Рефераты. Аспекты исчисления налогов в условиях наличия обособленных подразделений


Основные задачи налоговой реформы - снижение налоговой нагрузки на предприятия при частичном переносе ее на население, а в отраслевом разрезе - усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, а также упрощение налогообложения малого бизнеса.
В 2002 году изменение налоговой системы началось с реформы налогов, взимаемых с оборота (самых обременительных для предприятий): произошла полная отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, а ставка налога на пользователей автомобильных дорог понижена с 2,5% до 1%. Отменили налоги на приобретение автотранспортных средств и на реализацию горюче-смазочных материалов. Была введена «плоская» шкала по подоходному налогу - ставка налога для всех уровней доходов населения установлена в размере 13%. Единый социальный налог (ЕСН) заменил страховые взносы во внебюджетные фонды. Ввели регрессивную ставку ЕСН, понизив ее на 0,9 п.п. относительно суммарной ставки страховых взносов (35,6% вместо 36,5%). Данные изменения в налогообложении заработной платы привели к выводу некоторого объема заработной платы из тени, что способствовало росту поступлений в бюджетную систему подоходного налога и ЕСН, заменившего собой страховые взносы во внебюджетные социальные фонды.
Произошло перераспределение налоговых платежей между федеральным и региональным бюджетами. Налог на добавленную стоимость был централизован на федеральном уровне. Компенсацией послужила передача на региональный уровень дополнительного норматива по подоходному налогу с физических лиц (с 84% до 99%). Кроме того, федеральным законодательством была предоставлена возможность местным органам самоуправления повысить ставку налога на прибыль организаций с 30 до 35%. Данной возможностью воспользовалось подавляющее большинство муниципальных образований Самарской области.
В результате изменений налоговой системы в формировании налоговых доходов консолидированного бюджета повысилась роль налога на прибыль организаций и подоходного налога с физических лиц. Объем поступлений налога на пользователей автомобильных дорог не уменьшился лишь за счет активного погашения задолженности прошлых лет.
В 2003 году следующим шагом по снижению налоговой нагрузки на предприятия стало снижение ставки налога на прибыль организаций до 24%. В совокупности изменения амортизационной политики и учета затрат при определении налоговой базы по налогу на прибыль привели к тому, что поступления по данному налогу были ниже уровня предыдущего года. Даже изменение нормативов распределения налога на прибыль между федеральным и консолидированном бюджетом области с 36,7/63,3 до 30/70 не привело к росту этого источника в доходах консолидированного бюджета области. Исчерпали себя резервы по погашению задолженности в бюджет по налогу на приобретение автотранспортных средств и по налогу на пользователей автомобильных дорог.
Компенсация выпадающих доходов произошла за счет изменений в налогообложении добывающей отрасли. Вновь введенный налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) заменил собой отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, часть платежей за пользование недрами и часть акцизов на нефть. Размер НДПИ поставлен в зависимость от уровня цен на углеводородное сырье на мировом рынке. Положительная конъюнктура на рынке сырьевых ресурсов привела к двукратному росту данного налога в бюджетную систему по сравнению с 2002 годом. Кроме того, изменения в сфере налогообложения природопользователей коснулись и земельного налога, ставки которого были увеличены в 2 раза.
В 2003 году продолжился рост официальной заработной платы. В результате в структуре доходов консолидированного бюджета области на первое место в общей сумме налоговых доходов вышел налог на доходы физических лиц, обойдя налог на прибыль организаций. Следующим по значимости стал налог на имущество предприятий. Несколько уменьшилась в доходах бюджета области доля налога на пользователей автомобильных дорог. С 2003 года платежи за пользование природными ресурсами в полной мере можно назвать бюджетообразующими.
Очередным шагом налоговой реформы в направлении снижения налогового бремени стала полная отмена с 2004 года налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств. Вместо этих налогов, являющихся источниками формирования целевого бюджетного дорожного фонда, был введен транспортный налог. Доходы территориального дорожного фонда резко сократились. Отчисления от земельного налога и акцизов на нефтепродукты не компенсировали выпадающие доходы дорожного фонда.
Отмена налога на покупку иностранных денежных знаков также сократила число налоговых источников бюджета области.
Произошли изменения в сфере налогообложения субъектов малого предпринимательства: на федеральном уровне был упорядочен перечень налогоплательщиков (расширен по сравнению с существующим ранее на региональном уровне) по единому налогу на вмененный доход, а также снижены ставки налогов для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. В результате перехода ряда налогоплательщиков на уплату единого налога на вмененный доход произошел резкий в 2,5 раза данного налога и рост (в 1,5 раза) поступлений налогов на совокупный доход и снижение налога с продаж (93,7 % относительно 2003 года).
Изменилась схема распределения акцизов: на алкогольную продукцию - в пользу федерального бюджета, на нефтепродукты - в пользу регионального. Однако, в результате изменения механизма уплаты акцизов на нефтепродукты поступления в бюджетную систему РФ с территории Самарской области снизились в 2,5 раза.
Норматив отчислений от налога на прибыль организаций вновь был изменен в пользу региональных бюджетов - с 30/70 до 25/75. Но сохранение неустойчивого финансового положения предприятий области не позволило увеличить долю налога на прибыль в доходах бюджета области.

