После обоснования производственной программы оценивают возможности ее выполнения с учетом производственной мощности при ее нормативном использовании и проводят следующий расчет: планируемый объем выпуска (разработанный с учетом планов сбыта и заключенных договоров - Вплан) сопоставляют с возможным (Ввозм). При Ввозм > Вплан необходимо увеличить производственную мощность или улучшить ее использование, а при Вплан < Ввозм следует предусмотреть догрузку мощности на основе дополнительных заказов, поиска рынка сбыта. В случае полного использования мощностей и отсутствия возможности ее увеличения необходимо предусмотреть уменьшение плана производственной программы. Степень использования производственной мощности предприятия характеризуется следующими показателями:
1. Коэффициентом использования мощности (Ки.м), являющимся наиболее обобщенным показателем использования мощности, который определяется по формуле:
Ки.м = Офакт/Мсрл (1.4),
где Офакт - фактический объем выпуска продукции;
Мсрл - среднегодовая производственная мощность.
Коэффициент использования менее 0,5 говорит об отрицательном факте и необходимости выявления причин такой ситуации.
2. Коэффициентом освоения проектной мощности (Кос):
Кос = (1.5),
где V'ф - фактический выпуск продукции за год на введенных мощностях;
V'пл - годовой выпуск продукции, рассчитанный, исходя из норм освоения.
3. Коэффициент интенсивной загрузки (Кинт):
Кинт = (1.6),
4. Коэффициент экстенсивной загрузки (Кэкст):
Кэкст = (1.7),
где Фрв - фактический или плановый фонд рабочего времени,
РФрв - расчетный фонд рабочего времени, принятый при определении производственной мощности.
В ходе анализа изучается динамика этих показателей, выполнение плана по их уровню и причины изменений: например, ввод в действие новых и реконструкция старых предприятий, техническое переоснащение производства, сокращение производственных мощностей.
Анализируется уровень использования производственных площадей предприятия: выпуск продукции в грн. на 1 м2 производственной площади.
Показатели динамики (темпы роста) производственных мощностей исчисляются по отношению к предыдущему году, плановым данным. Процесс обновления производственных мощностей характеризуют размеры абсолютного прироста мощностей, коэффициенты прироста, обновления, выбытия и др., рассчитываемые на основе баланса мощности по формулам [3]:
1. Индекс роста производственной мощности:
К1 = (1.8),
2. Коэффициент обновления производственных мощностей:
К2 = (1.9),
3. Коэффициент интенсивности обновления:
К3 = (1.10),
Если темпы роста основных фондов и производственных мощностей намного меньше темпов их выбытия, то это ведет к «старению» используемых мощностей.
4. Коэффициент масштабности обновления производственных мощностей:
К4 = (1.11),
5. Коэффициент стабильности производственных мощностей, характеризующий мощность, сохраняемую для дальнейшего использования:
К5 = (1.12),
где ПМкг - величина производственной мощности на конец года,
ПМв - мощность, выведенная в отчетном периоде.
6. Коэффициент выбытия производственных мощностей:
К6 = (1.13),
Необходимым условием эффективного использования средств труда является построение системы машин на предприятии на основе принципа пропорциональности. Если нет пропорциональности, образуется разрыв в пропускной способности производственных мощностей подразделений.
РАЗДЕЛ 2. Анализ и оценка динамики использования производственных мощностей предприятия
2.1 Краткая общая и экономическая характеристика предприятия.
Устав предприятия зарегистрирован распоряжением Симферопольского Городского головы от 22 ноября 2000 г.
Юридический и фактический адрес предприятия:
Украина, АР Крым, г. Симферополь
Ул. Генерала Васильева 27-А
Форма собственности - коллективная.
ОАО «Симферопольский моторный завод» относится к отрасли машиностроения и подчиняется Министерству экономики Совета Министров АРК.
Сейчас территория предприятия составляет 8,5 га. Производственная площадь предприятия составляет 7154 м2. Основная недвижимость - это административное здание, основной цех, склады, несколько незначительных построек (маслоочистительная станция, водо-насосная станция).
Все производственные процессы сосредоточены в основном цехе, который условно разделен на участки. Очевидный избыток свободной территории и площадей в административном здании и цехе представляет широкие возможности для расширения существующих производственных процессов, и даже организации новых.
