Рефераты. Дебиторская задолженность предприятия

Рис. 3.

Графический анализ реестра «старения» счетов дебиторов Бланк И. А. Основы финансового менеджмента. 1999. С 332..

Следующий большой блок проблем, связанных с управлением дебиторской задолженностью - это разработка отдельных параметров кредитной политики предприятия. Понятно, что результаты анализа состояния дебиторской задолженности используются в этом процессе.

2. 3. Разработка кредитной политики фирмы

Кредитная политика тесно взаимосвязана с маркетинговой политикой фирмы и ее целью является получение дополнительной прибыли за счет стимулирования продаж.

2. 3. 1. Принципы кредитной политики

В процессе формирования принципов кредитной политики необходимо решить стратегический вопрос: каким образом руководству фирмы следует достигать компромисса между риском и ликвидностью своего бизнеса, учитывая влияние на этот выбор периода предоставления кредита, скидок, стандартов кредитоспособности и политики инкассации?

Тип кредитной политики неразрывно связан с типом политики управления оборотными активами. Различают три принципиальных типа комплексного управления оборотными активами - консервативный, умеренный и агрессивный. Применительно к кредитной политике фирмы, характерными признаками каждой из стратегий являются:

Консервативный тип кредитной политики направлен на минимизацию кредитного риска. Если «консерватизм» считать залогом ликвидности, то при этом типе кредитной политики, фирма существенно повышает ликвидность дебиторской задолженности и не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения реализации продукции (рентабельность) в кредит. Осуществляя такой тип кредитной политики фирма существенно сокращает круг покупателей товара в кредит за счет групп повышенного риска; минимизирует сроки предоставления кредита и его размера; ужесточает условия предоставления кредита и повышает его стоимость; использует жесткие процедуры инкассации дебиторской задолженности. В результате такого типа управления оборотными активами доля оборотных активов в общих активах сравнительно невелика (менее 40 %), а период их оборачиваемости небольшой - 52 дня статистические данные приведены в учебном пособии для вузов: Бочаров В. В., Леонтьев В. Е. Корпоративные финансы. 2002. С 414..

Умеренный тип кредитной политики фирмы характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа. Доля оборотных активов в общих активах - 45 %, продолжительность оборота оборотных средств - 72 дня.

Агрессивный (мягкий) тип кредитной политики приоритетной целью ставит повышение рентабельности, т. е. максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации товара в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита. В результате такого типа управления оборотными активами доля оборотных активов в общих активах - более 50 % продолжительность оборота оборотных средств - 95 дней.

При принятии решения о типе кредитной деятельности фирмы стратегические направления в области кредитной политики можно выявить с помощью матричного метода, одного из признанных методов анализа стратегии в менеджменте. Применительно к кредитной политике фирмы с точки зрения ликвидности, риска и рентабельности дебиторской задолженности, матрица видится автору данной дипломной работы следующим образом:

Рис. 4.

Матрица стратегии кредитной политики фирмы

Кредитная политика фирмы состоит из блоков, которые определяются следующими компонентами: 1) Для агрессивной политики характерны высокий уровень рентабельности и риска, 2) Противоположный блок - консервативная политика, которая характеризуется высокой ликвидностью, низким риском и низкой рентабельностью.

Как видно из матрицы, на пересечении сфер находится умеренный тип кредитной политики. Уровень показателей рентабельности, ликвидности и риска оценивается по стандартам данной макро- и микросреды. В данном случае, по стандартным показателям Литовской Республики, приведенными ниже.

Рис. 5.

Стандартные показатели уровня рентабельности и ликвидности ЛР

2. 3. 2. Формирование системы кредитных условий

Система кредитных условий состоит из следующих четырех элементов:

· Срок кредита (кредитный период) - время, которым располагают покупатели, прежде чем им придется заплатить за товар;

· Скидки, предоставляемые в качестве поощрения за быстрые платежи;

· Стандарты кредитоспособности, указывающие на минимальную финансовую силу подходящих клиентов, покупающих в кредит;

· Политика взимания платы, отражающая жесткость или мягкость подхода предприятия к клиентам, задерживающим платежи.

