Рефераты. Бюджетно-налоговая политика

Для успешного функционирования налоговой системы государства необходимо постоянно совершенствовать законодательную технику в соответствующей области. [17. стр. 49-56]

4. Направления развития современной налоговой системы России.

В настоящее время одним из главных препятствий на пути развития экономики и предпринимательства является несовершенство налоговой системы России. Она формировалась в условиях спада производства и инфляции, имеет ярко выраженный фискальный интерес, и роль регулирующей функции в ней значительно принижена.

Важнейшим принципом налоговой системы должен быть приоритет производства над интересами бюджета. Однако налоговая политика правительства постоянно вытесняет капиталы из производственного сектора и не позволяет развиться нормальному инвестиционному процессу. Сформировавшаяся система налогообложения, по сути, блокирует важнейший источник внутренних инвестиций - добавочный доход. В результате наблюдается постоянный отток национального капитала за рубеж и низкий встречный поток иностранного капитала.

Во всех развитых странах основными стимулами к реформированию налогообложения являются стремление превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности и поиски способов для снятия всех налоговых преград на пути экономического роста.

В «Концепции среднесрочной программы Правительства РФ на 1997-2000 годы - структурная перестройка и экономический рост» определены приоритетные направления налоговой политики России, которые сводятся к созданию стабильной и ясной налоговой системы и формированию стимулов к повышению собираемости налогов. Поставленная в программе цель -- создание благоприятных условий для повышения эффективности производства и укрепления доходной части бюджета - реализуется в трех направлениях.

Первое направление достижение стабильности и определенности налоговой системы. Основными способами реализации являются:

* определение исчерпывающего перечня налогов и сборов;

* установление предельных ставок региональных и местных налогов;

* отказ от практики применения в качестве объекта налогообложения выручки от реализации;

* сокращение числа налогов:

* устранение противоречий налогового и иных видов законодательства;

* выравнивание условий налогообложения за счет сокращения налоговых льгот:

* упорядочение системы ответственности за налоговые правонарушения.

Второе направление касается фискальных стимулов и предусматривает следующие меры:

* введение дифференциации акцизов на продукцию добывающих отраслей;

* введение рыночного механизма налогообложения недвижимости;

* постепенное снижение налогового бремени на предприятия, перенос части налоговой нагрузки со сферы производства в сферу обращения;

* применение агрегированного налогообложения субъектов малого бизнеса.

Третье направление налоговой политики находится в области повышения собираемости налогов. Это:

* последовательный переход к исчислению налогов по отгрузке;

* налогообложение у источника выплаты:

* введение механизма реального контроля доходов физических лиц;

* совершенствование методов банковского контроля;

* усиление контроля и ответственности за неполное отражение в бухгалтерской отчетности операций по наличному денежному обращению;

* предоставление льгот лишь при условии полной уплаты налогов в предыдущем году. [19. стр. 121-123]

Заключение.

Подводя итоги рассмотрения бюджетно-налоговой политики, я пришла к выводу, что воздействие на экономику государственных расходов и налогов противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса.

Как крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни страны, государственные расходы играют центральную роль при определении структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике.

Изменение государственных расходов и налогов оказывает влияние на величину дохода. Это повышает возможности использования фискальной политики для стабилизации экономики. Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска следует снижать налоги или увеличивать государственные расходы. А когда экономика на подъёме, следовало бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к состоянию полной занятости.

На практике фискальная политика активно используется в целях стаби-лизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём.

В настоящее время бюджетно-налоговая политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.

Однако не во всех странах бюджетно-налоговая политика способна обеспечить стабильное поступление денежных средств в государственную казну. Ряду стран приходится сталкиваться с таким явлением, как бюджетный дефицит. В настоящее время очень насущной является проблема государственного долга. Меры фискальной политики не всегда успешны. Порой они сопровождаются обременительными проявлениями, могут даже препятствовать стабилизации национальной экономики. Иногда это неизбежные болезни роста, а конечный результат будет благотворным.

