Выделяют три этапа этой работы:
аналитический;
организационный;
функциональный.
На первом этапе выявляют и количественно оценивают резервы роста прибыли, на втором разрабатывают комплекс экономических, социальных и организационных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически регулируют мероприятия и ведут контроль за их выполнением.
В процессе анализа необходимо выявить неиспользованные возможности роста прибыли на ОАО «Белорусские продукты», которые имели место в 2006 году и связаны с определенными недостатками в хозяйствовании. Для этого составим таблицу 5.1.
Таблица 5.1. Алгоритм расчета возможностей роста прибыли от реализации товаров за счет изучения и использования опыта работы лучшего торгового предприятия
Показатели
Однотипное предприятие
ОАО «Белорусские продукты»
ООО «Ветразь»
Фактический оптовый товарооборот за 2006 г., в действующих ценах, тыс.руб.
127 152
135 573
Сумма прибыли за 2006 г. от реализации товаров, тыс.руб.
3 499
4 200
Уровень в процентах к обороту
2, 75
3,098
Отклонение по уровню прибыли от реализации товаров, в % к обороту по сравнению с данными лучшего предприятия
-0,348
-
Рост суммы прибыли за счет изучения и использования опыта работы лучшего предприятия ( 127 152 * 0,348/100)
+442
Примечание. Источник: собственная разработка
Лучших результатов по уровню рентабельности продаж в 2006 году достигло ООО «Ветразь». Если бы ОАО «Белорусские продукты» в отчетном году изучило опыт работы ООО «Ветразь» и достигло ее уровня рентабельности продаж, то прибыль от реализации товаров возросла бы на 442 тыс.руб.
За анализируемым период ОАО «Белорусские продукты» имело возможность получить прибыль в сумме 2 160 тыс. руб., если бы отказалось от аренды ненужного складского помещения. Арендная плата в месяц составляла 180 тыс.рублей. За 2006 г. расходы по аренде складского помещения составили 2 160 тыс.руб. Таким образом, ОАО «Белорусские продукты» недополучило прибыли в сумме 2 160 тыс. рублей.
Выявленные возможности роста валового дохода ОАО «Белорусские продукты» представлены в таблице 5.2.
Таблица 5.2. Обобщение выявленных возможностей роста прибыли за ОАО «Белорусские продукты» 2006 год
Неиспользованные возможности роста прибыли
Размер неиспользованных возможностей
сумма, тыс. руб.
уровень в % к обороту
Возможности роста прибыли за счет изучения и использования опыта работа лучшего предприятия.
442
0,348
Возможности роста прибыли за счет отказа от аренды ненужного складского помещения.
2 160
1,699
Всего
2 602
2,047
В процессе анализа на ОАО «Белорусские продукты» необходимо выявить, изучить и обобщить реальные резервы роста прибыли, которые могут быть использованы в будущей хозяйственной деятельности.
В 2006 г. предприятие имеет возможность увеличить торговую площадь до 50 м2 .Для этого рассчитаем резерв роста прибыли за счет увеличения торговой площади.
Резерв роста прибыли за счет увеличения торговой площади определяется по формуле
,
где РTВ - возможное увеличение торговой площади;
П - фактическая прибыль от реализации товаров;
РT - фактическая торговая площадь.
В ОАО «Белорусские продукты» резерв роста за счет увеличения торговой площади рассчитывается по формуле
(тыс. руб.)
Если ОАО «Белорусские продукты» в 2006 году снизит расходы на оплату труда за счет сокращения одного штатного сотрудника, то резерв роста прибыли составит 1 675 тыс.рублей. В отчетном году заработная плата одного продавца составила 1 200 тыс.руб., отчисления от заработной платы 475 тыс. руб.
Резервы роста прибыли предприятия ОАО «Белорусские продукты» представим в таблице 5.3.
Прогнозные резервы роста прибыли
Размер прогнозных резервов
Рост прибыли за счет увеличения торговой площади
1590
1,250
Рост прибыли за счет снижения расходов на оплату труда
1675
1,317
3265
2,567
В 2006г. ОАО «Белорусские продукты» имело возможности роста прибыли. Если бы предприятие в отчетном году изучило опыт работы ООО «Ветразь» и достигло ее уровня рентабельности продаж, то прибыль от реализации товаров возрасла бы на 442 тыс.руб.
За анализируемым период ОАО «Белорусские продукты» также имело возможность получить прибыль в сумме 2 160 тыс. руб., если бы отказалось от аренды ненужного складского помещения. Таким образом, ОАО «Белорусские продукты» за 2006 год недополучило прибыли в сумме 2 602 тыс. рублей.
Но можно и нужно разработать меры по устранению и предупреждению недостатков в деятельности анализируемого предприятия, выявить и использовать резервы максимизации прибыли и рентабельности.
В процессе анализа на ОАО «Белорусские продукты» были выявлены реальные резервы роста прибыли, которые могут быть использованы в будущей хозяйственной деятельности. Рост прибыли за счет увеличения торговой площади составит 1 590 тыс.рублей., а за счет снижения расходов на оплату труда на сумму 1 675 тыс.рублей. Таким образом, прогнозные резервы роста прибыли на предприятии составляют 3 265 тыс.рублей.
Для реализации выявленных резервов увеличения прибыли необходимо разработать экономические, организационные, социальные мероприятия и принять меры по их полному и качественному выполнению.
Прибыль относится к важнейшим показателям, характеризующим эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Более чем, какой либо другой показатель прибыль отражает результаты всех сторон деятельности предприятия.
Как показал анализ формирования и использования прибыли ОАО «Белорусские продукты», данное предприятие успешно работает на рынке, в рассматриваемом периоде оно улучшило свои финансовые результаты.
Кроме того, за анализируемый период ОАО «Белорусские продукты» имело возможность получить прибыль в сумме 2 160 тыс. руб., если бы отказалось от аренды ненужного складского помещения. Таким образом, ОАО «Белорусские продукты» за 2006 год недополучило прибыли в сумме 2 602 тыс. рублей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9