Рефераты. Денежно-кредитная политика в современной экономике

ломбардные кредиты под залог государственных ценных бумаг, входящих в Ломбардный список;

однодневные расчетные кредиты ( кредиты “овернайт”), не имевшие обеспечение. Эти кредиты предоставлялись только банкам - первичным дилерам на рынке государственных ценных бумаг в жестко установленных лимитах (до 50 млн. руб.).

с 8 июля 1998 года Банк России принял решение о сокращении срока предоставления ломбардных кредитов, ограничив его 7 днями, и о выдаче этих кредитов на аукционной основе.

После событий 17 августа 1998 года Совет директоров Банка России оперативно принимал решения о внесении изменений в действующий механизм банка. В целях упорядочения процедуры проведения ломбардных аукционов и недопущения завышения банками процентных ставок начиная с 27 августа 1998 года банки, имевшие возможность получения кредитов “овернайт”, не допускались к участию в ломбардных кредитных аукционах Банка России.

Исходя из параметров денежно-кредитной политики, определенных до конца 1998 года, Банк России намерен в этот период ограничить кредитование банков в основном предоставлением им обеспеченных кредитов “овернайт” и внутридневных кредитов.

Процентная политика по операциям Банка России. Важным инструментом денежно-кредитной политики являются процентные ставки по операциям Банка России.

В 1997-1998 годах Банк России определил в качестве задачи в области процентной политики постепенное снижение процентных ставок в экономике до уровня, стимулирующего неинфляционный рост спроса на заемные ресурсы.

Наряду с этим отмечалось сближение уровня процента по различным видам операций на денежном рынке. Данным положительным процессам способствовали меры денежно-кредитного регулирования, нацеленные на поддержание инфляции в заданных параметрах, и последовательная процентная политика Банка России, который постепенно в соответствии с ситуацией на денежном рынке снижал процентные ставки по всем видам своих операций.

В то же время с октября 1997-август 1998 приоритетным направлением процентной политики Банка России стало поддержание стабильного курса национальной валюты и недопущение системного банковского кризиса. Вначале февраля 1998 года было произведено повышение ставки рефинансирования (с 28-42%).

Повышение ставки рефинансирования давала возможность рынку ориентиру нового уровня доходности государственных ценных бумаг, что в некоторой степени способствовало снижению давления на валютный рынок. При очевидных признаках улучшения состояния денежного, валютного и фондового рынков Банк России снижал ставку рефинансирования. В истекшем периоде 1998 года Банк России 9 раз пересматривал ставку рефинансирования, в том числе 5 раз в сторону снижения.

В феврале и мае-июне Банку России удалось в целом решить поставленные задачи по снижению давления на валютный рынок путем повышения стоимости рублевых ресурсов с помощью изменения ставок рефинансирования, по операциям РЕПО, ставок по ломбардным кредитам и приему средств в депозиты а также изменения режима установления ставок и обращения к аукционной форме ломбардного кредитования. Однако к началу августа операции по ограничению ликвидности банковской системы обусловили дефицит рублевых средств и резкий рост ставок денежного рынка. Это способствовало практической парализации этого сектора финансового рынка.

3.1 Российская экономика в 1998 году.

1998 год должен был иметь отличия от предшествовавшего периода реформирования российской экономики. В среднесрочной перспективе 1998 год должен был закрепить наметившуюся в 1997 году тенденцию преодоления экономического спада, создать предпосылки для будущего стабильного экономического роста.

В связи с этим экономическая политика Правительства РФ предусматривала, что именно в текущем году будут сформированы условия для экономического роста и повышения инвестиционной активности.

Значительное внимание предполагалось уделить решению социальных вопросов, в основ6е которого лежат задачи обеспечения роста реальных доходов и потребления населения.

Как показывают итоги за 9 месяцев и предварительные оценки года, указанных целей экономической политики в 1998 году достичь не удалось. На достижимость намеченных целей во многом повлияли кризисные явления на мировых финансовых рынках, а также процесс углубления кризиса российской финансовой системы, который далеко не по всем параметрам определяется внешними причинами.

За 9 месяцев 1998 года ухудшились по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года показатели эффективности общественного производства.

ВВП, использованный на цели потребления и накопление, определялся в январе - сентябре 1998 года динамикой основных его структурообразующих элементов. Закрепилась имевшая место в 1997 году тенденция роста розничного товарооборота. Обострение бюджетных проблем привело к снижению бюджетных расходов, а следовательно, к уменьшению государственных расходов на конечное потребление товаров и услуг.