Я считаю, что необходимо совершенствовать бюджетный механизм и укреплять его доходную базу для укрепления денежного обращения и финансового положения.

Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования.

Налоговая система России довольно молода. Концепция ее построения базировалась на отказе от идеи отмены налогов, на формировании целосной системы, охватывающей обложение доходов, имущества и потебления и способствующей становлению рыночных отношений. Вместе с тем она базировалась в основном на зарубежном опыте, так как в период ее создания отечественного опыта налогообложения в условиях перехода от гсударственной экономики к рыночной не было. Поэтому к настоящему времени в РФ сложилась налоговая система, которая не может считаться окончательной и постоянно находится в процессе развития.

Подводя итоги, хочу отметить, что проблема налогообложения, независимо от места и времени, будет оставаться актуальной. Но грамотно сформированная и последовательно проводимая бюджетно-налоговая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов и ведет к стабильному, уравновешенному и не побоюсь этого слова процветающему образу жизни всех субъектов государства.

Список использованной литературы.

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учеб. - М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, Издательство «ДИС», 1997. - 416 с.

2. Астапов К. Приоритеты налоговой реформы в Российской Федерации// Экономист №2/2003 г.

3. Бункина М.К. Национальная экономика. Уч.пособ. - М.: Дело, 1997. - 272 с.

4. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика: Учеб. - М.: Издательство «ДИС», 1997. - 320 с.

5. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учеб.для вузов. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. - 502 с.

6. Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. - М.: «ИНФРА-М», 1996. - 560 с.

7. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. - С-Пб., 1994. - 406 с.

8. Ермилова Н.Г., Пугачева Т.В. Налоги и сборы Российской Федерации в 2004 г.// Налоговый вестник №3/2004 г.

9. Ивашевский С.Н. Макроэкономика: Учеб. - 2-е изд., испр., доп. - М.:Дело, 2002. - 472 с.

10. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учеб. - М.: Юристъ, 2000. - 861 с.

11. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. - М.: «ВЛАДОС», 1997. - 384 с.

12. Луссе А. Макроэкономика: Краткий курс/Учеб.пособие. - СПб: Изд-во «Питер», 1999. - 240 с.

13. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: Республика, 1993. - 800 с.

14. Макроэкономика: Учеб.пособие/Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 2-е изд., перераб. - Мн.:БГЭУ, 2000. - 214 с.

15. Макроэкономика: Учеб.пособие/Под ред. Л.П. Зеньковой. - Мн.: Новое знание, 2002. - 244с.

16. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 736 с.

17. Мясникова А.В. Налоги: принципы, функции, законодательство// Государство и право №9/2002 г.

18. Налоги: учеб.пособие/Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 544 с.

19. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство/под ред. Е.Н. Евстигнеева. - СПб: Питер, 2000. - 320 с.

20. Налоги и налоговое право: Учеб.пособие/Под ред. А.В. Брызгалина. - М.: «Аналитика Пресс», 1997. - 600 с.

21. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия. - М.: Экономика, 1995. - 331 с.

22. Самуэльсон П. Экономика. - М.,1992. - 745 с.

23. Сидорова Н. Экономические последствия налоговой политики// Экономист №1/2003 г.

24. Фишер С.,Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Макроэкономика. - М.: Издательство МГУ: Инфра-М, 1997. - 784 с.

25. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: учеб.пособие для вузов. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 860 с.

26. Экономическая теория/Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учеб.для вузов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, изд-во «Питер», 2000. - 544 с.

27. http://lib.vvsu.ru/books/

28. www.gsk.ru

Приложения.

Приложение 1.

Таблица 1 Тарифы страховых взносов на социальные нужды.

