Рефераты. Анализ и оптимизация себестоимости промышленного предприятия на примере ОАО "Нефтекамскшина"

Таблица 12

Факторный анализ себестоимости шин за 2007-2008 гг.

Показатели

Значение показателей

Отклонения

2007 год

2008 год

1

2

3

4

Производство шин (VВП), тыс. штук

12 413,8

10070,2

-2343,6

Сумма постоянных затрат (А), тыс.руб.

3 414 018

2 910 478,2

-503539,8

Сумма переменных затрат на одну штуку (b), руб.

181,96

267,37

85,41

Себестоимость одной штуки (С), руб.

384,82

556,39

171,57

Анализ показал, что в 2007 году себестоимость уменьшилась на 518,96 руб. В том числе за счет изменения объема выпуска снизилась на 1700,97 руб., изменения суммы постоянных затрат увеличилась на 1976,76 руб., изменения суммы удельных переменных затрат уменьшилась на 794,75 руб.

Итак, после анализа факторов, влияющих, на себестоимость продукции (за 2006-2008 года) обобщим полученные данные в таблице 13 и таблице 14 .

Согласно полученным данным себестоимость шин по сравнению 2006 с 2007 годом увеличилась. Произошло общее увеличение себестоимости на 65,84 руб. В том числе за счет объема выпускаемой продукции снизилась на 6,31 рублей. За счет переменных затрат себестоимость увеличилась на 25,63 рублей. За счет постоянных затрат себестоимость увеличилась на 28,52 рублей.

Таблица 13

Результаты анализа себестоимости шин за 2006-2007 гг.

Себестоимость единицы продукции

Изменение себестоимости

общее

В том числе за счет

2006 год

Условие 1

Условие 2

2007 год

VВП

А

Вi

391,13

384,13

431,34

456,97

65,84

-6,31

28,52

25,63

Таблица 14

Результаты анализа себестоимости шин за 2007-2008 гг.

Себестоимость единицы продукции

Изменение себестоимости

общее

В том числе за счет

2007 год

Условие 1

Условие 2

2008 год

VВП

А

Вi

456,97

520,98

470,98

556,39

99,42

64,01

-50

85,41

Себестоимость шин по сравнению 2007 с 2008 годом увеличилась. Об этом свидетельствует общее увеличение себестоимости на 99,42 руб. В том числе за счет объема выпускаемой продукции увеличилась на 64,01 рублей, сумма постоянных затрат снизилась на 50 рублей, а сумма переменных затрат увеличилась на 85,41 рублей.

Себестоимость продукции с каждым годом растет. Увеличение постоянных затрат отрицательно влияют на себестоимость производимой продукции. Предприятию необходимо разрабатывать организационно-технические мероприятия по увеличению производства и снижению постоянных и переменных издержек.

2.4 Маржинальный анализ затрат предприятия

Управлению затратами на производство и реализацию продукции до настоящего времени не уделялось достаточного внимания, т.к. в этом не было объективной необходимости. Становление рыночных отношений требует разработки содержания и методики управления себестоимостью с учетом особенностей переходного к рыночной экономике периода и международного опыта. Решение этой задачи возможно на основе маржинального анализа, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства продукции и прибылью, - и прогнозирования величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Проведение маржинального анализа базируется на современной системе учета себестоимости "директ-костинг", которую еще называют "системой управления себестоимостью" или "системой управления предприятием". Важным достоинством системы “директ-костинг” является возможность детально и качественного изучения зависимости между объемом производства, затратами, маржинальными доходами и прибылью.

В процессе анализа на основе изучения взаимосвязи объемов продаж, отпускных цен на продукцию (работы, услуги), переменных и постоянных расходов прогнозируют финансовый результат деятельности организаций, определяют минимально необходимый объем продаж, обеспечивающий безубыточную работу, исследуют возможности получения прибыли за счет мобилизации всех имеющихся резервов.

Большой интерес представляет методика маржинального анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли, применяемой на отечественных предприятиях, она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов.

Безубыточность - такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж - это зона безопасности (зона прибыли). Расчет данных показателей основывается на взаимодействии: затраты - объем продаж - прибыль. Для определения их уровня можно использовать графический и аналитический способы.

Зависимость «Затраты-Объем-Прибыль» можно представить следующим образом:

Вр=Зпост+Зперем+П, (2)

где Вр - выручка от реализации;

Зпост - постоянные затраты;

Зперем - переменные затраты;

П - прибыль.

Формула для расчета маржинального дохода имеет вид:

МД=Зпост+П, (3)

где Зпост - постоянные затраты;

П - прибыль.

Также можно определить маржинальный доход как разность между выручкой от реализации и переменными затратами:

МД=Вр-Зперем, (4)

где Вр - выручка от реализации;

Зперем - переменные затраты.

Безубыточный объем продаж в стоимостном выражении (критический объем продаж) находится следующим образом:

Вкр=(ЗпостВр)/МД, (5)

где Зпост - постоянные затраты;

Вр - выручка от реализации;

МД - маржинальный доход.

Безубыточный (критический) объем продаж в натуральном выражении определяется следующим образом:

Vкр=Зпост/Ц-(УЗперем/V), (6)

где Зпост - постоянные затраты;

Ц - цена;

УЗперем - удельные переменные затраты;

V - объем.

Для расчета точки критического объема реализации в процентах может быть использована формула:

Тб=Зпост/МД*100%, (7)

где Зпост - постоянные затраты;

МД - маржинальный доход.

Для определения зоны безопасности по стоимостным показателям аналитическим методом используется следующая формула:

ЗБ=(Вр-Вкр)/Вр*100%, (8)

где Вр - выручка от реализации;

Вкр - безубыточный объем продаж в стоимостном выражении.

Зону безопасности можно найти по натуральным показателям:

ЗБ=(М-Vкр)/М*100%, (9)

где М - количество продукции в натуральных единицах;

Vкр - безубыточный объем продаж в натуральном выражении.

Используя формулы и данные таблицы 15 произведем расчет вышеперечисленных показателей за 2006 год:

П = 5163963- 2836567,2 - 1888378,1 = 439017,7.

МД = 2836567,2+ 439017,7 = 3275584,9.

Вкр,руб. = (2836567,2 * 5163963)/ 3275584,9= 4471851,14.

Vкр,т. = 2836567,2 /[427,48- (1888378,1/12080,1)]= 10460,86.

ТБ = (2836567,2/3275584,9)*100% = 86,6%.

ЗБ = [(5163963 -4471851,14) / 5163963]*100% = 13,4%.

Таблица 15

Результаты анализа затрат в системе “директ-костинг” за 2006-2008 гг.

Года

Показатели

2006 год

2007 год

2008 год

Объем, шт.

12080,1

12413,8

10070,2

Цена, руб.

427,48

499,86

605,96

Выручка, руб.

5163963

6205159

6102166

З постоянные, руб.

2836567,2

3414018

2910478,2

З переменные, руб.

1888378,1

2258873,8

2692425,9

Прибыль, руб.

439017,7

532267,2

499261,9

МД, руб.

3275584,9

3946285,2

3409740,1

Вкр, руб.

4471851,14

5368219,34

5208672,98

Vкр, шт.

10460,86

10739,28

8595,88

ТБ, %

86,6

86,5

85,4

ЗБ, %

13,4

13,5

14,6

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.