Рефераты. Анализ и управление денежными средствами предприятия

-·с государством - по поводу образования и использования бюджетных и внебюджетных фондов. Эта группа денежных отношений реализуется через внесение в бюджет и внебюджетные фонды различных налогов, сборов, взносов и др. С другой стороны, осуществляется бюджетное финансирование непроизводственной сферы, целевых программ и др.;

-·с вышестоящими управленческими структурами - "вертикальные" и "горизонтальные" взаимосвязи по поводу внутрикорпоративных перераспределений финансовых ресурсов.

Эти группы денежных отношений и составляют в целом содержание финансов.

1.2 Цели и задачи управления финансами предприятия

Условием эффективного существования предприятия в современной конкурентной среде является создание эффективного механизма управления финансами, обеспечивающего формирование оперативной и достоверной информации, регулирование взаиморасчетов, повышение платежной дисциплины и, как итог, ускорение оборачиваемости денежных средств.

Для решения перечисленных задач система управления финансами предприятия выполняет две основные функции:

1) оперативный учет фактического движения денежных средств предприятия на расчетных счетах и кассах;

2) оперативное планирование поступлений и расходов денежных средств предприятия.

Управление финансами является одним из важнейших направлений деятельности финансового менеджера, которое включает в себя: анализ движения денежных средств, планирование и прогнозирование денежных средств, определение оптимального уровня денежных средств, контроль над денежными средствами предприятия.

Значимость такого вида активов, как денежные средства определяется тремя основными причинами:

1) денежные средства используются для выполнения текущих операций, предприятие вынуждено постоянно держать свободные денежные средства на расчетном счете;

2) предосторожность - деятельность предприятия не носит жестко предопределенного характера, поэтому финансы необходимы для выполнения непредвиденных платежей;

3) спекулятивность - финансы необходимы по спекулятивным соображениям, поскольку постоянно существует ненулевая вероятность того, что неожиданно представится возможность выгодного инвестирования.

Основной целью финансового менеджмента в процессе управления финансами является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия.

Значимость этой цели определяется тем, что ни большой размер оборотных активов и собственного капитала, ни высокий уровень рентабельности хозяйственной деятельности не могут застраховать предприятие от риска банкротства, если в предусмотренные сроки из-за нехватки финансов оно не сможет рассчитаться по своим неотложным финансовым обязательствам.

Из этой цели вытекает важная задача финансового менеджмента в процессе управления финансами предприятия - обеспечение эффективного использования временно свободных денежных средств, а также сформированного инвестиционного их остатка, чтобы таким образом инвестировать избыток денежных доходов для получения прибыли, одновременно с этим иметь их необходимую величину для выполнения обязательств по платежам и страхования на случай не предвиденных ситуаций.

Требование обеспечения постоянной платежеспособности предприятия определяет необходимость создания высокого размера финансов предприятия, то максимизации их среднего остатка в рамках финансовых возможностей предприятия. Следует учесть, что финансы предприятия в национальной валюте при их хранении в значительной степени подвержены потере реальной стоимости от инфляции; кроме того, финансы в национальной и иностранной валюте при хранении теряют свою стоимость во времени, что определяет необходимость минимизации их среднего остатка. Эти противоречивые требования должны быть учтены при осуществлении управления денежными средствами, которое в связи с этим приобретает оптимизационный характер.

На основании вышесказанного можно сделать следующий вывод: функция управления финансами предприятия является весьма важной и заслуживает внимательного отношения со стороны финансового менеджера, так как нехватка денег может в короткие сроки привести к резкой остановке работы предприятия.

Политика управление финансами предприятия основывается на оптимизации остатков средств на счетах, минимизации разрывов между поступлением средств и их использованием, также на детальном и непрерывном прогнозировании денежных потоков, которое должно регулярно сопоставляться с фактическими результатами для того, чтобы проанализировать и повысить точность всего процесса. Только таким образом предприятие может предвидеть масштабы и время наступления денежных проблем и предпринять соответствующие меры по их своевременному разрешению.

