Рефераты. Денежная система Франции

К специализированным кредитным инсти-тутам относится целый ряд кредитно-финансовых учреждений небанковского характера, значение и роль которых складывается по-разному в зависимости от источников фор-мирования ресурсов и их использования. Они могут осуществлять лишь определенные опе-рации в специфической области деятельности.

Во Франции существуют частные и государственные сберегательные кассы. Государственные входят в состав Государственной национальной сберегательной кассы (ГНСК).

По размерам активов наиболее крупным из этих учреждений является Депозитно-сохранная касса, созданная в 1916 г, для уп-равления средствами государственной Национальной сберегатель-ной кассы, объединяющей все сберегательные кассы при почтовых отделениях, и частных сберегательных касс. Кроме сберкасс в чистом виде существуют сберкассы при почтовых отделениях. Все эти сберкассы имеют право выдавать кредиты, хотя основную часть привлеченных ресурсов обязаны выдавать Депозитно-сохранной кассе - это полугосударственное учреждение, которое наделено особым уставом.

В области активных операций Депозитно-сохранная касса занимается выдачей кредитов местным и государственным органам власти, а также жилищные кредиты. Также свои ресурсы депозитно-сохранные кассы формируют за счет ресурсов пенсионных касс (их около 400) и страховых компаний.

Рассмотрим государственные органы регулирования банковской деятельности.

Консультационные:

1) Национальный комитет по кредиту (с 1945г.) - президентом является ми-нистр финансов, а вице-президентом -- управляющий Банком Франции. В комитет, состоящий из 46 членов, входят 8 предста-вителей различных министерств, а большинство других членов, представляющих различные отрасли хозяйства, утверждаются министром финансов. Комитет рассматривает общие вопросы, связанные с кредитной системой, состоянием денежного обращения. Публикуются его ежегодные доклады. Национальный комитет по кредиту наделен правом контроля над кредитом и банками (определение усло-вий кредита, минимальных обязательных банковских резервов и т.д.).

2) Консультационный комитет пользователей - занимается вопросами, связанными с защитой прав клиентов, взаимоотношениями между кредитными учреждениями и их клиентами и т.д.

Регламентирующие:

1) Комитет по регламентации банковской деятельности (с 1984г. ) - определяет права и законы, обязательные к исполнению и касающиеся юридических и финансово-правовых вопросов. Его нормативные акты имеют наибольшую юридическую силу по отношению с нормативными актами других комитетов. Устанавливает правила функциониро-вания кредитных учреждений, дает им пред-писания о финансовых условиях их деятель-ности, определяет порядок открытия отделе-ний и условия участия в капиталах других учреждений. В его составе 6 человек, тесно работает с Банком Франции.

2) Комитет кредитных учреждений занимается более частными задачами, проводит аттестацию и выдачу лицензий. Он принимает решения, касающиеся их деятельности, про-веряет, соответствует ли данное кредитное учреждение уставным требованиям с точки зрения правового статуса, технических и фи-нансовых средств, качества акционеров, лич-ных и профессиональных качеств двух руко-водящих лиц.

Контролирующие:

Банковская комиссия - занимается административным и юридическим надзором за деятельностью кредитных учреждений. В ее состав входят 6 членов, являющихся главным образом предста-вителями правительственных органов.

Под административным надзором понимается контроль за соблюдением банковского законодательства путем проверки бухгалтерских счетов и отчетов, направленных кредитным учреждением в комиссию по итогам своей деятельности, а также путем проведения ревизий на местах, проводимых по распоряжению комиссии инспектором Банка Франции раз в 4-5 лет (комиссия обладает широкими полномочия-ми по проверке любой банковской докумен-тации).

2. Денежная система Франции до введения евро.

В 1799 году вводится единая денежная валюта - ливр.

В 1803 году Франция переходит к системе биметаллизма и официальной денежной единицей становится франк. По закону 1803 г. золото и серебро подлежали свободной чеканке, а монеты из обоих металлов имели неогра-ниченную силу законного платежного средства. Из 1 кг золота чеканилось 3100 франков, а из 1 кг серебра -- 200 франков (т.е. соотношение 1: 15,5).

С 1865 по 1878 гг. Франция возглавляла Латинский монетный союз. В 1873 году Франция отменяет свободную чеканку серебра и официально переходит к золотомонетному стандарту (1 франк = 0,29гр золота). Однако за ранее отчеканенными пятифранковыми серебряными монетами была сохранена неограниченная сила за-конного платежного средства. Поэтому французская денежная система была золотым монометаллизмом «хромающего типа».

Золотомонетный стандарт просуществовал до первой мировой войны по август 1914 года. 5 августа 1914 г. был издан закон, отменивший размен банк-нот Банка Франции на золото и предоставивший ему право выпуска банкнот с принудительным курсом. Золотые монеты ушли из обращения, а последнее было запол-нено неразменными банкнотами, переродившимися в бумаж-ные деньги. Начинается эра инфляции.

О масштабах инфляции во Франции в это время свидетельствуют следующие данные: за 1913-18 гг. количество банкнот в обращении возросло с 5,7 до 31,1 млрд фр., сумма вкладов на текущие счета в главных ком-мерческих банках -- с 4,6 до 8,1 млрд фр., а индекс оптовых цен повысился в 3,4 раза Франция/Пресняков В.Ю., Шумакин Н.Е.и др.-М.: Международные отношения , 1990.-174 с..

