Рефераты. Анализ использования производственных мощностей предприятия

После обоснования производственной программы оценивают возможности ее выполнения с учетом производственной мощности при ее нормативном использовании и проводят следующий расчет: планируемый объем выпуска (разработанный с учетом планов сбыта и заключенных договоров - Вплан) сопоставляют с возможным (Ввозм). При Ввозм > Вплан необходимо увеличить производственную мощность или улучшить ее использование, а при Вплан < Ввозм следует предусмотреть догрузку мощности на основе дополнительных заказов, поиска рынка сбыта. В случае полного использования мощностей и отсутствия возможности ее увеличения необходимо предусмотреть уменьшение плана производственной программы. Степень использования производственной мощности предприятия характеризуется следующими показателями:

1. Коэффициентом использования мощности (Ки.м), являющимся наиболее обобщенным показателем использования мощности, который определяется по формуле:

Ки.м = Офакт/Мсрл (1.4),

где Офакт - фактический объем выпуска продукции;

Мсрл - среднегодовая производственная мощность.

Коэффициент использования менее 0,5 говорит об отрицательном факте и необходимости выявления причин такой ситуации.

2. Коэффициентом освоения проектной мощности (Кос):

Кос = (1.5),

где V'ф - фактический выпуск продукции за год на введенных мощностях;

V'пл - годовой выпуск продукции, рассчитанный, исходя из норм освоения.

3. Коэффициент интенсивной загрузки (Кинт):

Кинт = (1.6),

4. Коэффициент экстенсивной загрузки (Кэкст):

Кэкст = (1.7),

где Фрв - фактический или плановый фонд рабочего времени,

РФрв - расчетный фонд рабочего времени, принятый при определении производственной мощности.

В ходе анализа изучается динамика этих показателей, выполнение плана по их уровню и причины изменений: например, ввод в действие новых и реконструкция старых предприятий, техническое переоснащение производства, сокращение производственных мощностей.

Анализируется уровень использования производственных площадей предприятия: выпуск продукции в грн. на 1 м2 производственной площади.

Показатели динамики (темпы роста) производственных мощностей исчисляются по отношению к предыдущему году, плановым данным. Процесс обновления производственных мощностей характеризуют размеры абсолютного прироста мощностей, коэффициенты прироста, обновления, выбытия и др., рассчитываемые на основе баланса мощности по формулам [3]:

1. Индекс роста производственной мощности:

К1 = (1.8),

2. Коэффициент обновления производственных мощностей:

К2 = (1.9),

3. Коэффициент интенсивности обновления:

К3 = (1.10),

Если темпы роста основных фондов и производственных мощностей намного меньше темпов их выбытия, то это ведет к «старению» используемых мощностей.

4. Коэффициент масштабности обновления производственных мощностей:

К4 = (1.11),

5. Коэффициент стабильности производственных мощностей, характеризующий мощность, сохраняемую для дальнейшего использования:

К5 = (1.12),

где ПМкг - величина производственной мощности на конец года,

ПМв - мощность, выведенная в отчетном периоде.

6. Коэффициент выбытия производственных мощностей:

К6 = (1.13),

Необходимым условием эффективного использования средств труда является построение системы машин на предприятии на основе принципа пропорциональности. Если нет пропорциональности, образуется разрыв в пропускной способности производственных мощностей подразделений.

РАЗДЕЛ 2. Анализ и оценка динамики использования производственных мощностей предприятия

2.1 Краткая общая и экономическая характеристика предприятия.

Устав предприятия зарегистрирован распоряжением Симферопольского Городского головы от 22 ноября 2000 г.

Юридический и фактический адрес предприятия:

Украина, АР Крым, г. Симферополь

Ул. Генерала Васильева 27-А

Форма собственности - коллективная.

ОАО «Симферопольский моторный завод» относится к отрасли машиностроения и подчиняется Министерству экономики Совета Министров АРК.

Сейчас территория предприятия составляет 8,5 га. Производственная площадь предприятия составляет 7154 м2. Основная недвижимость - это административное здание, основной цех, склады, несколько незначительных построек (маслоочистительная станция, водо-насосная станция).

Все производственные процессы сосредоточены в основном цехе, который условно разделен на участки. Очевидный избыток свободной территории и площадей в административном здании и цехе представляет широкие возможности для расширения существующих производственных процессов, и даже организации новых.

