* осуществлять составление проекта бюджета на очередной финансовый год исходя из предельных лимитов финансирования, доводимых до бюджетополучателей. Это упростит работу по подготовке бюджета, сделает его показатели реалистичными и упорядочит запросы министерств и ведомств;
* увязать составление бюджета со среднесрочным бюджетным планированием, что важно для определения финансовой политики государства на перспективу и выработки программы действий правительства по ее реализации. При этом в каждый последующий финансовый год необходимо вносить коррективы в составляемый и ежегодно уточняемый трехлетний финплан. Это позволит более четко определять приоритеты бюджетной и налоговой политики, прогнозировать стратегию на финансовых рынках и размеры внешних заимствований;
* разработать цивилизованную процедуру урезания расходов, создать системы достаточных резервов, необходимых для оперативного реагирования на изменяющуюся ситуацию;
* обеспечить полномасштабный переход на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней;
* внедрить в практику распределение бюджетных средств на конкурсной основе;
* совершенствовать систему государственного финансового контроля с определением координирующих в этой сфере органов ветвей власти, восстановлением ведомственного финансового контроля, контролирующей вертикали, ужесточением санкций за незаконное и нецелевое использование государственных средств.
6. 5. Реформирование межбюджетных
отношений
Современное состояние межбюджетных отношений требует серьезного реформирования. Практика трансфертов из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ не привела к выравниванию уровней социально-экономического развития регионов. Нарастает зависимость регионов от помощи федерального бюджета.
В таких условиях необходимы коренные изменения трансфертной политики, направленные на повышение финансовой самостоятельности и ответственности регионов, поощрение их собственных усилий в преодолении бюджетного кризиса, наращивание доходной базы как регионального, так и федерального бюджета, ускорение социально-экономических реформ.
Намечается повысить финансовую самостоятельность бюджетов субъектов РФ. При этом безусловным должен быть принцип возмещения субъектам РФ расходов, вызванных принятыми решениями на федеральном уровне.
Для повышения заинтересованности регионов в наполнении федерального бюджета доходами должна быть установлена зависимость получения финансовой помощи из федерального центра от степени выполнения задания по мобилизации доходов в федеральный бюджет. Необходимо в этом вопросе стимулирование и регионов-доноров.
Следует исключить практику многоканального финансирования одних и тех же бюджетных потребностей субъекта РФ. Вся поддержка по текущим бюджетным расходам должна осуществляться через федеральный фонд финансовой поддержки регионов по единой методике. В федеральном бюджете следует предусматривать капитальные субвенции, определяемые по единой формуле, направляемые на развитие инфраструктуры субъектов РФ.
Для повышения заинтересованности регионов в наращивании налогооблагаемой базы и в условиях среднесрочного бюджетного прогнозирования на региональном уровне требуется обеспечить стабильность устанавливаемых в рамках межбюджетных отношений нормативов отчислений от ФФП регионов. Их следует закрепить, как правило, на три года с фиксацией на тот же срок удельного веса ФФП регионов в доходной части федерального бюджета. Федеральный центр должен разработать и довести до регионов рекомендации по программам бюджетного оздоровления, следование которым будет важнейшим условием выделения финансовой помощи. Основными параметрами при этом будут:
* доля приоритетных расходов (образование, здравоохранение, культура) в расходах регионального бюджета;
* доля населения в оплате издержек ЖКХ и общественного транспорта;
* наличие административного контроля цен;
*предельные бюджетные заимствования и гарантия, а также объем налоговых освобождений и льгот.
Оздоровлению региональных бюджетов должно способствовать упорядочение бюджетного процесса в регионах: обеспечение «прозрачности» статей бюджета, их соответствие федеральному класси-фикатору, консолидация в бюджет региональных внебюджетных фондов, казначейское исполнение бюджетов. Должна быть установлена стандартная финансовая и отраслевая отчетность, обеспечивающая возможность своевременного, качественного и эффективного контроля.
Задание студентам: сформулировать основные задачи бюджетной реформы в Российской Федерации и выделить приоритетные.
7. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бюджетная система в первую очередь определяется действующим государственным устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных государствах, каковым является Россия, бюджетная система состоит из трех звеньев: государственный бюджет (или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства); бюджеты членов федерации (штатов - в США, земель - в ФРГ, провинций - в Канаде, субъектов Федерации - в России) и местные бюджеты. Важной самостоятельной частью бюджетной системы России как суверенного государства является республиканский (федеральный) бюджет. Именно он обеспечивает централизацию части бюджетных ресурсов общегосударственного характера. Через федеральный бюджет регулируется процесс распределения и перераспределения национального дохода между субъектами федерации, входящими в состав России, а также между экономическими районами.
Отдельное, не менее, а, может быть, и более важное звено бюджетной системы Российской Федерации составляют многочисленные местные бюджеты. Если в советские времена стремление к всеобщей централизации приводило к тому, что удельный вес местных бюджетов в государственном бюджете СССР не превышал 10-15 %, то с началом рыночных преобразований в ведение местных властей были переданы отрасли хозяйства, связанные с непосредственным обслуживанием населения, массовая сеть социально-культурных учреждений. За счет местных бюджетов в настоящее время обеспечивается финансирование более 80 процентов бюджетных расходов на здравоохранение, более 60 процентов расходов на просвещение, крупные бюджетные средства направляются на развитие производственной и социальной инфраструктуры.
Бюджетный процесс - не просто сложный, но и чрезвычайно длительный процесс. Его составление и рассмотрение длится более года, год (с 1 января по 31 декабря) продолжается его исполнение, около полугода занимает составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Для завершения исполнения бюджета, кроме бюджетного периода (финансового года) предоставляется еще и льготный период, составляющий один месяц, в течение которого заканчиваются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета.
Действующей конституцией определен круг органов государственной власти, участвующих в разработке и утверждении бюджета, а также в контроле за его исполнением.
Главная задача бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов, других платежей, доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года, на который утвержден бюджет. Непосредственная работа по исполнению федерального бюджета РФ проводится Минфином РФ, его подразделениями и органами, а также Государственной налоговой службой РФ и Государственным таможенным комитетом РФ и их органами на местах. Правительство РФ ежемесячно предоставляет в Государственную Думу информацию о ходе исполнения текущего федерального бюджета, консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Структурно любой бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. Доходная и расходная части бюджета содержат указания на источники поступления, направление и расходование средств.
Рассмотрим структуру государственного бюджета.
Основными источниками доходной части федерального бюджета являются различные виды налогов - подоходный налог с граждан, налог на прибыль организаций, акцизный налог и т.д.
Федеральные бюджетные расходы подразделяются на расходы по государственному управлению, военные расходы, расходы на социально-экономические цели (выплата социальных пособий, здравоохранение, просвещение, наука), расходы на хозяйственную деятельность государства и расходы на осуществление внешнеэкономической деятельности (выплаты по государственному долгу и его обслуживание).
Если расходы превышают доходы, то существует бюджетный дефицит, или отрицательное сальдо бюджета. И наоборот, если доходы превышают расходы, то существует бюджетный профицит, или положительное сальдо бюджета. Сбалансированный бюджет - бюджет, в котором соблюдено соответствие между расходами и доходами.
Профицит бюджета возникает, когда правительство собирает больше налогов, чем тратит на финансирование бюджетных организаций и проектов, включая уплату процентов по обслуживанию государственного долга. Таким образом, профицит состоит из величины, на которую в бюджетном году сокращается государственный долг (сумма, затраченная на погашение, минус привлечение новых займов), а также средств, направленных на пополнение государственного финансового резерва. Дефицит бюджета, соответственно, возникает, когда правительство тратит на финансирование бюджетных организаций и проектов больше, чем собирает налогов. Дефицит госбюджета может быть покрыт разными способами: в форме прямых кредитов Центрального банка, заимствований на внутреннем и внешнем рынках, дополнительных доходов бюджета, например, доходов от приватизации.
Подробнее классификация и структура доходов и расходов федерального бюджета рассмотрены в разделе 8 (табл.2,3).
7. 1. Региональные бюджеты
Принятие Бюджетного и Налогового кодексов, ужесточение правовой и финансовой дисциплины, соблюдение регламентированных законодательством процедур в области формирования и исполнения бюджетов всех уровней позволяет реализовать известные теоретические положения о необходимости строгого следования «правилам игры» в ходе бюджетного процесса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16