Финансы - экономический инструмент, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Совокупность финансовых отношений национальной экономики образует финансовую систему государства.
Централизованные финансы - это государственная бюджетная система, государственный кредит, специальные внебюджетные фонды, фонды имущественного и личного страхования. Они используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом.
В рамках централизованных финансов рассмотрим государственную бюджетную систему РФ. Прежде всего, бюджет это роспись доходов и расходов государства на определенный срок, иными словами, это финансовый план государства, сопоставляющий ожидаемые расходы и доходы.
Ведущим звеном государственной бюджетной системы является государственный (федеральный) бюджет - основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства. Именно с его помощью государство осуществляет в основном территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта (до 40 процентов национального дохода).
Под бюджетным дефицитом понимается превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Обратное явление - профицит бюджета - означает превышение доходов бюджета над расходами.
Долговое финансирование дефицита в мире распространено очень широко. Под государственным долгом в общем случае понимается величина накопленного бюджетного дефицита, которая была покрыта путем выпуска и размещения долговых обязательств. Таким образом, государственный долг представляет собой совокупность долговых обязательств исполнительных органов власти перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
1. Динамика трансформации дефицита федерального бюджета в профицит.
Рассмотрим динамику с 1997 по 2007г.
Таблица 1.
год
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
доходы
3,43
3,26
6,15
11,3
15,9
22,0
24,2
34,2
51,2
62,7
76,8
расходы
4,36
4,72
6,69
10,3
13,2
20.5
23,5
27,4
35,0
42,8
59,8
дефицит(-)
профицит(+)
-0,9
-1.5
-0,5
1,0
2,7
1,5
0,7
6,9
16,2
19,9
17,0
На основании таблицы 1. построим диаграмму 1.
Диаграмма 1.
Источник: Росстат.
Вывод:
На основании выше приведенных таблицы и графика можно сделать следующий вывод: дефицит бюджета наблюдался до 1999г, начиная с 2000г дефицит постепенно трансформировался в профицит. Этому способствовали следующие причины.
Во-первых, рост налоговых доходов (см. таблица 2, диаграмма 2).
налоговые доходы
неналоговые доходы
доходы целевых бюджетных фондов
ЕСН
82,2
5,6
12,2
84,6
6,6
8,8
82,8
8
9,2
85,2
8,2
91,6
7,5
0,9
79,6
7
15,4
78,5
6,8
0,6
14,1
65,9
4,7
9,3
20,1
74,4
5,1
6,4
21,7
83,5
23,6
81,6
5,2
7,8
23,1
показатели
Расходы на обслуживание гос. долга в млрд. руб.
41,4
148,7
162,9
257,9
231,1
229,6
220,9
301,2
Расходы на обслуживание гос. долга в %
1,8
5,7
3,4
3,5
2,6
2,1
1,7
2
годы
4,0
1,3
1,1
1,6
3,9
-в первую очередь снижение долговой нагрузки, которая позволила существенно сократить долю государственного долга в ВВП;
-во-вторых, дальнейший рост профицита, который привел к формированию значительного финансового резерва, что дает возможность проведения активной инвестиционной политики и позволит в будущем увеличить непроцентные расходы.
В связи с этим, основными задачами правительства будут поддержание высоких темпов экономического роста и борьба с бедностью. Именно бюджетная политика государства, как наиболее значительная составляющая экономической политики правительства, должна быть направлена на выполнение данных задач.В свете поставленных задач приоритетными направлениями по дальнейшему совершенствованию останутся следующие направления бюджетно-налоговой политики: политика государственных расходов, налоговая политика, профицит бюджета, фискальный федерализм.
Список литературы:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: ТК Велби. Издательство Проспект, 2005г. 208с. Раздел IV, Гл. 13ст.92-94.
2. Бюджетная система России / Под ред. Г.Б.Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
3. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. В.К.Сенчагова, А.И.Архипова. - М.: «Проспект», 1999.
4. Закон РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”
5.“Финансовое право” Учебное пособие. Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова, Изд. “Новый юрист”, Москва, 1998 г.
6.“Финансовое и банковское право” словарь-справочник . Додонов В.Н., Крылова М.А., Шестаков А.В. Изд. “Инфра-М”, Москва, 1997 г.
7.Конституция РФ
8.Букато В.И., Львов Ю.И.Банки и банковские операции в России. // Под редакцией Лапидуса М.Х. - М.: Финансы и статистика,1996. - 335с.
9.Буренин А.Н.Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов:Учебное пособие. - М. - 1998. - 348с.
10.Курс экономической теории: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: Издательство “АСА”, 1997.
11.Финансы: Учебное пособие / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1997.
12. Российский статистический ежегодник, 2004: Стат.сб. / Госкомстат России. - М., 1997. - с. 531.;Российский статистический ежегодник: Стат.сб. / Госкомстат России. - М., 2000. - с. 249.; Российский статистический ежегодник: Стат.сб. / Госкомстат России. - М., 2004. - с. 389.