Срок кредита - это предельный период времени, который фирма дает клиентам для того, чтобы внести плату; например: кредит может предоставляться на 30, 60 или 90 дней. Срок предоставления скидки за ранние платежи - период времени, в течении которого за более раннюю оплату счета покупатель может получить скидку, например - 10 дней.

Скидки за ранние платежи - сокращение цены покупки или продажи, выраженное в процентах, которое предоставляется в случае оплаты счет-фактуры в ранний период установленного срока. Эта мера стимулирует покупателей, приобретающих товар в кредит, оплачивать счета как можно быстрее. Предоставление скидки выгодно как покупателю, так и продавцу. Первый - имеет прямую выгоду от снижения затрат на покупку товаров. Стоит отметить, что скидки за оплату счетов (на 5 - 10 день) в большинстве стран Европы составляют 3 %. Если каждый год покупается продукции на 1 млн. литов, то легко подсчитать, что такая скидка сделает 30 тыс. литов. Поэтому покупателям выгодно пользоваться скидками. Второй - получает косвенную выгоду, в связи с ускорением оборачиваемости средств, вложенных в дебиторскую задолженность, которая, как и производственные запасы, представляет иммобилизацию денежных средств.

Стандарты кредитоспособности - минимальный уровень кредитоспособности претендента на получение товаров фирмы в кредит. После того как фирма разработала и определила свои условия продаж в кредит, ей необходимо произвести оценку каждого отдельного претендента на получение товаров в кредит. Процедура такой оценки включает три этапа: 1) сбор информации о претенденте на получение кредита; 2) анализ полученной информации с целью определения уровня кредитоспособности; 3) принятие решения о предоставлении кредита.

Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей, осуществляется обычно по следующим критериям: объем и стабильность осуществления хозяйственных операций с покупателем; репутация покупателя в деловом мире; платежеспособность клиента; объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности дебитора и возбуждении дела о его банкротстве.

Современные руководители кредитных отделов часто обращаются при анализе кредитоспособности к методу «3 С»: Character, Capacity, Capital. Некоторые другие, применяемые фирмами методы оценки кредитоспособности покупателей, приведены в приложении № 5. На основании результатов оценки кредитоспособности проводится группировка покупателей (табл. 3).

На основе всей этой информации принимается решение о возможности продажи товаров в кредит. Инструментом позволяющим исследовать все возможные варианты может быть «дерево решений».

Таблица 3.

Классификация покупателей Управление современной компанией. Под ред. Б. Мильнера и Ф. Лииса. 2001. С 236..

Категория

Уровень платежеспособности

Средний срок оплаты, дней

Предоставляемый кредит

1

2

3

4

5

Высокий

Хороший

Средний

Низкий

Очень низкий

10

15

30

60

90

Неограниченный

Неограниченный

Ограниченный

Ограниченный

Нет кредита

Политика взимания платы (инкассации) предусматривает: сроки и формы напоминаний покупателям о дате платежей; условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

2. 3. 3. Рефинансирование дебиторской задолженности

Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать рефинансирование дебиторской задолженности, т. е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги. Основные формы рефинансирования дебиторской задолженности - факторинг, учет векселей, форфейтинг, секъюритизация.

Факторинг - финансовая операция, заключающаяся в уступке предприятием-продавцом права получения факторинговой фирмой (банком) финансовой дебиторской задолженности и немедленной выплате 70 - 90 % от суммы задолженности. После того, как должники оплатят за товар, факторинговая фирма перечисляет оставшиеся 10 - 30 % средств. За эти услуги берется платеж в размере 3 - 5 % от всей суммы договора. Факторинг, прежде всего, оказывается малым и средним фирмам. Деятельность факторинговых фирм (банков) довольно эффективна, т. к. большинство предприятий, не желая попасть в список неплатежеспособных фирм, стараются вовремя оплатить полученные счета. Если банк предъявит информацию, что фирма с опозданием оплачивает счета, то ей будет сложно заключить отношения с финансовым риском для партнера. Финансовый механизм осуществления факторинговой операции приведен в приложении № 6.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.