Рефераты. Бюджетная система РФ

Согласно ст. 215, п. З ГК РФ имущество, находящееся в собственности муниципального образования, делится на две части. Одна часть закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на правах хозяйственного ведения и оперативного управления. Другая его часть, т.е. средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Реальными имущественными правами в отношении муниципальной собственности обладает не само местное население, а избранные им органы и должностные лица местного самоуправления, что закономерно возводит их в статус субъектов права муниципальной собственности второго уровня. Нормативным подтверждением правомочности органов местного самоуправления в данном вопросе служит Конституция России, закрепляющая положение, согласно которому «органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью ...» (ст. 132), а также Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относящий к исключительному ведению органов местного самоуправления «установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью» (ст. 15, п. 3,5).

Таким образом, в соответствии с действующим российским законодательством исходными (базовыми) субъектами - носителями права муниципальной собственности в городском или сельском поселении являются само население (местные сообщества) и выступающие от его имени представительный орган или высшее должностное лицо местного самоуправления. Остальные участники этих взаимоотношений находятся в той или иной зависимости от региональных и местных властей.

Местные бюджеты

Финансовой основой местного самоуправления является местный бюджет. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований), контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.

В состав финансовой основы местного самоуправления входят денежные средства, другие платежные средства, ценные бумаги и т.д., находящиеся в распоряжении органов муниципального образования. Каждое муниципальное образование принимает свой местный (муниципальный) бюджет, состоящий из доходной и расходной частей. Наиболее весомую часть доходов составляют налоговые доходы (в том числе отчисления от налогов субъектов РФ), а среди налоговых доходов - местные налоги и сборы. Они не могут быть установлены произвольно, а определяются Налоговым кодексом РФ, который предусматривает следующие местные налоги и сборы:

* земельный налог;

* налог на имущество физических лиц;

* налог на рекламу; налог на наследование и дарение;

* местные лицензионные сборы (плата за выдачу лицензий);

* платежи за парковку автомашин, за пользование спортивными сооружениями, коммунальным транспортом и другие.

Кроме того, в бюджет муниципального образования идут собственные неналоговые доходы:

* от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; от сдачи имущества в аренду;

* от платных услуг, которые оказывают органы муниципального образования (например, за выдачу определенных документов - государственная пошлина).

Определенную часть неналоговых поступлений в местный бюджет составляют штрафы (за загрязнение окружающей среды, нарушение правил торговли и уличного движения и др.).

Ещё один элемент доходной части местного бюджета - доли феде-ральных и так называемых региональных (субъектов Федерации) налогов, которые непосредственно, при уплате налогоплательщиками, сразу идут в местный бюджет. При заполнении платежных документов это разделение указывается. Это - часть подоходного налога с физических лиц, часть налога на прибыль организаций и т.д. В отличие от регулирующих налогов, эти доли закреплены за местными бюджетами не на временной основе (годовой или более долговременной), а постоянно.

Доходы муниципальных бюджетов почти всегда включают финансовую помощь, получаемую органами местного самоуправления от государственной власти (федерации или ее субъектов, от тех и других). Такая финансовая помощь оказывается из средств специального фонда поддержки муниципальных образований. Фонд создается за счет средств государственного бюджета и других поступлений в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ. Он является частью соответствующих бюджетов (федерального и субъектов РФ). Фонд создается за счет отчислений от федеральных налогов и налогов, поступающих в бюджеты субъектов Федерации. Распределение средств фонда осуществляется между муниципальными образованиями с учетом численности их населения, размеров территории, доли в населении детей различного возраста, пенсионеров, уровня жизни людей (дохода на душу населения) и других параметров. С учетом этих данных создается определенная процентная (или иная) формула для каждого муниципального образования. Фонд выдает дотации, субвенции и субсидии.

Дотации - средства, которые предоставляются на безвозмездной (без процентов) и безвозвратной основе (их не нужно отдавать, это не займы, а «подарки»). Дотации выделяются обычно слабым в финансовом отношении муниципальным образованиям, когда их собственные, доходы малы. Дотации могут расходоваться органами местного самоуправления по собственному усмотрению.

