К налоговым доходам относятся:
· предусмотренные налоговым законодательством Рос-сийской Федерации федеральные налоги и сборы, пени и штрафы;
· таможенные пошлины, таможенные сборы;
· государственная пошлина.
К неналоговым доходам относятся:
· доходы от использования имущества, находящегося в государственной федеральной собственности;
· доходы от продажи имущества, находящегося в го-сударственной федеральной собственности;
· доходы от платных услуг, оказываемых соответству-ющими органами государственной власти;
· средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной от-ветственности, в том числе штрафы, конфискации, ком-пенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации;
· доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд;
· иные неналоговые
Федеральные налоги, средства от которых поступают в федеральный бюджет, устанавливаются федеральным за-коном. Федеральный закон устанавливает пропорции (доли) распределения налоговых поступлений в порядке бюджет-ного регулирования доходов между бюджетами разных уров-ней. Такое распределение утверждается Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет.
Кроме поступления налоговых доходов в процессе ис-полнения федерального бюджета в его доходы могут по-ступать средства по взаимным расчетам из бюджетов Рос-сийской Федерации. В доходы бюджета зачисляется также остаток средств на конец предыдущего года.
В доходах федерального бюджета отдельной строкой учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов по ставкам, установленным Законом о федераль-ном бюджете на очередной финансовый год.
Налоги и сборы представляют собой часть националь-ного дохода, мобилизуемого в определенной доле в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации. Все налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги - это непосредственное (прямое) изъятие части доходов налогоплательщика (налог с населения, налог на прибыль предприятий и др.). Косвенные налоги - это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др.). Налоги - главный источник формирования доходов федерального бюджета.
2.1.2 Расходы федерального бюджета
Расходы федерального бюджета - это денежные сред-ства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства.
Практически расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые из федерального бюд-жета на финансирование затрат общегосударственного ха-рактера, предусмотренных в Законе о федеральном бюд-жете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемо-го на общегосударственные цели.
Расходы федерального бюджета классифицируют:
1. по экономической роли в процессе воспроизводст-ва -- на затраты, связанные с финансированием матери-ального производства и содержанием непроизводственной сферы;
2. по функциональному назначению - на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народ-ного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обо-роны страны, правоохранительную деятельность, фунда-ментальные исследования и др.
Таблица 3 - Расходы Федерального бюджета РФ в 2007 году. [3]
Расходы
Сумма, тыс. руб.
Удельный вес в % от суммы расходов
Расходы всего
5 463 479 900,0
-
Общегосударственные вопросы
808 196 478,2
14,79
Национальная оборона
822 035 929,6
15,05
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
662 867 227,2
12,13
Национальная экономика
497 229 532,4
9,10
Жилищно-коммунальное хозяйство
53 024 456,1
0,97
Образование
277 939 330,1
5,09
Здравоохранение и спорт
206 373 527,5
3,78
Социальная политика
215 565 757,4
3,95
Межбюджетные трансферты
1 844 346 454,2
33,76
В составе расходов бюджета в зависимости от их эко-номического содержания выделяют текущие расходы и ка-питальные расходы.
Капитальные расходы бюджета - часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на вое производство основных фондов, их капитальный ремонт.
Текущие расходы бюджета - часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюд-жета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование. В соответствии с действующим в Российской Федера-ции законодательством (Бюджетным кодексом Российской федерации) исключительно из федерального бюджета фи-нансируются следующие функциональные виды расходов:
1. обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федера-ции, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов испол-нительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
2. функционирование федеральной судебной системы;
3. осуществление международной деятельности в об-щефедеральных интересах (финансовое обеспечение реа-лизации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, междуна-родного культурного, научного и информационного сотруд-ничества федеральных органов исполнительной власти, взно-сы Российской Федерации в международные организации, Другие расходы в области международного сотрудничества);
4. национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонной промыш-ленности;
5. фундаментальные исследования и содействие науч-но-техническому прогрессу;
6. государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
7. государственная поддержка атомной энергетики;
8. ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
9. исследование и использование космического пространства;
10. содержание учреждений, находящихся в федераль-ной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
11. формирование федеральной собственности;
12. обслуживание и погашение государственного долга РФ;
13. компенсация государственным внебюджетным фон-дам расходов на выплату государственных пенсий и посо-бий, других социальных выплат, подлежащих финансиро-ванию в соответствии с законодательством Российской Фе-дерации за счет средств федерального бюджета;
14. пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного матери-ального резерва;
15. проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
16. федеральная инвестиционная программа;
17. обеспечение реализации решений федеральных ор-ганов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
18. обеспечение осуществления отдельных государ-ственных полномочий, передаваемых на другие уровни вла-сти;
19. финансовая поддержка субъектов Российской Фе-дерации;
20. официальный статистический учет;
21. прочие расходы.
Кроме того, в соответствии с законодательством Рос-сийской Федерации средства федерального бюджета исполь-зуются совместно со средствами бюджетов субъектов Фе-дерации и бюджетов муниципальных образований на финансирование следующих функциональных видов расходов (ст. 85 БК РФ):
1. государственная поддержка отраслей промышленно-сти (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобиль-ного транспорта, речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
2. обеспечение правоохранительной деятельности;
3. обеспечение противопожарной безопасности;
4. научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие на-учно-технический прогресс;
5. обеспечение социальной защиты населения;
6. обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспече-ние гидрометеорологической деятельности;
7. обеспечение предупреждения и ликвидации послед-ствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий меж-регионального масштаба;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8