8. развитие рыночной инфраструктуры;
9. обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
10. обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законо-дательством РФ;
11. обеспечение деятельности средств массовой инфор-мации;
12. финансовая помощь другим бюджетам;
13. прочие расходы, находящиеся в совместном веде-нии Российской Федерации, субъектов Российской Феде-рации и муниципальных образований.
Таким образом, можно отметить, что спецификой фе-дерального бюджета Российской Федерации является фи-нансирование за счет этого бюджета общегосударственных расходов, в том числе фиксирование расходов на оборону, на фундаментальные научные исследования, международную деятельность, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, обслуживание государственного долга. Значительную долю расходов в бюджете составляет финансирование государ-ственного управления, правоохранительной деятельности.
Расходы федерального бюджета являются обществен-но полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обусловливает многообра-зие бюджетных расходов федерального бюджета. Однако при всем многообразии бюджетных расходов они служат единой цели - обеспечению финансовыми ресурсами феде-ральных потребностей. С понятием расходов федерального бюджета Российской Федерации тесно связано понятие бюджетного финансирования - предоставление средств министерствам, ведомствам, предприятиями, объединени-ям, организациям и учреждениям на проведение предус-мотренных по плану мероприятий.
В основе бюджетного финансирования лежат принци-пы: безвозвратности, целевого характера бюджетных расходов и предоставления средств в соответствии со сметным порядком осуществления их расходов.
2.2 Государственные внебюджетные фонды
Государственный внебюджетный фонд - это фонд де-нежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворе-ния некоторых потребностей социального и экономическо-го характера.
Внебюджетные фонды - одна из форм перераспреде-ления и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.
Необходимость образования государственных внебюд-жетных фондов заключается в следующем: создание госу-дарственных внебюджетных фондов необходимо государству, прежде всего, для более эффективного использования фи-нансовых ресурсов, а также для успешного решения соци-альной политики.
Правовой основой образования государственных соци-альных внебюджетных фондов является, прежде всего, Конституция РФ (1993 г.) и Бюджетный кодекс РФ.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации нашли отражение общие принципы, правовой статус и назначе-ние государственных внебюджетных фондов, суть которых состоит в следующем: государственные внебюджетные фон-ды образуются на основании соответствующих актов орга-нов государственной власти. Внебюджетные фонды имеют обособленные бюджеты и источники формирования до-ходов.
Бюджетным кодексом Российской Федерации установ-лено, что вне федерального бюджета образуются государ-ственные фонды денежных средств, управляемые органа-ми государственной власти Российской Федерации и пред-назначенные для реализации конституционных прав граж-дан на:
· социальное обеспечение по возрасту;
· социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;
· социальное обеспечение в случае безработицы;
· охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Средства государственных внебюджетных фондов нахо-дятся в государственной собственности.
Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной систе-мы РФ и не подлежат изъятию на цели, не предусмотрен-ные законодательством.
Доходы государственных внебюджетных фондов фор-мируются за счет:
· обязательных платежей, установленных законода-тельством РФ;
· добровольных взносов физических и юридических лиц;
· других доходов, предусмотренных законодательством РФ.
Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления этих фондов, представляются на рассмотрение органу исполнительной власти (Правительству РФ) и представляются в Федераль-ное Собрание на утверждение. Утверждаются бюджеты го-сударственных внебюджетных фондов в форме законов од-новременно с принятием Федерального закона о федераль-ном бюджете на очередной финансовый год.
Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.
Согласно статье 44 Бюджетного кодекса РФ к государственным внебюджетным фондам относятся:
· Пенсионный фонд Российской Федерации;
· Фонд социального страхования Российской Федера-ции;
· Федеральный фонд обязательного медицинского стра-хования;
· Государственный фонд занятости населения Россий-ской Федерации.
Все эти фонды называются внебюджетными социальными фондами, потому что они созданы в целях эффективной реализации социальных программ РФ. Они образуют само-стоятельную финансово-правовую базу федеральных и ме-стных внебюджетных средств. Самостоятельность внебюд-жетных социальных фондов как части бюджетной системы заключается в том, что утверждение их бюджетов осуще-ствляется представительными (законодательными) органа-ми, а исполнение бюджетов фондов - органами исполни-тельной власти совместно с органами управления фондов самостоятельно на основе Закона об утверждении бюджета и механизма бюджетного регулирования.
Государственные внебюджетные социальные фонды име-ют целевое назначение, их формирование, отпуск средств, определение объемов финансирования, т. е. исполнение их бюджетов находится под контролем финансовых органов. Ми-нистерство финансов РФ, согласно Положению о нем, осу-ществляет финансовый контроль за рациональным и целевым расходованием средств внебюджетных фондов.
Пенсионный фонд.
Пенсионный фонд - это государственный централизо-ванный внебюджетный фонд пенсионного обеспечения насе-ления, предназначенный, прежде всего, на выплату пенсий.
Трудовая пенсия - это гарантированная ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам зара-ботной платы или иного дохода, для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а так-же в случае потери трудоспособности, потери кормильца.
В России установлены следующие виды трудовых пен-сий:
1. трудовая пенсия по старости (по возрасту);
2. трудовая пенсия по инвалидности;
3. трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоят из следующих частей: базовой части; страховой части; на-копительной части.
Право на трудовую пенсию по старости имеют:
· мужчины, достигшие возраста 60 лет;
· женщины, достигшие возраста 55 лет.
Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Государственные пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" отдельным катего-риям граждан за счет средств федерального бюджета.
Пенсия по государственному пенсионному обеспече-нию - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется федеральным законом. Она предоставляется гражданам в целях компен-сации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленных законом выслуг при выходе на трудовую пенсию.
Пенсионный фонд является финансово-кредитным уч-реждением. Он осуществляет свою деятельность в соответ-ствии с действующим законодательством.
Право на социальное обеспечение граждан России за-писано в Конституции РФ: "Каждому гарантируется соци-альное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инва-лидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом" (ст. 39).
Согласно ст. 2 Положения о Пенсионном фонде денеж-ные средства этого фонда находятся в государственной соб-ственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.
Пенсионный фонд имеет в регионах Российской Феде-рации свои отделения.
Согласно Положению о Пенсионном фонде РФ он осу-ществляет следующие основные функции:
· целевой сбор от плательщиков страховых взносов и аккумуляцию средств, необходимых для выплаты государ-ственных пенсий и пособий на детей;
· организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд;
· индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд от работающих граждан обязательных страховых взно-сов.
Таблица 4 -Расходы Пенсионного фонда РФ в 2007 году. [5]
Расходы
Сумма, тыс. руб.
Пенсионный фонд РФ
1 727 799 879,1
Социальная политика
1 727 716 468,1
Пенсионное обеспечение
1 725 586 468,1
Реализация государственных функций в области государственной политики
211 345 582,7
Обязательное пенсионное страхование
1 356 955 253,0
Пенсии финансируемые за счет федерального бюджета
100 093 614,9
Расходы по накопительной составляющей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
8 928 888,6
Другие вопросы в области социальной политики
2 090 000,0
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8