Рефераты. Денежно-кредитная сфера

Главная задача кредитно-денежной политики центрального банка - поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства.

Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изме-нение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный Банк может оказывать определяющее воздействие на де-нежное предложение, а через его посредство - на реальный нацио-нальный продукт, занятость и индекс цен.

Денежно-кредитная политика во многом определяет валютные курсы, влияя тем самым на эффективность внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Ее можно использовать не только для изме-нения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом.

Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Централь-ным Банком, экономика не может эффективно функционировать. В пе-риоды экономического спада и роста безработицы, падения произ-водства необходимо увеличивать денежное предложение, чтобы сти-мулировать процесс инвестирования финансовых ресурсов в произ-водство, а также потребительских расходов - необходимо увеличи-вать совокупный спрос. В период экономического роста, сопровож-даемого инфляцией, следует снижать предложение денег. Именно этим и занимаются центральные эмиссионные банки.

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться достаточно успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно эффективно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно последние являются базой всей денежно-кредитной системы.

Денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из глубочайшего кризиса, но не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в рыночной системе нега-тивных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем управленческом уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результа-ты.

К инструментам денежно-кредитной политики относятся, в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также внедрение кредитных ограничений.

В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы.

Таким образом, государству необходимо регулировать денежную политику, но в рамках разумного, необходимо произвести либерализацию государственного регулирования в банковской системе, необходимо инвестировать те отрасли народного хозяйства (перерабатывающую, химическую, транспортную, приборостроение), которые позволят развивать отечественное производство, повысить макроэкономические показатели ВВП, процент занятости населения, уровень реальных доходов населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Булатова А. С., Экономика: учебник - М.: Перспектива, 1994 - 398 с.

2. Дробозина А.А., Константинова Ю.Н., Окунева Л.П. Общая теория финансов: учебник - М.: ЮНИТИ, 1995 - 319 с.

3. Дробозина А.А., Окунева Л.П., Андросова Л.Д. Финансы. Денежное обращение. Кредит - М.: ЮНИТИ, 1997 - 199 с.

4. Казаков А.А., Минаев Н.В., Экономика: Учебное пособие - М.:«Тандем», 1998 - 243 с.

5. Киреев А.А. Международная экономика -М.: Международные отношения, 1997 - 278 с.

6. Ковалева А.М., Финансы: Учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 1997 - 157 с.

7. Дильмухаметов А.А. Роль денежно-кредитной и валютной политики в экономике государства// Экономика и управление, 2001, № 5, с. 12-14.

8. Иващенко И.П. Особенности социально - экономического развития Республики Беларусь // НЭГ,2003, № 12. с. 3-4.

9. Исаева Е. Б. Денежно-кредитная политика в России: возможности и результаты // Деньги и кредит, 2000, № 9. с.5-7.

10. Лакшина О. А. Банковские резервы как условие эффективного функционирования кредитной системы // Деньги и кредит, 2001, № 7. с. 53 --59.

11. Лунтовский Г.И. Проблемы денежно-кредитной системы (интервью с председателем подкомитета по денежно-кредитной политике и деятельности Центрального Банка Государственной Думы) // Деньги и кредит, 2001, № 3. с.5-6.

12 Львин Б. Об устройстве банковской и денежной системы// Вопросы экономики, 2001, № 10. с.14-16.

13. Морданов Р.Х. Денежно-кредитная политика в период экономических реформ // Экономика и управление, 2002, № 6. с. 25-26.

14. Обухов Н. П. Кредитный рынок и денежная политика // Финансы, 2001, № 2. с.18-20.

15. Симонов В. В. Кредитная система и государственное регулирование // Деньги и кредит, 2002, № 4. с. 68 -- 77.

16.Симпсон Т. Американский опыт функционирования центральной банковской системы и угроза инфляции // Вопросы экономики, 2000, № 12. с.24-23.

17. Симрановский А.Ю. К вопросу денежно-кредитной политики // Деньги и кредит, 2000, № 4. с. 11.

