Рефераты. Бюджетно-налоговая политика

Налогом на имущество физических лиц облагаются находящиеся в их собственности жилые дома и другие помещения и сооружения, а также водные и воздушные моторные суда и транспортные средства.

Ставка налога для строений и помещений составляет 0,1% их инвентаризационной стоимости, для транспортных средств ставка налога определяется расчетным путем исходя из мощности двигателя. От уплаты налога освобождены пенсионеры и участники войн.

Налог на землю взимается с собственников земельных участков. Ставки налога устанавливаются на уровне республик и областей и различаются в зависимости от качества земли и условий хозяйствования.

Акцизы вводятся федеральным законом как средство обложения продаж так называемых подакцизных товаров - вино-водочных изделий, пива, табака, шоколада, икры осетровых и лососевых рыб, автомобилей, ювелирных изделий, мехов и т.д. Акцизы также установлены для определенных видов минерального сырья. Ставки акцизов различаются в зависимости от вида товара, наиболее высокие - для алкогольных напитков и ювелирных изделий.

Ряд налогов взимается в целях формирования внебюджетных фондов.

Предприятия выплачивают взносы в пенсионный и другие фонды социального страхования и социального обеспечения. Эти взносы устанавливаются в форме начислений на фонд заработной платы и составляют от 28% (взносы в пенсионный фонд) до 1,5% (по страхованию от безработицы). Общая сумма таких начислений составляет около 40% фонда заработной платы. Из зарплаты работников также удерживается еще 1% - как взнос в пенсионный фонд. (табл.1, приложение 1)

Для формирования внебюджетного дорожного фонда установлен ряд налогов, важнейшие среди которых следующие: налог на пользователей автомобильных дорог (ставка равна 2,5% суммы общего оборота (выручки) предприятия), налоги на владельцев автотранспортных средств и на продажи автомобилей.

Предприятия облагаются также налогом на содержание социальной сферы. Ставки налога устанавливаются на уровне местных органов власти, в московском регионе ставка этого налога составляет 1,5% оборота (выручки) предприятия.

Таможенные пошлины. Экспорт товаров, как правило, таможенными пошлинами не облагается. Импортные пошлины составляют от 5 до 100% фактурной стоимости ввозимого товара. Наиболее высокими пошлинами облагается ввоз легковых автомобилей, алкогольных напитков, пива, табачных изделий. Для товаров из развивающихся стран применяются пониженные ставки таможенных пошлин, для товаров с неподтвержденной страной происхождения ставки таможенных пошлин удваиваются.

В случае нарушения налогового законодательства предусмотрены разнообразные виды санкций -- от штрафов, составляющих до 100% суммы укрытого от налогообложения дохода, до тюремного заключения в особо серьезных случаях. [19. 130-141]

Основные налоги и сборы Российской Федерации в 2004 г.представлены в табл.2 (приложение 2). [8. стр.9-10]

3. Налоговая система РФ.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Различные страны строят свою налоговую систему на базе общепринятых принципов экономической теории о справедливости и эффективности налогообложения, с учетом новейших научных достижений. Однако принципы построения налоговой системы в целом неоднозначны и во многом зависят от приверженности той или иной теории.

Взимаемые в установленном законодательством порядке налоги, сборы, пошлины и другие налоговые платежи в совокупности образуют основу любой налоговой системы. Но налоговые системы существенно отличаются друг от друга по набору налогов, их видам и структуре, способам взимания, базе, ставкам, льготам и фискальным полномочиям различных уровней власти. Поэтому на практике они предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны. [19. стр.114-115]

История налогообложения.

Государство не может существовать без налогов. Это знали еще в древности, изобретая самые причудливые формы налогообложения. Отметим некоторые крупные вехи в истории налогообложения в России.

В XV в. возникло посошное обложение, и соха превратилась в своего рода налоговую единицу. В правление Ивана ЙV в связи с организацией стрелецких полков в качестве податной единицы была введена «большая московская соха», и размер налога стал зависеть от земельной площади и численности рабочих рук в подворье. Кроме того, возникли так называемая пищальная подать и налоги на городское и засечное дело, связанные с потребностями укрепления границ.

Заметную роль в совершенствовании российского налогообложения сыграла деятельность Б.И. Морозова (1590-1661) - крупного землевладельца, удачливого предпринимателя, правителя финансов при царе Алексее Михайловиче Романове. Посошная подать была преобразована в подворную и “живую четверть”, предполагавшую в качестве субъекта налогообложения крестьянский двор, были также введены чрезвычайные меры по контролю за взиманием податей, ужесточены наказания за неплатежи. В то же время увеличение налоговых поступлений проводилось главным образом за счет изъятия льгот - так называемых “тарханов”, которыми пользовались монастыри, некоторые купцы и иностранные гости. В 1648 г. Морозов повышает косвенные налоги на предметы потребления и вводит печально знаменитый в России налог на соль.