С 2000 года, когда произошли резкие изменения в основном бизнесе и в целом на предприятии, Компания доказала, что она настойчиво ориентирована на успех, что наглядно подтверждается динамикой продаж предприятия. Начав с относительно ограниченного портфеля продукции, предприятие постепенно вводило их новые виды, которые характеризовались усложняющейся технологией, которая применялась при производстве.

С 2000 года предприятие является абсолютно самостоятельным в планировании деятельности и принятии решений всех уровней и независимым от каких бы то ни было государственных ведомств. Поскольку размер организации относительно невелик, она может быть достаточно восприимчива к предложениям по улучшению и, поскольку она обладает гибкостью, результаты проведенных мероприятий будут более видимыми.

Несмотря на достаточно сильные положительные черты, такие как уверенная рыночная ориентация, гибкость, направленность персонала и руководства на результат и успех, профессионализм персонала, сочетающего опыт со способностью воспринимать новшества и т. д., предприятие имеет некоторые проблемные "зоны", которые видны при первом приближении. Здесь необходимо отметить следующие аспекты:

1. Управленческие функции четко не определены, они слишком сконцентрированы, что приводит к крайней перегруженности управления текущими вопросами и к низкому уровню делегирования полномочий среднему уровню управления;

2. В компании нет политики управления персоналом, которая бы базировалась на стратегических потребностях организации.

3. В настоящее время в компании нет структурного маркетингового подразделения; хоть определенные маркетинговые функции и выполняются разными работниками, эта работа не носит систематического характера и не является ведущей в организации;

4. Значительная неиспользуемая площадь, производственная инфраструктура;

5. Отсутствие системного подхода в финансово-экономическом планировании, в составлении отчетности;

6. Не разработана система основных финансово-экономических показателей для управленческих информационных потоков.

ОАО «Симферопольский моторный завод» не имеет полноценной, соответствующей требованиям менеджмента системы управленческого учета. В частности, отсутствует определение стратегической задачи предприятия и ее последующее описание через систему контрольных финансово-экономических показателей. Эти показатели выступали бы индикаторами текущего состояния выполнения стратегической задачи.

Также на предприятии отсутствует системный подход в планировании производственной и финансово-экономической деятельности, а именно подготовка отчетных форм по движению сырья, материалов, готовой продукции и незавершенного производства, себестоимости плановой и фактической выпускаемых изделий. Затратные и доходные центры не выделены, это приводит к ведению бухгалтерского учета не для нужд руководства предприятия, а для контролирующих государственных органов.

Результаты основных экономических показателей представлены в Таблице 1. Главными источниками информации, используемой в расчетных данных Таблицы 1, являются «Баланс» (Приложение А, Б) и «Отчет о финансовых результатах» (Приложение В, Г), служащими итоговыми видами годовой отчетности предприятия.

Таблица 2.

Основные финансово-экономические показатели ОАО «СиМЗ» за 2003-2004 гг.

№п/п

Наименование показателей

2003

2004

2005

Отклонение (+/-)

2004 - 2003

2005 - 2004

сумма

%

сумма

%

1.

Чистый доход (выручка) от реализации

16357,0

15575,1

13213,5

-781,9

95,2

-2361,6

84,8

2.

Себестоимость реализованной продукции

13888,6

12943,0

10251,4

-945,6

93,2

-2691,6

79,2

3.

Валовая прибыль

2468,4

2632,1

2962,1

163,7

106,6

330

112,5

4.

Рентабельность продаж (%)

15,09

16,9

22,42

-

112

-

132,7

5.

Коэффициент износа основных средств (%)

50

51

52

-

102

-

102

6.

Чистая прибыль (убыток)

31,5

-95,9

380,8

-127,4

-304,4

476,7

-397

7.

Чистая рентабельность продаж

0,19

- 0,62

2,88

-

-319,2

-

-177,5

8.

8.1

8.2

8.3

Оборачиваемость в днях Оборачиваемость в днях рассчитывается как отношение отчетного периода в днях (условно 360 дней) к коэффициенту оборачиваемости соответствующего показателя (например, запасов, основных средств и др). Коэффициенты берутся как отношение чистого дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) - строка 035 Формы 2 к сумме соответствующей строки Баланса, отображающей данные искомых экономических характеристик.:

запасов

дебиторской задолженности

кредиторской задолженности

85,59

30,65

1,68

93,96

36,61

1,88

122,8

50,5

4,02

8,37

5,96

0,2

109,78

-

112,33

28,84

13,89

2,14

130,7

-

213,52

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.