Инфляция во Франции носила более продолжительный характер, чем в других капиталистиче-ских странах, и продолжалась вплоть до 1926 г.

Среди причин можно выделить следующие:

крупные расходы по восстановлению разрушенных в годы войны областей;

большой бюджетный дефицит, который она в значительной мере покрывала путем инфляцион-ного выпуска бумажных денег;

рост внутренней и внешней задолженности;

субсидии отечественным компаниям.

Так, к 1926 году объем производства сократился на 80%, покупательная способность франка снизилась в 10 раз по сравнению с довоенным уровнем.

Поворот от инфляции к стабилизации франка начался толь-ко в 1926 г. Государственный бюджет был сбалансирован с помо-щью дополнительных налогов. В результате проведения дефляци-онной политики денежная масса в 1926--1927 гг. несколько сокра-тилась, а в 1928 г. была проведена денежная реформа. Франция не восстановила размена банкнот на золото по довоенному золотому паритету, а провела скрытую девальвацию: хотя банкноты под-лежали размену на золото в слитках по номиналу, золотое со-держание франка было уменьшено почти в 5 раз -- с 0,290323 г до 0,05895 г чистого золота. Девальвация франка узаконила конфискацию 4/5 всех денежных сбережений. Итогом денежной реформы 1928 г. во Франции было вве-дение золотослиткового стандарта (просуществовал до 1936 года), причем обратимость банкнот в золото была урезана: банкноты подлежали размену на зо-лотые слитки лишь при условии предъявления их к размену на сумму не менее 215 тыс. франков, что равнялось 12,7 кг золота Франция/Пресняков В.Ю., Шумакин Н.Е.и др.-М.: Международные отношения , 1990.-174 с.. Тем самым для мелких держателей банкноты были фактически неразменны.

Золотой запас Банка Франции с июня 1928 г. до конца 1932 г. увеличился почти в 3 раза (с 29 до 83 млрд франков). Опираясь на свои возросшие золотые запасы, Франция воз-главила в 1933 году Золотой блок, в который вошло еще не-сколько западноевропейских стран (Бельгия, Голландия, Швейцария). Ведущая роль Франции в золотом блоке и ее борьба за сохранение золотого стандарта объяснялись заинтересованно-стью в золотом стандарте влиятельных в этой стране рантье. Кроме того, французское, правительство опасалось недовольст-ва широких слоев мелкой буржуазии в случае отмены золотого стандарта и нового обесценения франка.

Причины сохранения золотого стандарта в годы мирового экономического кризиса:

Франция позже других стран вышла из кризиса и поэтому обладала внутренними возможностями для экономического роста;

с восстановлением золотого стандарта французская буржуазия начала возвращать золото во Францию, ушедшее туда в годы инфляции;

прито-ка иностранных денежных капиталов, искавших во Франции убежища от обесценения, которому они подвергались в своих странах.

Несмотря на это кризис в 1936 году достигает Франции. Среди причин можно выделить следующие:

объективные экономические причины;

утечка золота из Франции, особенно усилившаяся с 1936 г. как результат не только экономи-ческих условий, но и сознательной политики финансовой оли-гархии, которая вела атаки на франк, стремясь сбросить прави-тельство Народного фронта;

Осенью 1936 года прекращается обмен франков на золото и происходит девальвация франка на 25%. В это время четко не фиксируется золотое содержание франка (оно колеблется от 0,038 до 0,044 грамм золота). Из-за этого появляется понятие «блуждающий франк».

Несмотря на девальвацию французский экспорт не увеличился, что объяснялось «валютными войнами» Англии и США. Поэтому для поддержания курса франка в октябре 1936 года Франция создает Стабилизационный валютный фонд, размер которого засекречен. После этого Франция проводит целый ряд девальваций до начала второй мировой войны, в результате чего франк теряет около 90% своего довоенного золотого содержания.

С начала второй мировой войны вводятся валютные ограничения и франк становится неконвертируемой валютой.

Особенностью военной инфляции во Франции, по сравнению с США и Англией, являлось то, что она усугублялась ограблени-ем Франции гитлеровской Германией. Чрезвычайные оккупационные затраты составили более 1 трлн. франков. Эти затраты финансировались за счет внешних займов и за счет кредитов Банка Франции. Это стало главной причиной огромных бюджетных дефицитов, покрывавшихся путем инфляционного выпуска бумажных денег.

С конца 1939 г. по сентябрь 1944 г. банкнотное обращение Банка Франции увеличилось со 151 до 642 млрд фр., т.е. на 491 млрд фр., а чрезвычайные ссуды банка правительству со-ставили на конец 1944 г. 426 млрд фр.

Инфляция во Франции в период Второй мировой войны усугублялась резким упадком производства и товарооборота в результате экономической разрухи, вызванной фашистской ок-купацией. Индекс промышленной продукции в 1945 г. сокра-тился по сравнению с 1939 г. в 2,7 раза. Промышленное производство снизилось на 70%, сельское хозяйство - в два раза. Все это привело к росту цен (они возросли в 3 раза) и к огромному дефициту государственного бюджета, который обусловлен круп-ными военными расходами, а также расходами, связанными с государственным регулированием экономики и осуществлением «политики роста».

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.