В межбюджетной политике предполагается, что НДС будет пополнять в основном федеральный бюджет, а регионы получат в качестве компенсации налог с продаж, который целиком будет питать местные бюджеты. Однако налог с продаж может стать хорошим подспорьем для крупных "торговых" городов, а многочисленным городкам и поселкам со скромным уровнем потребления он не компенсирует передачу доходов от НДС в федеральный бюджет.
По расчетам ГНС, налог на вмененный доход вместе с акцизом на реализуемый бензин, перенесением 50% акциза с производства алкоголя на продажу водки позволят компенсировать потери бюджета от снижения НДС, социальных налогов и других мер по ослаблению налогового пресса на производителя. ГНС, ссылаясь на свои расчеты, утверждала, что, если будет принят пакет предложенных ею налоговых законопроектов, в 1999 г. из "тени" можно вывести до 20% необлагаемых налогами доходов, снизить налоговую нагрузку и даже повысить доходы бюджета (можно рассчитывать на поступление в федеральный бюджет не менее 260 млрд. рублей). Эти теоретические расчеты оправдаются, если для их реализации найдется достаточное число неподкупных милиционеров, инспекторов и чиновников: ведь придется ущемить интересы хорошо организованных групп мздоимцев, которые просто так доходы не отдадут.
Все эти проблемы говорят о недочетах налоговой системы, о том, что она способствует углублению экономического кризиса. Большинство экспертов согласно с тем, что необходимо внести следующие изменения в налоговую систему:
· постепенно выровнять тяжесть налогообложения для разных категорий налогоплательщиков, сократить необоснованные индивидуальные или отраслевые льготы, привлечь к уплате налогов предприятия, работающие с неучтенными денежными оборотами, одновременно снизить налоговую нагрузку на реальных производителей. Те, кто сейчас исправно платит налоги, должны испытать облегчение налогового пресса;
· Ставится задача постепенно увеличить долю налогов, собираемых с физических лиц (подоходный налог, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, таможенные пошлины и др.). Хотя в этом отношении Россия далеко отстает от развитых стран, у такой стратегии немало противников, которые убеждены, что при ее реализации уровень жизни в стране снизится, а рентабельность экономики так и не повысится. Перекладывая налоговое бремя на население, власти, мол, расписываются в собственной неспособности собрать налоги с производителей.
Многие убеждены, что в России налоги с физических лиц должны расти, но только вместе с ростом благосостояния, расширением круга собственников акционированных предприятий. Когда начнут платить дивиденды, на них уместно перенести часть налога с прибыли. Например, в США мелкий бизнес полностью освобожден от федеральных налогов на прибыль, вместо этого подоходный налог платят владельцы акций (у такого порядка немало преимуществ).
· упростить налоговую систему, сделать ее понятной и налогоплательщикам, и органам, ответственным за сбор налогов, объединить налоги и другие обязательные платежи одного уровня, имеющие одинаковую налоговую базу;
· утвердить исчерпывающий перечень налогов и сборов, чтобы исключить введение субъектами Федерации и муниципальными образованьями дополнительных налоговых платежей, определить верхние пределы ставок региональных и местных налогов;
· реформировать межбюджетные отношения и решить проблему наполняемости бюджетов муниципальных образований. В частности, предлагается наделить их значительными налоговыми источниками, выделить региональные и местные поступления федеральных налогов, снизить статус некоторых из них;
· придать налоговым законам больше прозрачности, расширить базу налогообложения, упразднить многие налоговые льготы и в дальнейшем не допускать их разрастания, обеспечить нейтральность налогов по отношению к инфляции, организационно-правовым формам, соотношению основных и оборотных средств, длительности производственного цикла, улучшить регламентирование деятельности и взаимодействие налоговой администрации и налогоплательщиков;
· исключить укоренившуюся практику перманентного изменения налогового законодательства (оставив разовую возможность, приуроченную к ежегодному утверждению бюджета), приняв международно-правовой договор, имеющий первенство перед любым федеральным законом и запрещающий менять налоговую систему неналоговыми методами;
· внести поправки в уголовное законодательство, повышающие ответственность граждан за уклонение от уплаты налогов;
усилить налоговую пропаганду, разъяснять безнравственность и общественную опасность налоговых преступлений, по примеру развитых стран с детства внушать простую мысль: тот, кто не платит налоги, вынимает деньги из карманов других налогоплательщиков, т.е. занимается воровством.
