Рефераты. Анализ и реформирование налоговой системы РФ

Из приведенных данных видно, что налоговые доходы федерального бюджета в период с 2002 по 2007 год выросли практически в 4 раза. При этом значительный рост наблюдался по таким статьям налоговых доходов федерального бюджета, как налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, платежи за пользование природными ресурсами, единый социальный налог, таможенные пошлины.

Проанализируем структуру налоговых доходов федерального бюджета в 2007 году с целью выявления ключевых налогов, формирующих федеральный бюджет. Графически структура представлена на рисунке 10.

Рисунок 10 - Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2007 году

Итак, ключевую роль в формировании доходов федерального бюджета играют налог на добавленную стоимость (26 %), таможенные пошлины (26 %), единый социальный налог (18 %), платежи за пользование природными ресурсами (13 %). Доля остальных налогов составляет менее 10 %.

Теперь рассмотрим состав и структуру налоговых доходов бюджетов субъектов РФ.

Таблица 7

Динамика отдельных видов налоговых доходов бюджетов субъектов РФ в 2002-2007 годах (в текущих ценах, в млрд. рублей)

Показатели

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Налоговые доходы всего в текущих ценах

1032

1341

1787,9

3053,3

3907,2

4854,0

из них:

- налог на прибыль организаций

291,2

355,6

661,9

955,3

1160,7

1530,7

- НДФЛ

358,1

455,7

574,5

707,1

930,4

1266,6

- НДС

-

-

-

-

-

-

- акцизы

49,2

95,2

129,8

146,6

160,1

119,4

- налог с продаж

50,1

56,4

6,2

0,3

-

-

- налоги на совокупный доход

27,2

20,1

50,4

77,5

95,9

123,7

- налоги на имущество

119

136,1

146,7

253,1

310,9

411,2

- платежи за пользование природными ресурсами

116,6

146,3

146,7

129,3

164,9

160,1

- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

-

-

-

-

-

-

- единый социальный налог

-

-

-

744,7

1025,9

1159,5

- прочие налоги и сборы

20,6

75,6

71,7

39,4

59,0

82,8

Данные таблицы показывают, что налоговые доходы бюджетов субъектов РФ также значительно выросли в период с 2002 по 2007 год - более чем в 4 раза.

Структура налоговых доходов бюджетов субъектов РФ приведена на рисунке 11.

Рисунок 11 - Структура налоговых доходов бюджетов субъектов РФ в 2007 году

Итак, ключевую роль в формировании налоговых доходов бюджетов субъектов РФ играют три налога - налог на прибыль организаций (32 %), налог на доходы физических лиц (26 %) и единый социальный налог (24 % - поступает в территориальные внебюджетные фонды). Доля остальных налогов пока что не высока.

На рисунке 12 представлено соотношение между налоговыми доходами федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Рисунок 12 - Соотношение между налоговыми доходами федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в 2007 году

Как видно из приведенных данных, большая часть налоговых доходов поступает в федеральный бюджет. Это подтверждает выводы, сделанные в первой главе работы - на настоящий момент существует высокая централизация денежных средств в федеральном бюджете, что сильно ограничивает финансовую базу региональных и местных бюджетов.

Рассмотрим как менялось указанное выше соотношение между налоговыми доходами бюджетов различных уровней в динамике в 2002-2007 годах.

Рисунок 13 - Соотношение между налоговыми доходами федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в 2002-2007 годах

Из диаграммы видно, что соотношение между налоговыми доходами федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в анализируемом периоде практически не изменяется.

2.4 Анализ бюджетного исполнения налоговых доходов

Также необходимо проаналировать насколько исполняется бюджет в целом по всем налогам и по отдельным их видам. Для анализа берем данные за последние года - 2005-2007 года.

Таблица 8

Исполнение налоговых доходов консолидированного бюджета в 2005-2007

Показатель

Исполнение, %

2005

2006

2007

Налоговые доходы

102,28

103,71

105,65

Налоги на прибыль (налог на прибыль организаций, НДФЛ)

108,62

105,99

111,11

Налоги и взносы на социальные нужды

92,41

106,26

96,78

Налоги на товары, реализуемые на территории РФ (НДС, акцизы)

96,28

97,58

100,78

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

104,23

101,84

102,62

Налоги на совокупный доход

104,67

106,73

104,07

Налоги на имущество

100,76

103,89

106,05

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

105,54

101,23

104,00

Государственная пошлина

101,93

104,67

110,69

Таможенная пошлина

102,12

100,22

101,84

Из таблицы видно, что в целом государственный план по налоговым доходам перевыполняется, причем с каждым годом процент его выполнения растет - по итогам 2007 года он был перевыполнен более чем на 5 %. Однако, по некоторым видам налогов и сборов имеет место и недовыполнение плана. Для наглядности представим данные таблицы 8 в виде гистограммы.

Рисунок 14 - Исполнение налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2005-2007 годах

Из гистограммы видно, что по большинству налоговых доходов консолидированный бюджет исполняется - значительно перевыполняется план по налогам на прибыль, государственным пошлинам. Регулярное недовыполнение плана имеется по двум группам налогов - налоги и взносы на социальные нужды (в 2005 и 2007 годах, причем в 2007 году план был недовыполнен более чем на 3 %), налоги на товары, реализуемые на территории РФ (НДС, акцизы - в 2005 и 2006 годах). Недовыполнение плана по социальному налогу отмечаем как негативную тенденцию, поскольку социальные внебюджетные фонды являются жизненно важными фондами. За их счет финансируется медицинское обслуживание населения, пенсионное обеспечение и социальные нужды. Недофинансирование внебюджетных социальных фондов может негативно сказаться указанных выше направлениях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.