Рефераты. Бюджетная система, налоги и проблема налогооблагаемый базы

Налог на добавленную стоимость (самая большая доходная статья федерального бюджета) в России впервые был введен в 1992 г. со ставкой 28%, в последующие годы она снижалась, но оставалась выше, чем в других странах. Объектами налогообложения являются обороты по реализации на территории России товаров, выполненных работ и оказанных услуг. В облагаемый оборот включаются любые денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров, работ, услуг.

Поскольку НДС заменил действовавший прежде налог с оборота, удалось увеличить общий уровень налоговых изъятий и повысить стабильность поступлений. Благодаря преемственности НДС по отношению к налогу с оборота (по функциям) и по отношению к использовавшемуся в 1991 г. налогу с продаж (по технике взимания) введение этого налога не потребовало значительных изменений налоговой системы, вызвало минимально возможный в тех условиях скачок общего уровня цен, прошло психологически относительно безболезненно. Так как была установлена пониженная ставка на продукты питания, удалось соблюсти социальную справедливость, тем более, что не было возможности за короткий срок обеспечить адресную поддержку низкодоходных слоев населения. Использование небольшого числа ставок (основная, пониженная и нулевая) внесло лишь минимальные искажения в относительные цены. Положительно и то, что техника взимания НДС препятствует уклонениям от его уплаты, обеспечивая бюджетную отдачу и справедливость налоговой системы.

Акцизами облагаются товары особенно высокой рентабельности (водка, ликероводочные изделия, пищевой спирт, табак, икра, автомобили, нефть, нефтепродукты и др.). Правительство устанавливает их список и определяет ставки в процентах от отпускной цены товаров, реализуемых изготовителями.

Таблица 1. Структура налогов на доходы, капитал и потребление, % к итогу Российский статистический сборник 2003г.

Налоги

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.,

Всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Налоги на доходы

47,4

41,3

30,2

29,9

31,9

Налог на прибыль

34,9

31,6

19,3

17,6

19,1

Подоходный налог с физических лиц

12,5

9,7

10,9

12,2

12,8

Налоги на капитал

8,2

9,6

13,4

16,9

15,6

Налог на имущество предприятий

3,4

4,2

7,0

7,5

8,0

Платежи за пользование недрами и природными ресурсами

2,4

3,2

3,9

6,6

4,3

Прочие налоги на капитал

2,4

2,2

2,5

2,1

2,1

земельный налог

1,2

0,9

1,0

1,5

1,5

лицензионный сбор за право производства и торговли спиртными напитками и пивом

0,1

0,3

0,3

0,1

0,2

местные налоги и сборы с физических лиц

0,4

0,4

0,7

0,6

1,3

госпошлины

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

налог на операции с ценными бумагами

0,3

0,2

0,0

0,1

0,1

налог на имущество физических лиц, включая налог на наследство

0,0

0,1

0,1

0,1

0,1

Налоги на потребление

44,5

49,1

56,4

53,3

52,5

НДС

23,8

24,2

25,9

27,8

26,5

Акцизы

4,8

7,1

10,1

10,6

11,2

Таможенные пошлины

4,1

6,4

8,8

4,1

5,7

Федеральный дорожные фонды

2,4

2,6

2,7

2,7

3,9

Прочие налоги на потребление

9,4

8,9

9,0

8,1

5,2

Спецналог

3,7

2,7

1,1

0,4

-

транспортный налог

0,7

0,6

0,7

0,7

0,2

местные налоги и сборы с юридических лиц

3,7

3,8

4,2

0,6

1,3

Исходя из субъективной оценки тяжести налога, плательщики и политики могут предпочитать невидимые косвенные налоги прямым. В пользу усиления роли косвенных налогов говорит и то, что они оказывают меньшее отрицательное влияние на сбережения, чем, скажем, прямой подоходный налог, при этом их легче отслеживать и собирать.