При Петре 1 подворное, или подымное, или поворотное, налогообложение было заменено подушным. Для этого провели перепись населения мужского пола. Размер податей устанавливался исходя из потребностей на содержание армии и управления. В 1724 г. с крепостного крестьянина брали 74 коп., с казенного - 1 руб. 14 коп., так как он не платил повинностей помещику, и с городских людей - 1 руб. 20 коп.

М.Д. Чулков (последняя треть XVЙЙЙ в.) предлагал налагать подать на лица по “имению и прибытку каждого подданного”. Ориентация на имущественный и подоходный налоги была, безусловно, прогрессивной, она опережала воззрение на этот предмет Сперанского и декабристов.

К числу экономистов-реформаторов ХIХ в. принадлежал и Николай Иванович Тургенев (1789--1827), который предлагал ввести систему налогообложения, основанную на принципах А. Смита. Налоги должны взиматься со всех граждан соразмерно с их доходами; размер и условия оплаты налогов должны быть точно определены и известны как плательщику, так и сборщикам; время платежа должно устраивать плательщика; издержки по сбору налогов должны быть незначительными. Налоги не должны мешать накоплению капитала и возрастанию производства. Тургенев разделял налоги на три категории: от земли, от доходов на капитал и от трудовых результатов. Он высказывал мысль о том, что налоги на заработную плату не должны уменьшать ее реальную величину, т.е. меняться в зависимости от спроса на труд. Точно так же и налоги на доходы от капитала должны зависеть от рыночной конъюнктуры и возможности переложить их на цену. Налог не должен затрагивать капитал. Подобный же подход Тургенев распространяет на пошлины, на налогообложение операций с ценными бумагами, на куплю-продажу недвижимости и т.д. [3. стр.195-197]

Современная налоговая система.

Современная налоговая система России сложилась в основном на рубеже 1991-1992 гг., в период кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. Отставание опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране - все это непосредственно повлияло на ее становление. Существующая российская налоговой система создавалась на базе опыта зарубежных стран. Благодаря этому она по общей структуре и принципам построения в основном соответствует общераспространенным в мировой экономике система налогообложения. Однако основные элементы российской налоговой системы не копировались полностью с западных образцов, а формировались с учетом национальной специфики. [20. стр.180]

Правовая база налогообложения в РФ начала формироваться с 1991 г. Но, как показала практика, она оказалась далека от совершенства. Поэтому более десяти лет ведутся острейшие дискуссии по поводу действующей системы налогообложения. Полемикой охвачена как экономическая сторона налоговой системы: ее чрезмерная обременительность, превалирование фискальной функции налогов над регулирующей, так и правовая сторона. К сожалению, нормы налогового законодательства страдают нечеткостью, нестабильностью и даже противоречивостью. Это сказывается и на непонимании гражданами налогового законодательства, и на выполнении своих конституционных обязанностей, на мерах ответственности, применяемых за нарушение законодательства о налогах, и на пополнении доходной части бюджета, а значит, на уменьшении дефицита бюджета, а также на составлении бюджета каждой семьи.

Существует два мнения по поводу действующей налоговой системы России. Согласно первому, она в целом отвечает коренным преобразованиям в экономике, но требует революции в Российском налоговом законодательстве. В противоположность этому, по мнению других, налоговая система не отвечает требованиям современности, она «юридически не состоятельна», довлеет над предпринимателем с самого начала предпринимательской деятельности и в данный момент “назрела необходимость проведения кардинальной реформы”.

К настоящему времени в РФ сложилась налоговая система РФ, которая не может считаться окончательной и постоянно находится в процессе развития.

За время функционирования налоговой системы были выявлены некоторые ее недостатки: многочисленность налогов, надуманность отдельных налогов (сбор за местную символику, сбор за киносъемку), нестабильность налогового законодательства. Налоговая система нуждается в постепенном совершенствовании. Все устанавливаемые в стране налоги имеют единую цель - формирование бюджетов, обеспечивающих каждому гражданину РФ, независимо от того, на территории какого субъекта Федерации или муниципального образования он проживает, гарантированный Конституцией РФ минимум социальных благ, и единую базу - доходы физических и юридических лиц, изъятие которых не может превышать налогового предела. Единство цели, единство базы определяют взаимосвязь и зависимость всех взимаемых налогов, и необходимость централизованного регулирования основных вопросов, принципов взимания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.