18. Шустров А.А. Европейский центральный банк: инструменты денежно-кредитной политики // Деньги и кредит, 2000, № 2. с. 21.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

P Кредитная

политика Sb

S

Sa

Ob

Pb

2b

O

Po

Oa

2a

Pa

D

1b 1a

Q

Qb Qo Qa Денежная

политика

Q - объем денежной массы;

P - цена заемных средств (процентная ставка по кредитам);

S, Sa, Sb - кривые предложения денег;

D - кривая спроса на деньги.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

P

Кредитная

политика S

O

P0

S1

P1 O1

D

Q0 Q1 Q

Денежная

политика

Q - объем денежной массы;

P - цена заемных средств (процентная ставка по кредитам);

S - кривые предложения денег;

D - кривая спроса на деньги.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Цели и средства достижения

Вид экономической политики

Примечание

денежная

кредитная

курсовая

А

1

2

3

4

1.Цели

Обеспечение экономики де-нежной массой в необходимом и достаточном объ-еме, выполнение одновременно двух условий: това-рооборот обеспечен день-гами, деньги пол-ностью обеспе-чены товарной стоимостью. Исклю-чение де-нежного фактора инфляции спроса (эффект “лишних денег”) и стагна-ции (дефицит денег в обороте).

Регулирование динамики экономического роста посредством изменения ценовой доступности кредита.

Поддержание условий для развития экономики страны и одновре-менно поставок критичес-кой массы импорта посредс-твом регулирования курса нацио-нальной валюты.

К п.1. Все три составляющие политики в монетарной сфере должны быть субординационно подчинены единой цели экономической политики, состоящей в построении социально ориентированной рыночной экономики в оптимальном режиме, факторами которого выступают максимально сжатые сроки и минимальные социальные потрясения.

К п.1 кол.2. Практика экономического регулирования знает и случаи достаточно успешного проведения селективной кредитной политики (ФРГ после Второй мировой войны).

2.сред-ства

1. Регулирование первичной эмиссии (эмиссия центрального банка)

1.1. Операции на открытом рынке

1.1.1. Операции с ценными бумагами

1.1.2. Операции с иностранной валютой и драгоценными металлами

1.2. Режим доступа к кредитам центрального банка.

2. Регулирование вторичной эмиссии ( эмиссия банков).

2.1. Норма обязательного резервирования.

2.2. Пруденциальные нормы.

(…)

(…)

(…)

( + )

( - )

(…)

(…)

(…)

К п.1 кол.1. Излишек денежной массы ведет к гипертрофированному спросу и инфляции, недостаток - к гипертрофированному спросу и стагнации, вызывает демонетизацию экономики, неплатежи, способствуют уклонению от налогов и росту теневой экономики.

К п.1.2.кол.1. Данное средство использовалось ранее и является в значительной степени специфичным для российских условий, имея в виду его административный характер с точки зрения содержания и отсутствие до последнего времени четких норм с позиций формальных условий доступа. В других странах (например в США) доступ к кредитам центрального банка также не для всех случаев абсолютно четко формализован, однако эти случаи являются исключением из правил и касаются не проведения денежной политик, а вопросов поддержания ликвидности отдельных банков.

К п.2.2.кол.1. Ограничивая риск банков, пруденциальные нормы фактически выступают средством регулирования вторичной эмиссии, хотя данный эффект является побочным и не вытекает непосредственно из задач пруденциального регулирования.

( + )

(…)

(…)

1.Общее регулирование.

1.1.Регулирование ставки рефинансиро-вания центрального банка.

1.2.Регулирование цены государствен-ных заимствований (осуществля-ется правительст-вом при возможном содействии центрального банка ,как агента правительства, выступающего от его имени и за его счет).

2. Селективное регулирование (осуществляя-ется правительс-твом совместно с центральным банком).Пре-доставление избранным (приоритет-ным) отраслям либо производствам (предприятии-ям) кредитов на условиях лучше рыночных (уровень ставки и прочее).

(…)

(…)

(…)

3. Операции с иностран-ной валютой, драгоцен-ными металлами и другими валютны-ми ценностя-ми, прямые (админира-тивные)

стративные) ограничения.

Примечания: ( + ), (…), ( - ) - обозначает характер влияния действий в данной области монетарной политики на две другие области;

( + ), ( - ) - обозначает соответственно наличие или отсутствие влияния;

( … ) - обозначает, что влияние возможно при определенных обстоятельствах, обусловленных объемом или направленностью действий.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.