Рефераты. Бюджетная система, налоги и проблема налогооблагаемый базы

В межбюджетной политике предполагается, что НДС будет пополнять в основном федеральный бюджет, а регионы получат в качестве компенсации налог с продаж, который целиком будет питать местные бюджеты. Однако налог с продаж может стать хорошим подспорьем для крупных "торговых" городов, а многочисленным городкам и поселкам со скромным уровнем потребления он не компенсирует передачу доходов от НДС в федеральный бюджет.

По расчетам ГНС, налог на вмененный доход вместе с акцизом на реализуемый бензин, перенесением 50% акциза с производства алкоголя на продажу водки позволят компенсировать потери бюджета от снижения НДС, социальных налогов и других мер по ослаблению налогового пресса на производителя. ГНС, ссылаясь на свои расчеты, утверждала, что, если будет принят пакет предложенных ею налоговых законопроектов, в 1999 г. из "тени" можно вывести до 20% необлагаемых налогами доходов, снизить налоговую нагрузку и даже повысить доходы бюджета (можно рассчитывать на поступление в федеральный бюджет не менее 260 млрд. рублей). Эти теоретические расчеты оправдаются, если для их реализации найдется достаточное число неподкупных милиционеров, инспекторов и чиновников: ведь придется ущемить интересы хорошо организованных групп мздоимцев, которые просто так доходы не отдадут.

Все эти проблемы говорят о недочетах налоговой системы, о том, что она способствует углублению экономического кризиса. Большинство экспертов согласно с тем, что необходимо внести следующие изменения в налоговую систему:

· постепенно выровнять тяжесть налогообложения для разных категорий налогоплательщиков, сократить необоснованные индивидуальные или отраслевые льготы, привлечь к уплате налогов предприятия, работающие с неучтенными денежными оборотами, одновременно снизить налоговую нагрузку на реальных производителей. Те, кто сейчас исправно платит налоги, должны испытать облегчение налогового пресса;

· Ставится задача постепенно увеличить долю налогов, собираемых с физических лиц (подоходный налог, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, таможенные пошлины и др.). Хотя в этом отношении Россия далеко отстает от развитых стран, у такой стратегии немало противников, которые убеждены, что при ее реализации уровень жизни в стране снизится, а рентабельность экономики так и не повысится. Перекладывая налоговое бремя на население, власти, мол, расписываются в собственной неспособности собрать налоги с производителей.

Многие убеждены, что в России налоги с физических лиц должны расти, но только вместе с ростом благосостояния, расширением круга собственников акционированных предприятий. Когда начнут платить дивиденды, на них уместно перенести часть налога с прибыли. Например, в США мелкий бизнес полностью освобожден от федеральных налогов на прибыль, вместо этого подоходный налог платят владельцы акций (у такого порядка немало преимуществ).

· упростить налоговую систему, сделать ее понятной и налогоплательщикам, и органам, ответственным за сбор налогов, объединить налоги и другие обязательные платежи одного уровня, имеющие одинаковую налоговую базу;

· утвердить исчерпывающий перечень налогов и сборов, чтобы исключить введение субъектами Федерации и муниципальными образованьями дополнительных налоговых платежей, определить верхние пределы ставок региональных и местных налогов;

· реформировать межбюджетные отношения и решить проблему наполняемости бюджетов муниципальных образований. В частности, предлагается наделить их значительными налоговыми источниками, выделить региональные и местные поступления федеральных налогов, снизить статус некоторых из них;

· придать налоговым законам больше прозрачности, расширить базу налогообложения, упразднить многие налоговые льготы и в дальнейшем не допускать их разрастания, обеспечить нейтральность налогов по отношению к инфляции, организационно-правовым формам, соотношению основных и оборотных средств, длительности производственного цикла, улучшить регламентирование деятельности и взаимодействие налоговой администрации и налогоплательщиков;

· исключить укоренившуюся практику перманентного изменения налогового законодательства (оставив разовую возможность, приуроченную к ежегодному утверждению бюджета), приняв международно-правовой договор, имеющий первенство перед любым федеральным законом и запрещающий менять налоговую систему неналоговыми методами;

· внести поправки в уголовное законодательство, повышающие ответственность граждан за уклонение от уплаты налогов;

усилить налоговую пропаганду, разъяснять безнравственность и общественную опасность налоговых преступлений, по примеру развитых стран с детства внушать простую мысль: тот, кто не платит налоги, вынимает деньги из карманов других налогоплательщиков, т.е. занимается воровством.

