Необходимость, целесообразность проведения тактических налоговых мероприятий возникает в основном у предприятий, налоговая нагрузка на которые превышает 30% в добавленной стоимости выпущенной продукции. Такая фискальная нагрузка на промышленные предприятия не позволяет осуществлять цикл воспроизводства продукции в полном объеме, т.к. отчисления в государственный бюджет начинают производиться не только за счет прибыли, но и за счет ресурсов на замещение физически и морально устаревших технологий, а также значительными изъятиями из бюджетов домашних хозяйств. Достижение поступательного развития экономики, НТП в связи с этим становится возможно лишь при условии привлечения дополнительных денежных ресурсов со стороны. А учитывая неразвитость рыночной инфраструктуры, инвестиционного климата, привлечение инвестиций хозяйственными субъектами и домашними хозяйствами происходит, за редким исключением, за счет государства (например, посредством завышения отпускных цен предприятий ВПК, образования кредиторской задолженности, многочисленности льгот и т.п.). Следствием этого является асимметричная структура российской экономики с гипертрофированной ролью государства во всех сферах экономики. Для достижения большей степени свободы, независимости от воли отдельных государственных чиновников руководству и собственникам промышленных предприятий необходимо задуматься о построении адекватной сегодняшним реалиям системы налогового учета и контроля, способных уменьшить негативные последствия высокой налоговой нагрузки. Отсюда учет налоговых изъятий при составлении тактических планов -- насущная необходимость.
Метод определения финансовых потоков предприятия в двухкоординатной системе налогообложения строится на основе презумпции, что действуют всего два налога, а именно: косвенный налог (НДС, налог с продаж, акцизы, отчисления в дорожный фонд) (ставка налога t o) и налог на прибыль (ставка налога t p). Ряд налогов игнорируется в силу своей незначительности (налог на содержание милиции, водный налог, налог на рекламу и т.п.) либо выводятся с помощью определенных итераций к одному из этих двух видов налогов (налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и др.).
Пусть валовая прибыль предприятия -- R, а все затраты предприятия, относимые на реализацию некоторого проекта, т.е. собственные инвестиции, составляют I. Для расчета налоговых поступлений от одного предприятия (элементарного звена хозяйственного механизма) необходимо учитывать только доходы предприятия, а также доходы и расходы его персонала. Эти расходы можно считать связанными в данной модели с рассматриваемым элементарным звеном. Таким образом, соотношение для налоговых поступлений имеет вид:
T= t o*R + t p *(R-1) +E, (2)
где
Е -- полные налоговые поступления от персонала предприятия. Для определения величины Е рассмотрим структуру инвестиций предприятия. Очевидно, что все расходы предприятия складываются из следующих величин:
· налог на недвижимость (F);
· амортизация оборудования (A);
· возврат заемных средств с процентами (L);
· расходы, совершенные за счет собственных оборотных средств (Io);
· расходы на оплату труда персонала (S);
· единый социальный налог (s).
Таким образом, имеем:
I= F+ A+ L+ Io+ S+ s. (3)
Из выражения (3) определим долю заемных средств в полных инвестициях предприятия, расходуемых на оплату труда:
a s = S/I. (4)
Пусть предельная склонность населения к сбережениям составляет р%, а средняя ставка подоходного налога для физических лиц равна t r.
Средства, получаемые на руки персоналом предприятия, расходуются на уплату подоходного налога, сбережения и текущие затраты е, поэтому имеем:
a sI = a sI*t r+e+(a sI-a sI*t r)*p. (5)
Из (5) получаем выражение для е:
e = a sI*(1-t r)*(1-p). (6)
Следовательно, если принять во внимание, что косвенный налог, уплачиваемый персоналом предприятия, составляет e*t o, а подоходный налог соответственно a sI*t r, выражение (2) окончательно приобретает вид:
T = t o*R+t p*(R-I)+ a sI*[(1-p)* t o+t r]. (7)
Определим долю налоговых поступлений от валовой выручки предприятия как отношение:
d = T/R. (8)
Учитывая, что валовая прибыль D R=R-I, получаем соотношение для рентабельности проекта до уплаты налогов:
D R/R= 1-I/R. (9)
С учетом (8) и (9) выражение (7) принимает вид:
d = t o+t p*D R/R+
+(1-D R/R)*a s*[(1-t r)*(1-p)*t o+t r]. (10)
Полученное соотношение имеет следующий экономический смысл: оно показывает долю налоговых отчислений от валовой выручки предприятия в рассматриваемой двухкоординатной налоговой системе. Кроме того, оно позволят получить, в случае, если не будет зависеть от отношения D R/R, прямую связь между ставками косвенного налога и налога на прибыль с юридических и физических лиц с другими макроэкономическими показателями, а именно, величиной налога на недвижимость, величиной амортизационных отчислений, величиной социального налога, объемом используемых предприятием собственных и заемных средств и величины процентов, выплачиваемых за их использование, действующим порядком отнесения расходов на себестоимость. Изменяя данные показатели с помощью процедур налоговой оптимизации, налоговые специалисты могут оценить их влияние на величину двух основных (базовых) налогов, взимаемых с промышленного предприятия.
3. Методы оптимизации налоговых платежей и уменьшения налоговых отчислений
Таким образом, можно резюмировать, что, исходя из понимания того факта, что налоговое планирование есть экономическая конструкция, абстрактный процесс прогнозирования определенных действий, планирование налогов подразделяется на оперативное, тактическое и стратегическое. Иная классификация возможна лишь с позиций его практического предназначения, когда в качестве основания классификации используются атрибутивные качества мероприятий, содержащихся в налоговом плане, субъекты, планирующие мероприятия по оптимизации налоговых отчислений, территориально-юрисдикционный признак действия указанных мероприятий, объекты, испытывающие влияние планируемых мероприятий.
В зависимости от соответствия юридическим формулам, предусмотренным законодательными и иными нормативными актами, действия, направленные на оптимизацию налоговой политики, подразделяются на противоправные, не соответствующие правовым положениям, и проводимые в установленном законом порядке (законные).
Противоправные мероприятия, содержащиеся в налоговом плане, в свою очередь, подразделяются на следующие группы правонарушений [42]:
а) виды уклонения от уплаты налогов, связанные с сокрытием выручки или дохода:
· сокрытие выручки от реализации продукции (например, отражение ее как аванса от заказчика), работ и услуг, хотя в наличии имеются акты выполненных работ;
· сокрытие выручки от розничной торговли путем подмены или уничтожения накладных и других документов после продажи товара;
· сокрытие дохода от налогообложения путем заключения договора о предоставления займа (заемные средства не облагаются налогом);
· безфактурный отпуск товарно-материальных ценностей для сокрытия фактического объема выручки, полученной от реализации;
· неоприходование наличной выручки за продукцию, реализованную через доверенных лиц;
· неотражение в бухгалтерских учетах прибыли, полученной за предоставленные предприятиям и организациям займы;
· занижение объема реализации продукции;
· занижение количества и завышение цены товара при составлении акта их закупки у частных лиц;
б) виды уклонения от уплаты налогов, связанные с использованием фондов предприятий:
· перечисление средств в виде финансовой помощи в специальные фонды предприятия (за оказанные услуги, выполненные работы, отпущенную продукцию);
· зачисление различных поступающих средств в “фонды экономического стимулирования”;
· преднамеренное занижение стоимости продукции, товаров и услуг на условиях перечисления заказчиком средств напрямую в фонды предприятия;
· излишнее начисление ремонтного фонда;
· неправомерность применения нормативов ускоренной амортизации основных фондов;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7