Рефераты. Анализ и реформирование налоговой системы РФ

Принятие Закона в целом оказало положительный эффект. Вместе с тем, следует отметить, что указанные льготы, в соответствии с текстом Закона, могут быть применены только при наличии «прямого метода учета нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной» по льготируемому лицензионному участку. Следовательно, льготы можно применять только для лицензионных участков, имеющих отдельную подготовку нефти до товарных кондиций. В итоге можно сделать вывод, что предполагаемая при принятии ФЗ № 151 мотивация нефтяных компаний по работе с выработанными месторождениями оказалась осуществимой не в полной мере из-за привязки к «прямому методу учета нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной».

3.2 Основные направления совершенствования и развития налоговой системы РФ

Анализ налоговой системы РФ, проведенный в предыдущих двух главах данной выпускной квалификационной работы показал, что налоговая система нашей страны нуждается в дальнейшем реформировании. Попытаемся выделить основные направления совершенствования налоговой системы РФ:

1) по мере снижения обязательств государства в сфере оптимизации расходов на нужды государства и общества добиваться снижения уровня налоговых изъятий за счет уменьшения числа налогов и снижения налоговых ставок - сокращение числа налогов и налоговых ставок вполне может привести к тому, что многие налогоплательщики «выйдут из тени», перестанут скрывать свои налоги. Так, например, было в 2005 году, когда произошло значительное снижение ставки единого социального налога, что не только не привело к уменьшению собираемости указанного налога, а, наоборот, к значительному росту его поступлений в бюджет. Сокращение налогов благоприятно скажется и на финансовом состоянии предприятий, и на их инвестиционной деятельности - часть денежных средств, которые будут оставаться в результате уменьшения налоговых ставок, будет направляться на развитие хозяйствующих субъектов.

2) сделать налоговую систему более справедливой по отношению к налогоплательщикам, находящимся не только в разных экономических условиях, но и с учетом единого экономического пространства для всех субъектов налога и единого механизма регулирования налогообложения.

3) налоговая система должна обеспечить снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для субъектов налога. Действительно, система налогового администрирования является, по сути, одним из слабых мест современной налоговой системы России. Большое количество налогов, сложные методики их исчисления, необходимость предоставления ежеквартальных налоговых деклараций делают налоговую систему неэкономичной и малоэффективной как для предприятий и граждан, так и для государства.

В этой связи, интересным будет привести результаты исследования «Уплата налогов», ежегодно проводимого PricewaterhouseCoopers, IFC и Всемирным банком. Исследование является частью крупной программы "Удобство ведения бизнеса", которая посвящена оценке комфортности ведения предпринимательской деятельности в 178 странах мира.

Россия в рейтинге стран по уровню сложности налоговой системы занимает лишь 130 место. Для того, чтобы уплатить все налоги в нашей стране, заполнив при этом все необходимые декларации, налогоплательщикам в среднем потребуется 448 часов в год. При этом полная налоговая ставка в нашей стране по итогам прошлого года достаточно высока и составляет 51,4 %.

Таблица 9

Рейтинг стран по уровню сложности налоговой системы

Страна

Общее число налогов

Время, затрачиваемое на уплату налогов, часов в год

Полная налоговая ставка, %

1

Мальдивы

1

0

9,1

2

Сингапур

5

49

46,7

3

Гонконг, Китай

4

80

24,4

4

ОАЭ

14

12

14,4

5

Оман

14

62

21,6

6

Ирландия

9

76

28,9

7

Саудовская Аравия

14

79

36,6

8

Кувейт

14

118

14,4

9

Новая Зеландия

8

70

35,1

10

Кирибати

7

120

31,8

130

Россия

22

448

51,4

Для достижения указанной цели необходимо законодательно и практически решить следующие проблемы:

- законодательно ликвидировать многочисленные налоговые льготы как по отдельным видам налогов и сборов, так и по категориям налогоплательщиков;

- законодательно и организационно обеспечить полноту и эффективность сбора платежей со всех категорий субъектов налога;

- ликвидировать в налоговом законодательстве все условия, способствующие легитимным способом избежать снижения сумм уплаты налогов и сборов;

- законодательно и организационно упростить налоговую систему за счет уменьшения числа налогов и сборов, заменив их единым налогом на доход, сокращения и ликвидации всевозможных внебюджетных и бюджетных фондов, сокращения органов, ответственных за собираемость налоговых платежей.

Реализация указанных мероприятий будет способствовать созданию рациональной (оптимальной), эффективной, справедливой, стабильной и предсказуемой налоговой системы, что позволит:

- выровнять условия налогообложения для всех субъектов налога посредством отмены исключений и налоговых льгот;

- добиться отмены налогов и сборов, взимаемых без учета результатов реальной хозяйственной деятельности субъектов налога;

- привести налоговую базу по взимаемым налогам в соответствие с экономическим содержанием деятельности субъекта налога;

- провести комплекс мер организационного характера по повышению уровня собираемости налогов и сборов, в частности, за счет включения в налоговое законодательство механизма повышения ответственности должностных лиц за налоговый контроль;

- снизить общее налоговое бремя посредством более равномерного распределения налоговой нагрузки между категориями налогоплательщиков, снижения нагрузки на фонд оплаты труда, снижения налоговых ставок на НДС, акцизы и другие виды налогов;

- упростить налоговую систему за счет сокращения общего числа видов налогов и сборов, унификации порядка уплаты налоговых платежей, замены ряда видов налогов единым налогом на доход субъекта налога.

Говоря о снижении ставок конкретных налогов, следует отметить, что такой снижение не должно быть резким, оно должно быть продуманным и не должно вести к разбалансированности бюджета. Успешные примеры в современной отечественной системе налогового реформирования есть - в 2004 год была снижена ставка НДС, формирующего большую часть бюджета с 20 до 18 %. Это прошло спокойно, без ущерба для бюджета и даже с некоторыми плюсами для налогоплательщиков. Действительно, как видно из данных приведенных во второй главе, темп прироста НДС в консолидированном бюджете в 2005 году составил более 37 %, несмотря на снижение ставки налога - это самый значительный темп роста данного налога за все пять лет (с 2002 по 2007 год), которые рассматривались в рамках анализа. Успех может быть объяснен двумя причинами: во-первых, изменение было сделано, когда экономика страны находилась на стадии роста; во-вторых - сокращение было не столь значительным и не разбалансировало бюджет. Аналогичный успех был достигнут и при резком снижении НДФЛ до 13 %, а потом и ЕСН до 26 %. Налогообложение фонда оплаты труда за счет этого резко сократилось - это дало как положительный социальный эффект, так и фискальный.

4) необходимо обеспечить стабильность налоговой системы и налогового законодательства - действительно, в настоящее время, в течение календарного года принимается множество поправок в налоговом законодательстве. За ними должны следить как работники налоговых служб, так и работники бухгалтерий хозяйствующих субъектов. Это приводит к значительному увеличению трудоемкости ведения налогового учета на предприятиях, к налоговым ошибкам и так далее. Кроме того, неопределенная ситуация с налогами не только на долгосрочную, но и на среднесрочную перспективу сильно затрудняют организациям среднесрочное и стратегическое планирование, поскольку предсказать налоговую составляющую нашей экономики на длительный срок возможным не представляется. Нестабильность налогового законодательства приводит и к тому, что в силу непредсказуемости отечественной налоговой системы, к нам боятся ехать зарубежные инвесторы. В связи с этим представляется целесообразным принимать законодательные акты, касающиеся налогообложения на длительный срок.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.