Субвенции - средства, выделяемые муниципальным образованиям также на безвозмездной и безвозвратной основе из федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации, но в отличие от дотаций для использования в конкретных целях и в установленный срок. В случае не использования в установленных целях и в срок эти средства подлежат возвращению. Чаще всего они выделяются для развития инфраструктуры муниципального образования (например, для строительства небольшого моста или создания местной телефонной связи), для ликвидации стихийных бедствий и т.д. Наконец, неналоговые доходы бюджетов муниципального образования могут состоять из перечислений от добровольных взносов и пожертвований граждан, предприятий, учреждений (иногда на цели, для которых создается внебюджетный фонд, например, для поддержки малолетних детей, мелкого предпринимательства); штрафов за загрязнение окружающей среды, порчу памятников истории и культуры, принадлежащих муниципальным образованиям, -- словом, это дополнительные средства, которые не могли быть учтены при принятии бюджета (они могли быть, а могли и не быть).

Расходная часть бюджетов муниципальных образований определяется их представительными органами (сельским сходом муниципального образования) при составлении местных бюджетов. Эти деньги расходуются на решение вопросов местного значения (строительство и ремонт необходимых объектов, местных дорог и т.д.), на инвестиции и расширение производства, для проведения местных выборов и референдумов, выплаты процентов и погашения долга по займам, капиталовложений в муниципальные и иные предприятия, страхования муниципальных объектов, муниципальных служащих, гражданской ответственности и предпринимательского риска, для выдачи дотаций малообеспеченным семьям и др.

Расходование целевых средств нередко происходит в форме муниципального заказа для выполнения определенных программ. Исполнитель (поставщик, подрядчик и др.) обычно выбирается по конкурсу. Заключается договор на выполнение работ, услуг. Расходование средств осуществляется тем органом местного самоуправления, который предусмотрен для этой цели уставом муниципального образования. Муниципальные органы имеют право контроля за ходом выполнения заказа.

В настоящее время состояние местных бюджетов практически повсеместно характеризуется глубоким дисбалансом собственных финансовых ресурсов и тех функции, которые возложены на органы местного самоуправления. Чтобы его ликвидировать, требуется финансовая помощь местным бюджетам со стороны субъектов Федерации, которая предоставляется в условиях жесткого дефицита ресурсов и при необходимости учёта специфики и потребностей каждой из территории. Вот почему проблема внутрирегионального бюджетного выравнивания считается одной из самых сложных в экономическом механизме федеративных отношении и в управлении социально-экономическим развитием территорий.

Наибольшие трудности при использовании бюджетных инструментов управления социально - экономическим развитием территории в пределах региона связаны с распределением средств из имеющегося у каждого субъекта Федерации фонда финансовой поддержки муниципальных образований. Основная причина этих трудностей - большое число показателей, характеризующих социально-экономическое развитие муниципальных территорий, а также отсутствие научно-обоснованной методики их анализа и обобщения в целях оптимизации процессов перераспределения финансово-бюджетных ресурсов.

Согласно Федеральному закону "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", в указанных целях необходимо использовать некую формулу, в которой бы учитывались численность населения данного муниципального образования, доля детей дошкольного и школьного возрастов, пенсионеров, площадь территории, уровень душевой обеспеченности бюджетными средствами и другие факторы, устанавливаемые самими субъектами Федерации. Опыт показывает, что при определении пропорций распределения регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований нужно учитывать также и наличие производственного потенциала, дорог, средств связи, объектов социальной инфраструктуры.

Основной упор в бюджетной политике нужно сделать на более четкое разделение налоговых поступлений в соответствии с социальными стандартами для населения и приоритетное финансирование региональных и областных бюджетных программ, исходя из прогнозов развития субъектов Федерации и отдельных муниципальных образований.

Требует своего решения и вопрос об оптимизации расходов местных бюджетов. Сохраняющиеся здесь трудности вызваны отсутствием четкого разграничения полномочий органов власти и управления разных уровней и соответственно «расходных полномочий» их бюджетов с учетом уровня и особенностей социально-экономического развития территории, включая природно-климатический фактор. Взаимоотношения «субъект Федерации - муниципальные образования» должны основываться на единых принципах финансово - бюджетного управления. Важнейший из них - обязательное законодательное закрепление за каждым уровнем управления как конкретных обязательств, так и устойчивых источников их финансово-бюджетного обеспечения, что позволит уменьшить встречные финансовые (межбюджетные) потоки, а также ослабить субъективную зависимость нижестоящих уровней власти от вышестоящих. При этом возможно оказание муниципальным образованиям временной финансовой помощи, но на стимулирующих началах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.