За 1999-2003 гг. доля прямых налогов уменьшилась с 48 до 34,5%, в том числе налога на прибыль - с 34,9 до 15, подоходного налога на физических лиц - с 12,5 до 11%, а доля косвенных налогов выросла, в том числе НДС - с 23,8 до 23,9%, акцизов - с 4,8 до 10,5%. Однако, во-первых, переход к системе превалирования косвенных налогов усложняет процесс перераспределения средств между отраслями экономики и не способствует справедливому обложению отраслей (делая отрасли с низкой нормой рентабельности убыточными), и, во-вторых, это не способствует реализации социальной функции налогов, то сеть выравниванию доходов населения.

В тот же период уменьшалась доля налогов на доходы и росла доля налогов на капитал. Обычно это способствует повышению надежности налоговой системы, поскольку доходы учитывать трудно, но с другой стороны не способствует осуществлению принципа справедливости (тут открываются большие возможности для недобросовестных налогоплательщиков), а капитал поддается более точному учету (насколько высокая точность вообще возможна в экономике). Обращает на себя внимание ничтожная доля налогов на имущество физических лиц, что объясняется, во-первых, ограниченностью имущества у основной массы населения даже после того, как существенная часть жилого фонда была приватизирована; во-вторых, низкими ставками имущественных налогов.

Итак, сложившаяся система налогов в России направлена только на наполнение любыми средствами бюджета, не учитывая остальных функций налогов (социальная, перераспределительная). Например, в общей налоговой массе США косвенные налоги составляют 75%, и, кстати, после войны в течении 20-30 США удерживала самый низкий процент по кредитам, плюс предоставила льготы по налогообложению капитала и инвестиций в него Дворкович "Государственная финансовая политика", Вопросы экономики 2002 №4. Все это говорит неправильности целеполагания в области налогов, о не эффективной структуре налоговой системы и о неспособности выполнять свои функции налоговых органов.

2.2.1. Распределение налогов между отраслями и бюджетами различных уровней.

1) Анализируя систему налогов, важно обратить внимание на их распределение по уровням бюджетов - федеральному и территориальным, на налоговый вклад отраслей и секторов экономики, на соотношение между разными налогами - прямыми и косвенными, налогами на доходы, на капитал и на потребление.

Общее представление о российской налоговой системе дает таблица о налоговых поступлениях.

Таблица 2. Налоговые поступления в консолидированный и федеральный бюджеты, % ВВП Российский статистический сборник 2003 г.

Налоговые поступления

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г

В консолидированный бюджет, всего

22,3

22,8

23,1

23,1

20,2

НДС

5,31

5,50

5,96

6,43

5,35

Акцизы

1,07

1,61

2,33

2,45

2,25

Налог на прибыль

7,79

7,18

4,46

4,08

3,86

Подоходный налог с физических лиц

2,79

2,21

2,51

2,82

2,57

Таможенные пошлины

0,92

1,46

2,04

0,95

1,14

Федеральные дорожные фонды

0,53

0,58

0,62

0,62

0,78

Налог на имущество предприятий и физических лиц

0,77

0,97

1,63

1,77

1,64

Местные налоги и сборы

0,92

0,95

1,13

0,93

1,16

Платежи за пользование недрами и природными ресурсами

0,54

0,72

0,89

1,53

0,87

Спецналог

0,83

0,61

0,24

0,08

-

Прочие налоговые поступления

0,86

0,96

1,25

1,43

0,53

В федеральный бюджет, всего

8,46

10,58

11,20

10,28

8,49

НДС

3,15

3,91

4,08

4,43

3,57

Акцизы

0,59

1,22

1,96

1,97

1,72

Налог на прибыль

2,70

2,60

1,61

1,50

1,52

Подоходный налог с физических лиц

*

0,20

0,23

0,06

*

Таможенные пошлины

0,92

1,46

2,04

0,95

1,14

Федеральные дорожные фонды

0,53

0,58

0,62

0,62

0,78

Платежи за пользование недрами и природными ресурсами

0,18

0,29

0,29

0,40

0,14

Спецналог

0,60

0,39

0,14

0,05

-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.