Под влиянием финансового кризиса во второй половине 1998 года произошло резкое ухудшение макроэкономической ситуации. Снизилась хозяйственная активность в большинстве отраслей сектора нефинансовых предприятий, происходило дальнейшее ухудшение экономической конъюктуры.

В августе в связи с финансовым кризисом произошло ухудшение условий хозяйствования. Снижение выпуска продукции оказало негативное влияние на объем производства промышленной продукции.

Состояние совокупного спроса. В основе ухудшения экономической конъюктуры в 1998 году лежит как сокращение конечного потребления, так и уменьшение валового накопления основного капитала.

Всплеск инфляции на фоне финансового кризиса, отсутствие у бюджета возможностей по выплате в полном объеме долгов населению, а также по компенсации инфляционного обесценения доходов обуславливает снижение реальных денежных доходов населения. Это, в свою очередь, приведет к сокращению расходов на конечное потребление домашних хозяйств. В 1998 году более трех четвертей объема ВВП израсходовано на цели потребления, что значительно снизило валовые сбережения и ограничило воспроизводственные возможности в перспективе.

Инфляция. Важную роль в создании условий для сохранения понижательной тенденции инфляционных процессов на протяжении 7 месяцев 1998 года сыграл сформированный в предшествующие годы механизм ограничения темпов роста цен и тарифов отраслях экономики, являющихся естественными монополиями.

Несмотря на низкий уровень инфляции в первой половине года, инфляционные ожидания на второе полугодие ухудшались из-за факторов институционального характера.

Среди таких факторов следует отметить решение о повышении таможенных пошлин на 3%, отмене льгот для ряда товаров в часть НДС, введении 5-% налога с продаж.

Начиная с августа доминирующем фактором, определяющем темпы инфляции, стал обменный курс рубля.

Занятость. Происходящие изменения в сфере занятости в 1998 году определялись в основном 2 процессами. С одной стороны увеличение числа безработных. С другой стороны, тем, что основной потенциал для роста безработицы все еще носит скрытую форму.

По данным официальной статистики к концу сентября 1998 года численность экономически активного населения составило 49% (72,7 млн. чел.) от общей численности населения страны.

Общая численность безработных имела тенденцию к росту. В сентябре получили статус безработного 233 тыс. чел.. Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, в расчете на одну вакансию) увеличился по сравнению с концом августа 1997 года с 4,4-5 чел. в сентябре 1998 года.

Ситуация в реальном секторе экономики. Неблагоприятные внутренние и внешние спросовые ограничения в совокупности с ухудшившимся финансовом положением предприятий привели к осложнению ситуации во всех отраслях экономики России.

Рост промышленного производства в первом квартале на 1,3% в сопоставимых ценах во втором квартале сменился спадом на 1,3%. Во второй половине 1998 года усилился спад производства в с/х., что связано с сокращением производства продукции растениеводства. Сохранилось тенденция дальнейшего падения уровня хозяйственной активности в строительстве.

В течении 1998 года финансовое положение предприятий ухудшилось, чему во многом способствовало обострение дефицита доходов, которое было связано с интенсивным сокращением доходности в материальном производстве и расширением слоя убыточных предприятий.

Дополнительными факторами роста производственных издержек являются снижение эффективности основных фондов, увеличение трансакционных издержек, неэффективное использование трудовых ресурсов.

Сложное положение в производственной сфере негативно отражается на динамике задолженности по выплате заработной платы. Увеличилось недофинансирование из бюджетов всех уровней. Основной объем неплатежей государства приходится на отрасли социальной сферы.

Государственные финансы. Закон “О федеральном бюджете на 1998 год” утвердил федеральный бюджет на 1998 год по расходам в сумме 499,9 млрд. рублей. Предельный размер дефицита федерального бюджета на 1998 год установлен в размере 312,4 млрд. рублей, или 4,7% ВВП.

За 9 месяцев 1998 года поступление налоговых доходов составило 50,4% от предусмотренных в бюджете сумм. Недовыполнение утвержденного бюджета имеет место и по неналоговым доходам. В целом уровень собираемости по ним составил 58,4%.

Столь значительное неисполнение бюджета по основным видам налогов и других обязательных платежей объясняется критическим сужением налогооблагаемой базы из-за реального падения производства, увеличением объемов неплатежей, сокращением налога на прибыль из-за роста убыточности предприятий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.