспечивающие научно - технический прогресс;

§ обеспечение социальной защиты населения;

§ обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

§ обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

§ развитие рыночной инфраструктуры;

§ обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

§ обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;

§ обеспечение деятельности средств массовой информации;

§ финансовая помощь другим бюджетам;

§ прочие расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

4. Бюджетный дефицит.

Государственный бюджет, как и всякий баланс предполагает выравнива- ние доходов и расходов. Однако, как правило, при принятии бюджета планируемые поступления и расходы не совпадают. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (или излишек), превышение расходов над доходами - бюджетный дефицит (недостаток). Обычно бюджетный дефицит выражается в процентах к ВНП (ВВП).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.