3.2. Планирование бюджета на 2006 год.
Согласно действующей бюджетной классификации все доходы бюджетов делятся на следующие виды:
1. Налоговые доходы, которые включают в себя:
- прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
- налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;
- налоги на товары и услуги;
- налоги на имущество;
- платежи за использование природных ресурсов;
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
- прочие налоги, сборы и пошлины;
2. Неналоговые доходы, к которым в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
- иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности).
3. Безвозмездные перечисления (ст. 45 Бюджетного кодекса РФ) включают следующие поступления:
- От нерезидентов;
- От других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисленные по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);
- От государственных внебюджетных фондов;
- От государственных предприятий и учреждений;
- От наднациональных организаций.
Бюджетные расходы это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Различаются бюджетные расходы по следующим направлениям:
a. расходы федерального бюджета;
b. Расходы бюджетов субъектов РФ;
c. расходы местных бюджетов;
Рассмотрим виды расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета:
- обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
- функционирование федеральной судебной системы;
- осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
- национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
- государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
- государственная поддержка атомной энергетики;
- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
- исследование и использование космического пространства;
- содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
- формирование федеральной собственности;
- обслуживание и погашение государственного долга РФ;
- компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;
- пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
- проведение референдумов и выборов РФ;
- федеральная инвестиционная программа;
- обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
- обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
- финансовая поддержка субъектов РФ;
- федеральный статистический учет;
- прочие расходы. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2002
Рассмотрим доходы и расходы, отраженные в федеральном бюджете на 2006 года.
Таблица 6. Доходы федерального бюджета РФ на 2006 год (извлечение)
сумма
Удельный вес дохода во всех доходах федерального бюджета, %
Налоговые доходы, всего
1 726 310 100,0
81,21%
Налог на прибыль
207 443 700,0
9,76%
Налог на игорный бизнес
1 009 200,0
0,05%
Налог на добавленную стоимость
773 508 000,0
36,39%
Акцизы
224 815 000,0
10,58%
Лицензионные и регистрационные сборы
804 100,0
0,04%
Налог на покупку иностранных денежных знаков
1 849 400,0
0,09%
Налоги на совокупный доход
5 677 600,0
0,27%
Налоги на имущество
920 000,0
Платежи за использование природными ресурсами
183 715 700,0
8,64%
Таможенные пошлины
324 108 900,0
15,25%
Прочие налоги, пошлины и сборы
2 458 500,0
0,12%
Неналоговые доходы, всего
104 284 200,0
4,91%
Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций
50 472 500,0
2,37%
Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства
2 779 400,0
0,13%
Перечисление прибыли Банка России
4 000 000,0
0,19%
Платежи от государственных организаций
13 972 400,0
0,66%
Плата за пользование водными биологическими ресурсами
7 000 000,0
0,33%
Доходы от использования лесного фонда
1 950 000,0
Прочие поступления от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций
4 822 300,0
0,23%
Доходы от продажи земли и нематериальных активов
290 000,0
0,01%
Административные платежи и сборы
Доходы от внешнеэкономической деятельности
47 911 900,0
2,25%
Прочие неналоговые доходы
3 114 300,0
0,15%
Доходы целевых бюджетных фондов, всего
13 893 900,0
0,65%
Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в федеральный бюджет
281 230 000,0
13,23%
Всего доходов
2 125 718 200,0
100%
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11