Рефераты. Денежные расчёты

1.3. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

В условиях экономического кризиса у многих предприятий и организаций произошло значительное увеличение наличного де-нежного оборота. Прежде всего, это вызвано серьезными наруше-ниями в работе банковской системы России. Так, в настоящее время ряд коммерческих банков задерживает поручения своих клиентов на перевод денежных средств их контрагентам (постав-щикам, подрядчикам и т. д.). Несмотря на то, что денежные средства списываются со счетов организаций, до конечного получате-ля они не доходят или поступают со значительным опозданием.

В таких условиях организации вынуждены осуществлять рас-четы со своими партнерами наличными денежными средствами.

Расчеты наличными денежными средствами строго регламен-тированы Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением совета директоров Банка России 22 сентября 1993 г. № 40. Положения данного Порядка распространяются на все предприятия и орга-низации независимо от их формы собственности и организацион-но-правовой формы, а также на индивидуальных предпринима-телей, осуществляющих свою деятельность без образования юри-дического лица. С 1 января 1998 г. вступило в действие также Положение ЦБ РФ «О правилах организации наличного денеж-ного обращения на территории Российской Федерации» от 5 ян-варя 1998 г. № 14-П.

Строгое регулирование правил ведения кассовых операций направлено на обеспечение сохранности денежных средств, пред-отвращения их необоснованного расходования или избыточного оседания в кассах предприятия, способствует ускорению денеж-ного оборота в народном хозяйстве, сдерживанию инфляции и упорядочению платежей. Для этого предусматривается специ-альное оборудование помещений кассы, полная материальная ответственность кассира, лимитирование остатков наличных денег в кассе и их расходования, ограничение срока хранения в кассе денег на выплату заработной платы работникам предпри-ятия, пособий, стипендий и пенсий тремя днями от времени их получения из банка, а также размера и продолжительности ис-пользования авансов на хозяйственные и командировочные рас-ходы.

Оприходование наличных денег при осуществлении расчетов с населением должно производиться с использованием контрольно-кассовых машин.

Применение контрольно-кассовых машин регламентировано Законом РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» от 18 июня 1993 г.

Использовать контрольно-кассовые машины (далее по тексту ККМ) для расчетов с населением обязаны все организации (в том числе физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица) в случае осу-ществления ими торговых операций или оказания услуг.

Исключение составляют организации, которые в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утверждении положе-ния по применению контрольно-кассовых машин при осуществ-лении денежных расчетов с населением и перечня отдельных ка-тегорий предприятий..., организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местона-хождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин» от 30 июля 1993 г. № 745 входят в перечень организаций, освобожденных от обязанно-сти использовать ККМ.

Таким образом, от применения ККМ освобождены организа-ции (физические лица, занимающиеся предпринимательской де-ятельностью без образования юридического лица), осуществляю-щие:

- платные услуги населению и применяющие бланки строгой отчетности или приравненные к ним документы (в основном орга-низации, оказывающие услуги -- прачечные, химчистки, мас-терские по ремонту бытовой техники, автомобилей и т.п.);

- мелкорозничную (передвижную) торговлю с ручных теле-жек, с цистерн при продаже пива, кваса, молока и керосина (за исключением цистерн, установленных стационарно и подключен-ных к емкости завода), с лотков, из корзин, в развал овощами и бахчевыми культурами;

- продажу газет, журналов, а также сопутствующих товаров в отдельно стоящих киосках (при условии, что выручка от прода-жи газет и журналов составляет не менее 50 % и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной вла-сти);

- торговлю в киосках мороженым, безалкогольными напит-ками в розлив, табачными изделиями, произведенными на тер-ритории Российской Федерации;

- торговлю на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торгов-ли (за исключением находящихся на указанных территориях па-латок, киосков, ларьков, павильонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных торговых мест, автофур-гонов, а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами).

Освобождаются от применения ККМ религиозные объедине-ния в части реализации предметов культа и религиозной литера-туры в культовых зданиях и уличных киосках и учреждениях почтовой связи в части реализации по номинальной стоимости знаков почтовой оплаты, предназначенных для оплаты услуг по-чтовой связи.

