5
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НИЖЕГОРОДСКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Самостоятельная работа
по дисциплине “Инвестиции”:
Бюджет развития
Выполнила:
Студентка 4-1ЭФ гр.
Мальцева Я.В.
Проверила:
Якушева А.М.
Нижний Новгород
Реальным финансовым инструментом активизации инвестици-онной деятельности в стране служит образованный в 1997 г. Бюд-жет развития. С его помощью государство стимулирует привлече-ние в дополнение к средствам федерального бюджета денежных ресурсов частных инвесторов и инвестиционных институтов на реализацию проектов, обеспечивающих структурную перестрой-ку экономики. Удельный вес Бюджета развития в общем объеме инвестиционных ресурсов страны невелик. На ближайшую пер-спективу сохранится тенденция, при которой собственные и при-влеченные средства юридических лиц и граждан обеспечат 3/4 общего объема финансирования инвестиций, а бюджетные ассиг-нования только -- 1/4.
Таблица 1. Структура источников финансирования капитальных вложений в Российской Федерации, %
Наименование источников
1997 г.
1998 г.
1999 г.
2000 г.
В том числе:
1. Бюджет развития
6,1
6,8
7,6
8,2
2. Капитальные вложения, финанси-руемые за счет федерального бюдже-та без учета средств, аккумулируе-мых в Бюджете развития
8,7
8,6
7,5
3. Капитальные вложения за счет бюджетов субъектов Российской Фе-дерации и местных бюджетов
8,9
9,3
9,6
9,8
4. Собственные и привлеченные средства предприятий и населения
76,3
75,3
74,6
74,5
Всего источников средств
100
Источниками формирования средств Бюджета разви-тия являются:
* внутренние и внешние заимствования РФ на инвестици-онные цели;
* доходы федерального бюджета от использования и прива-тизации объектов федеральной собственности;
*доходы от ранее произведенных бюджетных инвестицион-ных ассигнований;
* отчисления от размещения государственных ценных бумаг;
* 50% сумм превышения фактических доходов от внешне-экономической деятельности над утвержденными федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
* другие источники.
Средства Бюджета развития используются на:
* финансирование инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе, на условиях возвратности, срочности и платности (в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на по-ставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государ-ственных нужд» и постановлением Правительства РФ «О предо-ставлении бюджетных ссуд для реализации высокоэффективных контрактов на производство и поставку продукции, в том числе на экспорт» от 15 мая 1999 г.);
* исполнение обязательств по гарантиям, предоставленным инвесторам Правительством РФ.
Расходование средств бюджета развития осуществляется на конкурсной, возвратной, платной и целевой основах.
Бюджетом развития управляет Правительство РФ.
Предоставление инвесторам денежных средств и государст-венных гарантий осуществляется при:
* более высоком относительно других проектов уровне от-дачи на каждый рубль предоставленных государственных средств;
* наличии у заемщика собственных денежных средств не менее 20% полного объема финансирования инвестиционного проекта;
* диверсификации риска государства с частным капиталом (если в финансировании участвуют частные соинвесторы).
Выделение денежных средств осуществляется путем креди-тования и посредством прямых инвестиций. Кредитование осу-ществляется исключительно путем оплаты счетов за товары и услуги поэтапно по графикам, составляемым индивидуально для каждого инвестиционного проекта. Возмещение средств обес-печивается возвратом кредитов и уплатой процентов по нему.
На 1999 г. был утвержден Бюджет развития в сумме 20775 млн. руб., на 2000 г. - 26884,8 млн. руб. Источниками его фор-мирования являлись:
Таблица 2. Структура источников формирования Бюджета развития
Российской Федерации на 2000 г.
Млн. руб.
%
Связанные инвестиционные иностранные кредиты, полу-чаемые под гарантии Правительства Российской Федерации
22960,0
85,4
Налоговые доходы федерального бюджета (за исключением земельного налога)
3924,8
14,6
Всего
26 884,8
Рис. 2. Источники формирования Бюджета развития на 2000г.
Отчисления в Бюджет развития Российской Федерации на 2000 год налоговых доходов федерального бюджета (за исключением земельного нало-га) производятся в размере 0,6 процента суммы фактически полученных налоговых доходов за предыдущий месяц и зачисляются в доходы федераль-ного бюджета с последующим направлением на финансирование расходов Бюджета развития Российской Федерации.
Средства Бюджета развития РФ на 2000 год в объеме 26 884,8 млн. рублей направлены на следующие цели:
Таблица 3. Структура основных направлений использования средств Бюджета развития Российской Федерации в 2000 г.
Направления
Финансирование экспортно ориентированных и импорто-замещающих инвестиционных проектов и др. инвести-ционных проектов российских организаций
22 960,0
Финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов (включая средства в объеме 10 % на инновационные проекты)
2 357,8
8,8
Реализация инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности
917,0
3,4
Формирование резервного фонда Бюджета развития РФ под ранее предоставленные государст-венные гарантии
650,0
2,4
Рис. 3. Направления использования средств Бюджета развития в 2000 г.
Рис. 4. Соотношение совокупного объема расходов федерального бюджета и Бюджета развития за период 1999-2000 гг., млн. руб.
рис. 5. Уравнение регрессии
Коэффициент корреляции = 1.
Таблица 4. Состав и структура расходов федерального бюджета в динамике за 1999 - 2001 гг.
Наименование показателей
1999
2000
2001
млн. руб.
в % к итогу
575046
855073,0
1193482,9
Государственное управление и местное самоуправление
13747
25892,2
3
40699,9
Судебная власть
48483
0,85
8122,7
0,9
11333,9
Международная деятельность
36594
6,36
56119,1
6,5
22182,9
1,8
Национальная оборона
93702
16,30
140852,1
16,5
214687,7
17,9
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
51324
8,93
79801,7
131620,8
11
Военная реформа
4236,6
0,3
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
11635
2,02
15926,7
1,9
22094,0
Промышленность, энергетика и строительство
14583
2,53
20071,4
2,3
44662,3
3,7
Сельское хозяйство и рыболовство
9284
1,61
11505,0
1,3
20800,7
1,7
Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия
2904
0,50
3738,2
0,4
4773,7
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
902
0,16
1639,4
0,2
30601,7
2,6
Развитие рыночной инфраструктуры
90,0
0,07
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
7345
1,28
9027,1
1,0
6333,6
0,5
Образование
20866
3,63
32099,2
48803,2
4,0
Культура, искусство и кинематография
3062
0,54
4678,9
6384,7
Средства массовой информации
2087
0,36
5724,9
0,7
6230,7
Здравоохранение и физическая культура
10239
1,78
15993,3
22206,6
Социальная политика
41871
7,28
62996,7
7,3
107781,0
9,0
Обслуживание государственного долга
166844
29,01
220069,2
25,7
239793,9
20,1
Пополнение государственных запасов и резервов
97
0,01
167,9
0,02
433,7
0,04
Финансовая помощь бюджетам других уровней
43444
7,55
69148,6
8,1
18662,7
15,6
Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров
1736
0,30
2070,0
6036,4
Мобилизационная подготовка экономики
450
0,08
500,0
0,05
Исследование и освоение космического пространства
2976
0,52
3429,7
4590,9
Прочие расходы
-9532
-1,66
4913,5
0,6
3917,6
Целевые бюджетные фонды
44038
7,66
60585,4
7,1
13893,9
1,2