Рефераты. Бондовый рынок как экономическая составляющая новых членов Европейского Союза

Индикатор процентной ставки для Эстонии

Страна

Feb. 04

Mar. 04

Apr. 04

May 04

June 04

July 04

Aug. 04

Sep. 04

Oct. 04

Nov. 04

Dec. 04

Jan. 05

Feb. 05

Эстония

4.77

4.56

4.63

4.53

4.36

4.23

4.29

4.00

4.15

4.17

4.28

4.08

-

2. Бондовые рынки новых членов ЕС

2.1. Мальта

Исторически бондовый рынок Мальты начинает свое развитие, практически, в то же самое время, как и все 10 стран, вступивших в Евросоюз в мае 2004 года, то есть относительно недавно. Общий объем бондового рынка Мальты к ВВП традиционно занимает первое место среди всех новых стран членов ЕС. Это в первую очередь связано с большим бюджетным дефицитом страны (9.7%) от ВВП относительно других стран новых членов ЕС.

Объем бондового рынка на Мальте постоянно растет все это время, что свидетельствует о позитивной динамике в развитии бондового рынка страны. Так, в декабре 2000 года он составил ?2,433 миллионов, что превысило 62% от ВВП [2]79. При этом долговые обязательства страны выпускаются тремя главными секторами. Ценные бумаги, выпущенные центральным правительством в 2000 году, составили 89% от всего бондового рынка. Остальные долговые обязательства были выпущены корпоративными учреждениями (5%) и денежно-кредитными финансовыми учреждениями (6%).

Все долговые обязательства, выпущенные центральным правительством, были деноминированны в мальтийской лире (см. рис. 2.1.1) . Больше чем половина правительственных долговых обязательств (55%) имели срок обращения, равный или выше десяти лет, в то время как 22% оставшихся долговых обязательств имели первоначальный срок оборачиваемости в пределах от пяти лет до десяти лет.  20% от общего количества, составили казначейские билсы с различным сроком действия до одного года включительно (см. рис. 2.1.2).

2.1.1. рис.

2.1.2 рис.

В дальнейшем правительство Мальты продолжило расширение эмиссий долговых обязательств. Общая сумма долговых обязательств выпущенных к декабрю 2002 года составила ?2,836 миллионов или 68% от ВВП [3].

Долговые обязательства, выпущенные центральным правительством, составили тогда 87% от всего бондового рынка. Остальные долговые обязательства были выпущены корпорациями (8%) и денежно-кредитными финансовыми учреждениями (5%). Как видим, рост корпоративных бондов составил 3%.

На первичном рынке, больше чем половина всех правительственных ценных бумаг (62%) были выпущены со сроком обращения  равным десяти или более лет, в то время как 17% имели продолжительность обращения в пределах от пяти до десяти лет. 21% от общего количества, являются казначейскими билсами с различными сроками обращения до одного года включительно (см. рис. 2.1.3).

.

2.1.3 рис.

Необходимо отметить, что правительство Мальты склонно к выпуску долговых обязательств только в мальтийской лире, что в целом является позитивной тенденцией в целом для экономики этой маленькой страны.

В 2003 году был проведен выпуск Мальтийских правительственных долговых обязательств на сумму около 149 миллионов лир. Из них 49 миллионов были направлены для погашения подходящих к концу сроков предыдущих выпусков. Что касается казначейских билсов, лимит их выпуска в 2003 году поднялся от 200 миллионов мальтийских лир до 300 миллионов.

Общая сумма долговых обязательств на начало 2004 года превысила ?3,055 миллионов, что составляет 71% от ВВП Мальты. Как видим, Мальта значительно превышает Маастрихсткий критерий относительно общего долга страны к ВВП среди новых членов Европейского Союза.

Из всех бондов, выпущенных к началу 2004 года[4]:

- долговые обязательства, выпушенные центральным правительством составили 87% от всего бондового рынка;

- нефинансовые и немонетарные финансовые корпорации - составили 9% от выпущенных бондов;

- монетарные финансовые организации выпустили 4% от всех выпущенных бондов.

Все долговые обязательства, выпущенные центральным правительством, были опять же деноминированы в мальтийской лире.

На первичном рынке, более чем половина всех правительственных долговых обязательств (62%) были выпущены со сроком обращения десять или более лет, в то время как 18% имели срок обращения в пять или более лет, но меньше, чем десять лет. Значительная часть (около 20% от всех бондов), приходились на выпуск Казначейских билсов с различными сроками обращения в пределах одного года.

2.1.4 рис.