В соответствии с п. 25 приложения к письму Госналогслужбы России «О применении контрольно-кассовых машин при осуще-ствлении денежных расчетов с населением от 5 мая 1994 г. № НИ-6-07/152» действие Закона РФ от 18 июня 1993г. № 5215-1 (далее -- Закон РФ) не распространяется на виды деятельнос-ти, а также услуги, не связанные с предпринимательством. К таким видам деятельности относятся, например, нотариальная деятельность, а также деятельность учебных заведений по оказа-нию платных услуг, связанных с образованием и деятельность коллегий адвокатов по оказанию юридической помощи (консуль-таций) населению.

Во всех остальных случаях применение ККМ при осуществле-нии расчетов с населением является обязательным.

Однако следует учесть, что постановлением РФ «О внесение дополнений в постановление Совета Министров -- Правительства РФ от 30 июля 1993г. № 745* от 19 декабря 1997г. № 1607 дано разрешение органам исполнительной власти субъектов Россий-ской Федерации принимать решения об ограничении действия указанного перечня на соответствующей территории.

За нарушение требований Закона РФ «О применении конт-рольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» от 18 июня 1993 г. № 5215-1 и Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении де-нежных расчетов с населением применяются штрафные санкции, предусмотренные ст. 14.5 Кодекса РФ об административных на-рушениях РФ (КоАП РФ).

Организация, ведущая денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, подвергается согласно требованиям КоАП РФ штрафам в следующих размерах:

* юридические лица -- от 300 до 400 МРОТ;

* должностные лица -- от 30 до 40 МРОТ.

В настоящее время минимальный размер оплаты труда (МРОТ), который применяется для исчисления штрафных санкций, со-ставляет 100 рублей.

В соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги только в пределах лимита, установленного банком по согласованию с ру-ководителем предприятия. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприя-тиям независимо от организационно-правовой формы и сферы де-ятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты. Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в обслуживающий его банк рас-чет по установленной форме. По предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятель-ного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается еди-ный лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделе-ний. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводит-ся приказом руководителя предприятия. По представительствам и филиалам, расположенным вне его места нахождения, составляю-щим отдельный баланс и имеющим счета в учреждениях банков, лимит остатка кассы устанавливается обсуживающим его банком.

При наличии у предприятия нескольких счетов в различных банках предприятие по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих его учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка денежных средств в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомление об определенном ему лимите в другие учреждения банков, в которых открыты соответствующие счета.

Предприятия, у которых лимит банком не установлен, должны сдавать в банк всю денежную наличность ежедневно, так как в этом случае лимит остатка денежных средств в кассе считается нулевым, а несданная в банк денежная наличность считается сверхлимитной.

Вся денежная наличность сверх установленных лимитов должна сдаваться в банк. Для этого кассиром предприятия выписыва-ется объявление на взнос наличных денег, в котором указывается источник образования вносимых денежных средств - выручка за товары, работы и услуги, невыданная заработная плата и т.п.

Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающим банком каждому предприятию по согласованию с руководителем исходя из необходимости ускорения оборачивае-мости денег и своевременного поступления их в кассы в дни рабо-ты учреждений банков. В этих целях предприятия составляют и представляют в банк (за 60 дней до начала планируемого кварта-ла) кассовый план. Кассовый план (заявка) -- это план оборота наличных денег денежных средств, который отражает их поступ-ления и выплаты через кассу предприятия.

Исходными данными для составления кассового плана явля-ются сметы доходов и расходов, сведения о продаже физическим лицам товаров и оказании платных услуг, календарь выплаты заработной платы и т.п. В кассовой заявке, таким образом, должно быть отражено, сколько наличных денежных средств поступит от клиента в кассу банка и сколько наличных денег потребуется ему из кассы банка. На основании полученных кассовых заявок банки составляют кассовый прогноз на предстоящий квартал с помесячной разбивкой, в ходе исполнения которого осуществляется кассовое обслуживание клиентов. Контроль за исполнением кассовой заявки возложен на главного бухгалтера предприятия.

Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в банке (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, -- до пяти дней),

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.