Рефераты. Анализ динамики и структуры дефицита государственного бюджета Республики Беларусь

Так, например, при спаде деловой активности происходит автоматическое сокращение налоговых поступлений, сопровождаемое увеличением определенных видов трансфертных платежей. В результате этого и возникает циклический дефицит государственного бюджета.

При дискреционной политике правительство целенаправленно изменяет соотношение между доходной и расходной частями бюджета. В частности, в целях стимулирования совокупного спроса в период спада экономической активности правительство принимает решения, направленные на увеличение уровней занятости и выпуска - увеличивает свои расходы или снижает налоги. Таким образом, правительство фактически целенаправленно создает дефицит госбюджета.

Однако следует также помнить, что какова бы не была мощь фискальной политики, не одна она влияет на величину дефицита госбюджета. Величина дефицита связана с циклическим движением макроэкономики.

Встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной бюджетно-налоговой политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов. В результате этих мер возникает структурный дефицит - разность между расходами и доходами бюджета при определенной фискальной политике и постоянно заданном уровне безработицы. Если уровень безработицы начинает превышать базовый, то реальный бюджетный дефицит становится больше уровня структурного дефицита. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

Характеризуя виды бюджетных дефицитов, стоит упомянуть, что в теории различают активный и пассивный дефициты. Первый возникает в результате увеличения государственных расходов при снижении налогов, второй - в связи с сокращением государственных доходов в результате падения экономической активности. [8, с. 15]

В экономической литературе можно встретить следующие понятия:

· операционный дефицит, который представляет собой общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга;

· первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

· квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

К квазибюджетным расходам относятся, например, финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности; централизованные кредиты, предоставляемые на льготных условиях Центральным Банком; расходы, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.

Таким образом, скрытый дефицит государственного бюджета существенно занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно, а так же в рамках «жесткого» курса на ежегодно сбалансированный бюджет.

С учетом всего вышесказанного, можно сделать вывод: если правительство пытается проводить политику, ориентированную на ежегодно сбалансированный бюджет, то это ведет к снижению степени встроенной стабильности экономики, вызывает частые колебания налоговых ставок, снижает инвестиционную активность, снижает эффективность распределения доходов.

Поскольку курс на ежегодно сбалансированный бюджет связан со столь значительными макроэкономическими издержками, постольку в большинстве развитых стран и стран с переходной экономикой правительство стремится сбалансировать бюджет в более долгосрочной перспективе - на циклической или функциональной основе. При этом в качестве целевых ориентиров бюджетно-налоговой политики могут выступать следующие: снижение общего объема государственного долга; стабилизация отношения долга к валовому внутреннему продукту; выравнивание темпов роста государственных расходов и темпов роста ВВП; равенство или превышение чистого объема инвестиций над чистым объемом государственного долга.

Существует три основных способа финансирования дефицита госбюджета:

· Монетизация (выпуск новых денег) бюджетного дефицита;

· Внешние и внутренние займы (долг, кредит).

Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах - например, в виде расширения кредитов центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.

Если государственные расходы дефицитного бюджета финансируются за счет выпуска новых денег, то это может привести к усилению инфляционных процессов, ухудшить состояние денежного обращения в стране, вызвать тяжелые последствия в сфере экономики и социальных отношений. Такая практика давно и повсюду осуждается, хотя это не предотвращает стремления государства покрывать свой долг обесцениванием денег.

Внутренними источниками финансирования дефицита бюджета могут выступать кредиты, полученные от кредитных организаций в национальной валюте; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг; бюджетные ссуды и некоторые др.

Наиболее цивилизованная форма заимствования государством средств считается выпуск государственных займов. В ходе их размещения государство привлекает временно свободные денежные средства населения, банков, страховых и промышленных компаний. Вопрос о том, за счет каких источников государство мобилизует необходимые ему ресурсы, имеет важнейшее значение для состояния денежного обращения и функционирования экономики в целом. Если казначейские обязательства размещаются в частном секторе, происходит временное перераспределение денежных ресурсов от их частных владельцев к государству. Для этого казначейство должно выпускать свои бумаги под достаточно высокий процент, который мог бы заинтересовать владельцев капитала. Выплата процентов по государственному долгу является одной из основных расходных статей бюджета. [9, с. 123]

Таким образом, размещение государственной задолженности в частном секторе способствует в свою очередь дальнейшему увеличению бюджетных расходов. Также необходимо принять во внимание то, что когда правительство выходит в качестве заемщика на рынок ссудных капиталов, то этот ощутимо сказывается на соотношении спроса и предложения денежных ресурсов. Происходит значительное повышение процентных ставок, в результате чего ухудшаются общие условия финансирования капитальных вложений, и происходит своеобразное «вытеснение» части инвестиций с денежного рынка. По этой же причине возможно и сокращение части потребительских расходов, финансируемых за счет кредита.

Однако государство может размещать свои обязательства не только в частном секторе, но и учитывать их в центральном банке, который под эти обязательства выпускает дополнительную денежную массу, не связанную с увеличением реальной товарной массы, то здесь финансирование бюджета начинает раздувать инфляцию и расстраивать денежное обращение.

Внешние источники финансирования обычно представлены государственными займами, осуществляемыми в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг; кредитами правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте. В результате использования этих средств возникает внешний государственный долг, который представляет собой задолженность государства иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.

Экономические последствия государственного долга следующие:

1. необходимостью обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;

2. долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики;

3. увеличение налогов для оплаты государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности;

4. когда правительство берет заем на рынке капиталов для рефинансирования или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал и снижению инвестиционной активности;

5. рост внешнего долга, безусловно, подрывает международный авторитет страны;

6. чисто психологический эффект - с ростом государственного долга усиливается неуверенность населения страны в завтрашнем дне. [8, с. 17]

Таким образом, управление государственным долгом становится целой наукой, которая включает в себя необходимость обосновать размеры займов, сроки их выпуска, размеры процента по обязательствам казначейства, способ их размещения.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что ни один из указанных способов не имеет абсолютных преимуществ перед другими и не является полностью неинфляционным. Однако более предпочтительны в этом отношении различные формы государственного кредита.

Какой бы способ финансирования дефицита государственного бюджета не применялся, его рост при прочих равных условиях будет повышать равновесный уровень норм процента и снижать темпы экономического роста, одновременно внося структурные изменения в объем производства и, вытесняя из него некоторую долю инвестиций. На краткосрочном временном интервале увеличение дефицита бюджета, возможно, будет стимулировать рост реального объема производства. Однако на долгосрочных временных интервалах, этот процесс вызовет повышение равновесного уровня цен.

Лишний раз хочется подчеркнуть, что для преодоления бюджетного дефицита необходима нормализация самой экономики. Без обеспечения ее динамичного развития и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры при этом не применялись.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.