62

Субъект

Условия оплаты

Субъект

Условия оплаты

Субъект

Условия оплаты

Работодатели-организации, занятые в с/х производстве

От выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования

Работодатели- организации

От выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источника

Граждане, работающие по трудовым договорам

От выплат, начисленных в их пользу по всем основаниям

Индивидуальные предприниматели

Частные детективы

Нотариусы

Адвокаты

С дохода от их деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением

Осуществляющие прием на работу по договорам:

Индивидуальные предприниматели

От выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источника

Граждане, получающие вознагражде е по авторским договорам

От выплат, начисленных в их пользу по всем основаниям

Общины коренных народов Севера

Крестьянские (фермерские) хозяйства

С дохода от их деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением

Осуществляющие прием на работу по договорам:

Частные детективы

От выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источника

Граждане, получающие вознагражде е по гражданским договорам

От выплат, начисленных в их пользу по всем основаниям

Применяющие на упрощенную систему налогообложения:

Индивидуальные предприниматели

От доходов, определяемых из стоимости патента

Осуществляющие прием на работу по договорам:

Нотариусы

От выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источника

Приложение 2.

Таблица 2 Налоги и сборы Российской Федерации в 2004 году1.

Вид налога (сбора)

Ставка налога (размер сбора)

Нормативный документ

Федеральные налоги и сборы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Налог на добавленную стоимость

Акцизы

Налог на доходы физических лиц

Единый социальный налог

Налог на операции с ценными

бумагами

Налог на прибыль организаций

Платежи за пользование природными ресурсами:

сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

плата за пользование водными объектами

Государственная пошлина

Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения

Сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний

Сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции

Налог на добычу полезных ископаемых

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

Упрощенная система налогообложения

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

18%, 10%, 0%, 15,25%, 9,09%

-

13%, 35%, 30%, 6%

-

0,2%

24%, 20%, 10%, 6%, 15%, 0%

-

-

-

-

0,5%, 0,05%, 100 МРОТ

100 МРОТ; 500 МРОТ; 1000 МРОТ; 15000 МРОТ

-

6%

Для доходов - 6%; для доходов, уменьшенных на величину расходов, - 15%

15% величины вмененного дохода

Ст.164 НК РФ

Ст.193 НК РФ

Ст.224 НК РФ

Ст.241 НК РФ

Ст.3 Закона РФ от 12.12.1991 №2023-1 «О налоге на операции с ценными бумагами»

Ст.284 НК РФ

Ст.333.3 НК РФ

Ст.4 Федерального закона от 06.05.1998 №73-ФЗ «О плате за пользование водными объектами»

Ст.4 Закона РФ от 09.12.1991 №2005-1 «О государственной пошлине»

Ст.3 Закона РФ от 12.12.1991 №2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения»

Ст.2 Закона РФ от 02.04.1993 №4737-1 «О сборе за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний»

Ст.3 Федерального закона от 08.01.1998 №5-ФЗ «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции»

Ст.342 НК РФ

Ст.346.8 НК РФ

Ст.346.20 НК РФ

Ст.346.31 НК РФ

Региональные налоги и сборы

1

2

3

4

Налог на имущество организаций

Лесной доход

Налог на игорный бизнес

Транспортный налог

Не более 2%

-

1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах:

- за 1 игровой стол - от 25000 до 125000 руб.;

- за 1 игровой автомат - от 1500 до 7500 руб.;

- за 1 кассу тотализатора или 1 кассу букмекерской конторы - от 25000 до 125000 руб.

2. В случае если ставки налогов не установлены законами субъектов Российской Федерации, ставки налогов устанавливаются в следующих размерах:

- за 1 игровой стол - 25000 руб.;

- за 1 игровой автомат - 1500 руб.;

- за 1 кассу тотализатора или 1 кассу букмекерской конторы - 25000 руб.

-

Ст.380 НК РФ

Глава 13 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 №22-ФЗ; постановление Правительства РФ от 19.02.2001 №127 «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню»

Ст.369 НК РФ

Ст.361 НК РФ

Местные налоги и сборы

1

2

3

Налог на имущество физических лиц

Земельный налог

Налог на рекламу

-

-

Не более 5 %

Ст.3 Закона РФ от 09.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц

Закон РФ от 11.10.1991 №1738-1 «О плате за землю»

Ст.21 Закона РФ от 27.12.1991 №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.