Рефераты. Аспекты исчисления налогов в условиях наличия обособленных подразделений

При заключении обособленными подразделениями хозяйственных договоров в их тексте необходимо уточнять, что заключающий договор руководитель филиала (представительства) действует по доверенности создавшего обособленное подразделение юрлица, а также указать наименование (желательно адрес) последнего.

В случае осуществления филиалами (представительствами) видов деятельности, подлежащих лицензированию или сертификации, лицензии в силу Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» выдаются только на имя создавших обособленные подразделения юридических лиц. Само обособленное подразделение лицензиатом быть не может.

В практике встречаются случаи выдачи лицензий организациям в отношении их отдельных филиалов (например, при оформлении лицензий органами Госатомнадзора России). Лицензия в данном случае считается действующей в части всех обособленных подразделений организации. Однако возникают сомнения в способности выполнения организацией (а именно -- не указанных в лицензии филиалов) соответствующих лицензионных требований.

* Наконец, головная организация определяет все вопросы взаимодействия входящих в нее обособленных подразделений как между собой, так и с головным офисом.

НДС

В соответствии со ст. 143 Налогового Кодекса РФ, плательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- лица, признаваемые налогоплательщиками налога, в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Организациями, согласно ч. 2 ст. 11 НК РФ, признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения не являются юридическими лицами.

Таким образом, с 01.01.2001 г. филиалы и представительства не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Организация обязана встать на учет в налоговом органе а качестве налогоплательщика по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения (п. 1 ст. 144, ст. 83 НК РФ).

При этом, согласно п. 2 ст. 83 НК РФ, постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика осуществляется не зависимо от наличия обстоятельств, с которыми Налоговый кодекс РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога.

Федеральным законом от 29.05.2002г. № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ»

далее - Закон № 57- ФЗ) была исключена ст. 175 НК РФ «Особенности исчисления и уплаты налога по месту нахождения обособленных подразделений организации» (п. 23 ст. 1 Закона № 57-ФЗ).
В силу ст. 16 Закона № 57-ФЗ положения п. 23 ст. 1 Закона № 57-ФЗ вводятся в действие с 1 января 2002г.

Из вышеизложенного следует, что с 1 января 2002 г. налог на добавленную стоимость организациями, имеющими обособленные подразделения, уплачивается только по месту нахождения самой организации (без распределения между обособленными подразделениями).
Аналогичной позиции придерживается МНС РФ. Так, в п. 50 своего Приказа от 20 декабря 2000 г. № БГ-3-03/447 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ» налоговый орган разъясняет следующее: «Пунктом 23 статьи 1 Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ статья 175 Налогового кодекса исключена.

В связи с этим организации, уплачивавшие налог в соответствии со статьей 175 НК РФ по месту нахождения обособленных подразделений, начиная с оборотов за июль 2002 года, уплачивают налог по месту постановки на учет организации без распределения его по обособленным подразделениям.
По организациям, уплачивавшим налог по месту нахождения обособленных подразделений, налоговые органы после принятия отчетности за июнь 2002 года должны произвести закрытие лицевых счетов и передачу сальдо расчетов с бюджетом в территориальный налоговый орган по месту учета организации (юридического лица) в порядке, установленном Рекомендациями по порядку ведения карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденных Приказом МНС России от 05.08.2002 № БГ-3-10/411».
Основной особенностью определения размера налоговой базы по НДС является формирование ее только по месту нахождения (регистрации) головного офиса организации независимо от того, где фактически осуществляется производственно-коммерческая деятельность.


Основание для определения налоговой базы по НДС -- записи в книгах продаж и покупок организации, сформированные, опираясь на оформленные и полученные от сторонних организаций счета-фактуры на реализацию и получение товаров, работ и услуг.


Обособленные подразделения, не выделенные на отдельный баланс, правом оформлять счета-фактуры и вести их обособленный учет не обладают. Перечисленные функции в части оказываемых ими работ и услуг, а также в части учета сумм «входного» НДС по приобретенным для них товарам, работам и услугам возложены на головной офис организации. Обязанности таких обособленных под-разделений по определению налоговой базы по НДС заключаются в своевременной и полной передаче полученных от поставщиков счетов-фактур в головной офис организации.