3.2. Планирование бюджета на 2006 год.

Согласно действующей бюджетной классификации все доходы бюджетов делятся на следующие виды:

1. Налоговые доходы, которые включают в себя:

- прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала;

- налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;

- налоги на товары и услуги;

- налоги на имущество;

- платежи за использование природных ресурсов;

- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

- прочие налоги, сборы и пошлины;

2. Неналоговые доходы, к которым в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

- иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности).

3. Безвозмездные перечисления (ст. 45 Бюджетного кодекса РФ) включают следующие поступления:

- От нерезидентов;

- От других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисленные по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);

- От государственных внебюджетных фондов;

- От государственных предприятий и учреждений;

- От наднациональных организаций.

Бюджетные расходы это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Различаются бюджетные расходы по следующим направлениям:

a. расходы федерального бюджета;

b. Расходы бюджетов субъектов РФ;

c. расходы местных бюджетов;

Рассмотрим виды расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета:

- обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

- функционирование федеральной судебной системы;

- осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

- национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

- государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

- государственная поддержка атомной энергетики;

- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

- исследование и использование космического пространства;

- содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;

- формирование федеральной собственности;

- обслуживание и погашение государственного долга РФ;

- компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;

- пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

- проведение референдумов и выборов РФ;

- федеральная инвестиционная программа;

- обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

- обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

- финансовая поддержка субъектов РФ;

- федеральный статистический учет;

- прочие расходы. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2002

Рассмотрим доходы и расходы, отраженные в федеральном бюджете на 2006 года.

Таблица 6. Доходы федерального бюджета РФ на 2006 год (извлечение)

сумма

Удельный вес дохода во всех доходах федерального бюджета, %

Налоговые доходы, всего

1 726 310 100,0

81,21%

Налог на прибыль

207 443 700,0

9,76%

Налог на игорный бизнес

1 009 200,0

0,05%

Налог на добавленную стоимость

773 508 000,0

36,39%

Акцизы

224 815 000,0

10,58%

Лицензионные и регистрационные сборы

804 100,0

0,04%

Налог на покупку иностранных денежных знаков

1 849 400,0

0,09%

Налоги на совокупный доход

5 677 600,0

0,27%

Налоги на имущество

920 000,0

0,04%

Платежи за использование природными ресурсами

183 715 700,0

8,64%

Таможенные пошлины

324 108 900,0

15,25%

Прочие налоги, пошлины и сборы

2 458 500,0

0,12%

Неналоговые доходы, всего

104 284 200,0

4,91%

Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций

50 472 500,0

2,37%

Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства

2 779 400,0

0,13%

Перечисление прибыли Банка России

4 000 000,0

0,19%

Платежи от государственных организаций

13 972 400,0

0,66%

Плата за пользование водными биологическими ресурсами

7 000 000,0

0,33%

Доходы от использования лесного фонда

1 950 000,0

0,09%

Прочие поступления от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций

4 822 300,0

0,23%

Доходы от продажи земли и нематериальных активов

290 000,0

0,01%

Административные платежи и сборы

804 100,0

0,04%

Доходы от внешнеэкономической деятельности

47 911 900,0

2,25%

Прочие неналоговые доходы

3 114 300,0

0,15%

Доходы целевых бюджетных фондов, всего

13 893 900,0

0,65%

Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в федеральный бюджет

281 230 000,0

13,23%

Всего доходов

2 125 718 200,0

100%

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.