По-прежнему самым значимым источником в налоговых доходах бюджета области в 2004 году являлся налог на доходы физических лиц, увеличивающийся в соответствии с ростом фонда оплаты труда (123,4%). Его доля в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета возросла с 30,5% в 2003 году до 35,9% в 2004 году.

Сохранение цен на нефть на высоком уровне в течение года способствовало росту поступлений налога на добычу полезных ископаемых. В совокупности с индексированной в очередной раз ставкой земельного налога в 1,8 раза налог на добычу полезных ископаемых привел к тому, что платежи за пользование природными ресурсами стали еще более значимыми в формировании доходов консолидированного бюджета области (доля в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета возросла на 3 п.п. и составила 12,5%).
Единственным налогом, которого до 2005 года не коснулась налоговая реформа, является налог на имущество предприятий. В течение 2002-2004 годов наблюдается устойчивый рост поступлений по данному налогу (2002г. - 139,2%, 2003г. - 142,2%, 2004г. - 107,2%). Причиной стали рост предпринимательской активности в области, приток инвестиций в развитие торговой сети, сферы массовых развлечений, пищевой промышленности и т.д., в результате чего были введены в действие в течение последних лет ряд крупнейших объектов строительства. Рост поступлений по налогу на имущество предприятий привело к возрастанию его доли в налоговых доходах бюджета на протяжении 2002-2004 годов (с 12,1 % до 14,9% соответственно), что особенно заметно на фоне уменьшения поступлений по другим видам налогов.
В целом, проведенные мероприятия в сфере налогово-бюджетного законодательства в течение 2002-2004 годов привели к снижению налоговой нагрузки на предприятия области, а также к снижению доли налоговых доходов в общей сумме доходов консолидированного бюджета области с 96,3% в 2001 году до 87,4% в 2004. В абсолютном выражении в 2002-2004 годах наблюдался снижающийся темп роста налоговых доходов - 115,9%, 107,6%, 105,0% в 2002, 2003 и 2004 годах соответственно к предыдущему году.

В 2005 году продолжились изменения налоговой и бюджетной политики, касающиеся налоговых доходов бюджета области:
- ставка налога на имущество предприятий была увеличена с 2% до 2,2%, при значительном сокращении налоговой базы. В результате в 2005 году значительного роста по налогу на имущество предприятий не произошло: темп роста поступлений в консолидированный бюджет области налога на имущество организаций составил 106,2% по сравнению с итогами 2004 года;
- ставка налога на добычу полезных ископаемых была увеличена, но нормативы отчислений по данному налогу изменены в пользу федерального бюджета. В результате общая сумма поступлений налога на добычу полезных ископаемых в бюджетную систему РФ за 2005 года увеличилась в 1,4 раза по сравнению с 2004 годом, однако доходы консолидированного бюджета области по данному виду налога остались на том же уровне;

- отменен налог с продаж, занимающий в налоговых доходах консолидированного бюджета области по итогам 2004 года 4,3%, что привело к соответствующим потерям бюджета;

- компенсацией выпадающих доходов в 2005 году послужило очередное увеличение регионального норматива отчислений от налога на прибыль организаций. В совокупности со значительным улучшением финансового состояния предприятий и организаций такое перераспределение привело к росту поступлений налога на прибыль в консолидированный бюджет области по состоянию на 01.01.2005 в 2,0 раза по сравнению с поступлениями на 01.01.2005, а его доля в налоговых доходах бюджета области по результатам 2005 года увеличилась на 11,3 п.п., достигнув 32,2%;

- корректировка механизма взимания акцизов на нефтепродукты, способствующая более равномерному распределению акцизов между регионами, а также передача акцизов на алкогольную продукцию в полном размере на региональный уровень привели к росту акцизов в доходах консолидированного бюджета области: за 2005 год поступление акцизов в бюджет области увеличилось в 1,9 раза по сравнению с 2004 годом.

Наряду с увеличением поступлений в бюджет области налога на прибыль организаций, в 2005 году наблюдался рост таких налогов, как налоги на совокупный доход - в 2,3 раза, налог на имущество физических лиц -в 1,6 раза, налог на доходы физических лиц - в 1,2 раза, налог на игорный бизнес - в 5,1 раза, что подтверждает эффективность проводимых в предыдущие годы реформ налоговой сферы и их позитивное влияние на развитие экономики региона, в том числе на благосостояние населения.

В 2005 году впервые за годы налоговых реформ тенденция снижения темпов роста доходов консолидированного бюджета области, в том числе налоговых доходов сменилась на позитивную. Так, по результатам 2005 года темпы роста доходов по сравнению с 2004 годом составили 131,6% и 130,8% соответственно.

1.1 Исчисление налогов с учетом особенностей связанных с наличием обособленных подразделений

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.