1.3 Управление финансами предприятия

Финансовый механизм - это пять взаимосвязанных элементов, способствующих организации, планированию и стимулированию использования финансовых ресурсов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

Финансовые методы - это способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях:

- по линии управления движением финансовых ресурсов;

- по линии рыночных отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных средств. Воздействие на рыночные отношения обусловлено тем, что функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны с коммерческим расчетом - это соизмерение в денежной (стоимостной) форме затрат и результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Цель применения коммерческого расчета в самом общем виде - получение максимальной прибыли при минимальных затратах, хотя в разные периоды деятельности предприятия цели могут изменяться. В зарубежной практике требование соизмерения размеров вложенного в производство капитала с результатами деятельности обозначают термином input-output. Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.

Финансовые рычаги - это приемы действия финансовых методов.

Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы и другие правовые документы. Нормативное обеспечение - это инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания, разъяснения и др.

Информационное обеспечение - это различная экономическая, коммерческая, финансовая и другая информация. К финансовой информации относятся сведения о финансовой устойчивости и платежеспособности партнеров и конкурентов, ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом, валютном рынках, сведения о положении дел на биржевом и внебиржевомрынках, финансовой и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов и др. Владение информацией помогает определять ситуацию на рынках. Информация (например, сведения о поставщиках, покупателях и др.) может являться одним из видов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставный капитал организации.

Финансовые ресурсы - это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для осуществления текущих затрат и затрат по расширенному воспроизводству, выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих. Финансовые ресурсы направляются также на содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление, накопление, в специальные резервные фонды и др.

Финансовые ресурсы формируются за счет целого ряда источников. Различают две крупные группы источников на основе права собственности: собственные и чужие денежные средства. Возможна более детальная классификация: собственные и приравненные к ним средства; ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке; денежные поступления в порядке перераспределения.

К собственным источникам финансирования относятся:

-·амортизационные отчисления, направляемые предприятием на простое воспроизводство основных фондов;

-·привлеченные средства в результате выпуска и продажи организацией акций;

-·отчисление от прибыли, остающиеся в распоряжении организации (чистой прибыли), направляемые на прирост как оборотного, так и основного капитала организации;

-·суммы, выплаченные страховыми компаниями и учреждениями в виде возмещения ущерба от стихийных бедствий и т.п.;

-·средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми, акционерными компаниями, финансово-промышленными группами на безвозвратной основе;

-·благотворительные взносы и пр.

На долю собственных средств в общих источниках финансирования, приходится в настоящее время около 80% всех направляемых средств. Основным источником инвестирования в составе внутренних средств является амортизация, ее доля превышает 70%.

К внешним источникам финансирования относятся:

·ассигнование государственных (федерального, субъектов федерации) и местных бюджетов, различных фондов поддержки предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной основе;

·иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового пая или иного материального или нематериального участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений международных организаций;

·различные формы заемных средств, в том числе кредиты, предоставляемые государством и фондами поддержки предпринимательства на возвратной основе (в том числе на льготных условиях);

·кредиты банков, инвестиционных фондов и компаний.

Привлечение кредитных ресурсов расширяет возможности предприятия, способствует росту отдачи собственного капитала. Это свойство заемного капитала получило название эффекта финансового рычага, проявляющегося в приращении рентабельности собственного капитала, получаемом благодаря использованию кредита, несмотря на его платность.

Плечо рычага - это соотношение между заемными и собственными средствами. Заемный капитал подразделяется на краткосрочный и долгосрочный. Как правило, заемный капитал сроком до одного года относится к краткосрочному, а свыше года - к долгосрочному.

Выделяют коммерческий кредит и банковский кредит.

Коммерческий кредит предприятие может получить при закупке товаров или создании производственных запасов у поставщика. Получение такого рода кредита, главным образом для малых предприятий, создает определенные выгоды, особенно если поставщик предоставляет покупателю скидки с цены. Например, при оплате в течение 10 дней при сроке платежа 30 дней поставщик может предоставить скидку в 2% от стоимости платежа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.