С 2000 года, когда произошли резкие изменения в основном бизнесе и в целом на предприятии, Компания доказала, что она настойчиво ориентирована на успех, что наглядно подтверждается динамикой продаж предприятия. Начав с относительно ограниченного портфеля продукции, предприятие постепенно вводило их новые виды, которые характеризовались усложняющейся технологией, которая применялась при производстве.
С 2000 года предприятие является абсолютно самостоятельным в планировании деятельности и принятии решений всех уровней и независимым от каких бы то ни было государственных ведомств. Поскольку размер организации относительно невелик, она может быть достаточно восприимчива к предложениям по улучшению и, поскольку она обладает гибкостью, результаты проведенных мероприятий будут более видимыми.
Несмотря на достаточно сильные положительные черты, такие как уверенная рыночная ориентация, гибкость, направленность персонала и руководства на результат и успех, профессионализм персонала, сочетающего опыт со способностью воспринимать новшества и т. д., предприятие имеет некоторые проблемные "зоны", которые видны при первом приближении. Здесь необходимо отметить следующие аспекты:
1. Управленческие функции четко не определены, они слишком сконцентрированы, что приводит к крайней перегруженности управления текущими вопросами и к низкому уровню делегирования полномочий среднему уровню управления;
2. В компании нет политики управления персоналом, которая бы базировалась на стратегических потребностях организации.
3. В настоящее время в компании нет структурного маркетингового подразделения; хоть определенные маркетинговые функции и выполняются разными работниками, эта работа не носит систематического характера и не является ведущей в организации;
4. Значительная неиспользуемая площадь, производственная инфраструктура;
5. Отсутствие системного подхода в финансово-экономическом планировании, в составлении отчетности;
6. Не разработана система основных финансово-экономических показателей для управленческих информационных потоков.
ОАО «Симферопольский моторный завод» не имеет полноценной, соответствующей требованиям менеджмента системы управленческого учета. В частности, отсутствует определение стратегической задачи предприятия и ее последующее описание через систему контрольных финансово-экономических показателей. Эти показатели выступали бы индикаторами текущего состояния выполнения стратегической задачи.
Также на предприятии отсутствует системный подход в планировании производственной и финансово-экономической деятельности, а именно подготовка отчетных форм по движению сырья, материалов, готовой продукции и незавершенного производства, себестоимости плановой и фактической выпускаемых изделий. Затратные и доходные центры не выделены, это приводит к ведению бухгалтерского учета не для нужд руководства предприятия, а для контролирующих государственных органов.
Результаты основных экономических показателей представлены в Таблице 1. Главными источниками информации, используемой в расчетных данных Таблицы 1, являются «Баланс» (Приложение А, Б) и «Отчет о финансовых результатах» (Приложение В, Г), служащими итоговыми видами годовой отчетности предприятия.
Таблица 2.
Основные финансово-экономические показатели ОАО «СиМЗ» за 2003-2004 гг.
№п/п
Наименование показателей
2003
2004
2005
Отклонение (+/-)
2004 - 2003
2005 - 2004
сумма
%
1.
Чистый доход (выручка) от реализации
16357,0
15575,1
13213,5
-781,9
95,2
-2361,6
84,8
2.
Себестоимость реализованной продукции
13888,6
12943,0
10251,4
-945,6
93,2
-2691,6
79,2
3.
Валовая прибыль
2468,4
2632,1
2962,1
163,7
106,6
330
112,5
4.
Рентабельность продаж (%)
15,09
16,9
22,42
-
112
132,7
5.
Коэффициент износа основных средств (%)
50
51
52
102
6.
Чистая прибыль (убыток)
31,5
-95,9
380,8
-127,4
-304,4
476,7
-397
7.
Чистая рентабельность продаж
0,19
- 0,62
2,88
-319,2
-177,5
8.
8.1
8.2
8.3
Оборачиваемость в днях Оборачиваемость в днях рассчитывается как отношение отчетного периода в днях (условно 360 дней) к коэффициенту оборачиваемости соответствующего показателя (например, запасов, основных средств и др). Коэффициенты берутся как отношение чистого дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) - строка 035 Формы 2 к сумме соответствующей строки Баланса, отображающей данные искомых экономических характеристик.:
запасов
дебиторской задолженности
кредиторской задолженности
85,59
30,65
1,68
93,96
36,61
1,88
122,8
50,5
4,02
8,37
5,96
0,2
109,78
112,33
28,84
13,89
2,14
130,7
213,52
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7