Активность на первичном бондовом рынке показала скромный рост за последние годы. Фактически, сумма эмиссий в 2001, 2002 и 2003 году составили ?1.582 миллиона, ?2,008 миллионов и ?2,098 миллионов соответственно (рис. 2.1.5.). При этом нужно отметить, что сам незначительный рост связан с увеличением выпуска центральным правительством долгосрочных бондов, что связано с желанием правительства снизить долю краткосрочных долговых обязательств на рынке.

2.1.5. рис.

Рост первичного бондового рынка был связан  с двумя факторами.

Первым фактором было значительный рост объема выпусков казначейских билсов на первичном рынке, в то время как центральное правительство продолжало обращаться на первичный казначейский рынок билсов, чтобы поднять краткосрочные фонды, даже притом, что оно было частично расположено к существенному снижению в выпуске долгосрочных обязательств.

Второй фактор, повлиявший на рост объема бондового рынка, это присутствие других участников, выпускающих ценные бумаги на бондовом рынке. В 2000 году, оба сектора - нефинансовый и не денежно-кредитные финансовые корпорации и денежно-кредитные финансовые учреждения - каждый выпустил больше чем 5% от всего объема выпущенных долговых обязательств. В 2001 году, однако, почти все долговые обязательства были выпущены центральным правительством. Кроме того, в следующем году, нефинансовый и не денежно-кредитный финансовый корпоративный сектор выпустил лишь 6% от общего объема. Не было никакого заимствования денежно-кредитным финансовым сектором на первичном рынке в 2001 и 2002 годах.

Центральное правительство продолжает обращаться к первичному рынку казначейских билсов, чтобы увеличить краткосрочные фонды. Напротив, участие других игроков на рынке эмитентов бондов упало более чем на половину к началу 2004 года по сравнению с предыдущим годом.

К началу 2004 года корпорации выпустили почти 3% всех долговых обязательств против 6% от всего бондового рынка к началу 2003 года. Таким образом, развитие корпоративного бондового рынка пока не имеет позитивной динамики.

За последние несколько лет центральное правительство, как правило, выпускало краткрочных долговых обязательств больше, чем долгосрочных. Фактически, краткосрочные бонды составили чуть более 91% от всего выпуска к началу 2003 года, а к началу 2004 года около 83%.

Как уже отмечалось выше, увеличение пропорции в сторону выпуска краткосрочных долговых обязательств может послужить причиной экономической нестабильности. Это связано с тем, что мальтийская лира привязана к корзине валют. Привязка национальной валюты к какой-то другой валюте или корзине валют может вызвать инфляционное давление на экономику при значительном увеличении выпуска краткосрочных долговых обязательств.

Политика центрального правительства по выпуску бондов направлена только на внутренний рынок. Поэтому Мальта не выпускает бонды на международный рынок.

Мальтийское правительство не проводит свои бондовые аукционы через первичных дилеров. Также они не проводятся электронным способом. Вместо этого, предложения по конкурсным ценам на покупку оптовых пакетов направляются в Казначейство. Неконкурсное участие в аукционах не разрешается.

Казначейские билсы выпускаются со следующими сроками обращения: один, три, шесть, девять и двенадцать месяцев. Долгосрочные бонды в национальной валюте выпускаются центральным правительством три раза в год. Казначейские билсы в национальной валюте выпускаются регулярно раз в неделю.

Мальтийские правительственные бонды включены в список и торгуются на Малтийской Фондовой Бирже в дематериализованной форме. Мальтийские казначейские билсы имеют форму сертификатов и торгуются на внебиржевой основе (OTC).

Активность на вторичном рынке проявляется, прежде всего, торговлей на вторичном рынке казначейскими билсами. Общий оборот вторичного рынка составил в 2002 году - ?3.1 миллиона, в 2002 году -?1.7 миллионов и в 2003 году - ?1.9 миллионов.

Вторичный рынок Мальты характеризуется довольно низким уровнем ликвидности. Это объясняется тем, что большинство и институциональных и частных инвесторов предпочитают держать свои инвестиции до конца срока обращения бондов и, как правило, не выпускают их на вторичный рынок до конца срока обращения.

В целом, за ликвидность вторичного рынка отвечает Центральный Банк Мальты, хотя это и не закреплено законом. Центральный Банк, выступая в роли маркетмейкера, ежедневно публикует предложения на покупку казначейских билсов и ежедневные предложения на покупку правительственных бондов. Министерство Финансов не проводит интервенционной политики на вторичном рынке ни косвенно, ни прямо.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.