Формирование облагаемой базы по НДС предприятиями, имеющими обособленные под-разделения, выделенные на отдельный баланс, регламентируется Письмом МНС России от 21.05.2001 № ВГ-6-03/404. Если организация реализует товары (выполняет работы, оказывает услуги) через обособленные структурные подразделения, счета-фактуры оформляются в следующем порядке:

-- счета-фактуры на отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) выставляются покупателям обособленными структурными под-разделениями;


-- нумерация счетов-фактур производится в порядке возрастания номеров в целом по организации. Возможно как резервирование номеров по мере их выборки, так и присвоение составных номеров с индексом обособленного подразделения;


-- журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж ведутся структурными подразделениями в виде разделов единых журналов учета, единых книг покупок и продаж организации.

За отчетный налоговый период указанные разделы книг покупок и книг продаж представляются обособленными под-разделениями для оформления единых книг покупок и продаж налогоплательщика и составления деклараций по НДС.


Порядок оформления счетов-фактур, книг покупок и продаж должен быть отражен в учетной политике организации для целей налогообложения.
Следует уточнить, что Федеральным законом от 29.05.2002 № 57-ФЗ отменена ст. 175 НК РФ. Поэтому исчисление НДС согласно п. 1 ст. 173 НК РФ производится головной организацией. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет организацией в целом, полностью перечисляется головным офисом по месту учета в налоговых органах.



2. Практические аспекты исчисления налогов в условиях наличия обособленных подразделений

Обособленные подразделения: как вести налоговый учет

Гражданский кодекс позволяет организациям создавать обособленные подразделения в форме представительств и филиалов. Такие структуры различаются названием и юридическим статусом. Права и обязанности у них также разные. В статье 55 ГК РФ сказано, что учредительные документы организации должны обязательно содержать информацию об имеющихся у нее филиалах и представительствах.

Налоговое законодательство под термином «обособленное подразделение» подразумевает не только представительства и филиалы, но и другие подразделения. Главное -- чтобы они соответствовали понятию «обособленного подразделения», данному в статье 11 Налогового кодекса для такого подразделения в целях налогообложения характерно наличие двух основных признаков: территориальная обособленность от организации и оборудованные рабочие места, созданные на срок более одного месяца.

Обособленные подразделения не являются самостоятельными юридическими лицами. Цель, задачи и функции таких структур определяются создавшей их организацией. Она же организует в них бухгалтерский и налоговый учет.

При постановке бухгалтерского и налогового учета в обособленных подразделениях необходимо учитывать различные факторы: территориальную разобщенность, особенности регионального законодательства по месту нахождения подразделений, возможности оперативного сбора информации и др.

Бухгалтерский учет в организациях с обособленными подразделениями

Обособленные подразделения вне зависимости от их места нахождения применяют способы ведения бухгалтерского учета, которые избрала организация в соответствии с учетной политикой. Об этом сказано в пункте 10 ПБУ 1/04 «Учетная политика организации».

Рабочий план счетов организации составляется таким образом, чтобы можно было учитывать операции с обособленными подразделениями. Для этих целей в нем надо предусмотреть необходимые счета и субсчета.

Первичные учетные документы составляются от имени или на имя организации, поскольку именно она, а не ее подразделение приобретает права и обязанности по всем сделкам.

В учетной политике дополнительно может быть определен порядок распределения расходов между организацией и подразделениями.

Здесь необходимо учитывать возможности документального подтверждения всех операций. Поэтому приложением к приказу об учетной политике может быть, к примеру, положение о внутреннем учете и отчетности обособленных подразделений. При этом важное значение приобретают правила и график документооборота между организацией и ее обособленными подразделениями.

Организация бухгалтерского учета и учета первичных документов во многом зависит от того, выделяется ли учет имущества и хозяйственных операций обособленного подразделения на отдельный баланс.

Обособленные подразделения без отдельного баланса

Подразделения, у которых объем операций и количество сотрудников незначительны, как правило, не выделяются на отдельный баланс. Обычно они не имеют и собственного банковского счета. Все денежные и материальные средства эти подразделения получают от головной организации.

Обособленные подразделения без отдельного баланса не имеют собственной бухгалтерии (бухгалтера) и не ведут бухгалтерский учет. Первичные учетные документы, оформленные в подразделении, передаются в бухгалтерию головной организации. Сроки для такой передачи устанавливаются внутренними актами. Бухгалтерия организации производит обработку указанных документов и отражает их в учете.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.