К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями, социально-экономическое развитие территорий и иные расходы на расширенное воспроизводство. Расчет суммы расходов производится нормативным методом. Исходя из расчета на одного жителя и общей численности населения, с учетом этих норм составляется минимальный бюджет.
В доходной части выделяют закрепленные и регулирующие доходы. Закрепленные доходы - это доходы, которые полностью или в твердой фиксированной доле (обычно в процентах) на постоянной или договорной основе, в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет. Регулирующие доходы - представляют собой доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов, поступают в бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным и установленным на следующий финансовый год.
1.2. Акцизы. Роль акцизов в формировании доходов бюджета федерального и регионального уровней
Акцизы относятся к статьям доходов бюджетов всех уровней.
Налогоплательщиками акциза признаются:
1) организации;
2) индивидуальные предприниматели;
3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Подакцизными товарами признаются:
1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного; 2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов. 3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов); 4) пиво, табачная продукция;
5) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
6) автомобильный бензин;
7) дизельное топливо;
8) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
9) прямогонный бензин.
Объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;
2) использование нефтепродуктов для собственных нужд налогоплательщиками, имеющими свидетельство на оптовую реализацию или свидетельство на оптово - розничную реализацию, а также использование нефтепродуктов для собственных нужд налогоплательщиками, производящими нефтепродукты из собственного сырья;
3) получение нефтепродуктов налогоплательщиками, имеющими свидетельство, в том числе получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов. В целях настоящей главы получением нефтепродуктов признается приобретение, получение собственником нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья, оприходование налогоплательщиком, производящим нефтепродукты, выработанные из собственного сырья;
4) передача собственнику, не имеющему свидетельства, нефтепродуктов, произведенных налогоплательщиком из давальческого сырья. Передача нефтепродуктов иному лицу по поручению собственника приравнивается к передаче нефтепродуктов собственнику;
5) реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной от налогоплательщиков - производителей указанной продукции либо с акцизных складов других организаций. Не признается объектом налогообложения реализация алкогольной продукции с акцизного склада одной оптовой организации акцизному складу другой оптовой организации;
6) продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;
7) передача на территории Российской Федерации лицом произведенных им из давальческого сырья (материалов), подакцизных товаров, за исключением операций по передаче нефтепродуктов собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов); 8) передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров;
4) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
10) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, в паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности); 11) передача на территории Российской Федерации организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества (за исключением операций, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи); 12) передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе (за исключением нефтепродуктов);
13) ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации; 14) первичная реализация подакцизных товаров, происходящих и ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь; 15) реализация и (или) передача, в том числе на безвозмездной основе, природного газа на территории Российской Федерации газораспределительным организациям либо непосредственно (минуя газораспределительные организации) конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья.
1.3. Финансовое обеспечение расходов на образование и культуру
Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучше-нию пропорций, более эффективному использованию государст-венных средств.
Бюджет выступает важным инст-рументом регулирования и стимулирования экономики и инвести-ций, повышения эффективности производства.
Важное значение имеет социальная направленность бюджет-ных средств.
В процессе финансового планирования бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения не-производственной сферы. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.
Государственный бюджет выполняет функцию организато-ра распределительных процессов в народном хозяйстве.
Хотя через бюджет распределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материаль-ного производства, он влияет на размеры накоплений, опреде-ление оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.
В процессе бюджетного планирования устанавливается наи-более целесообразное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, определяют-ся размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в финансо-вых планах предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы и, прежде всего, федерального бюджета Российской Федерации.
Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.
Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются:
составление и утверждение бюджетной росписи;
утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.
Существенное значение для характеристики целевых направлений муниципальных расходов имеет классификация их по функциональному признаку. Законодательная ос-нова такой классификации заложена Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации». Хотя закон установил ее только в отношении бюджетов, в определенной части она применима к муниципальным расходам в целом. Так, в составе последних можно выделить направления расходов на:
а) отрасли хозяйства -- промышленность, строительство, сель-ское хозяйство и т.д.;
б) социально-культурную сферу и науку;
в) охрану окружающей природной среды;
г)оборону;
д) правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности, функционирование судебной системы;
е) международную деятельность;
ж) местное самоуправление, включая функционирование представительных и исполнитель-ных органов власти;
з) создание запасов и резервов:
и) прочие расходы.
Наиболее децентрализованными являются расходы на социаль-но-культурные мероприятия. Около 60% расходов на образование приходится на долю местных бюджетов 1-го уровня, еще 26% -местных бюджетов 2-го уровня, между которыми распределены (в различной пропорции) детские дошкольные и общеобразователь-ные (начальные, неполные и полные средние школы) учреждения.
Страницы: 1, 2, 3