13
Министерство образования РФ
Московский Открытый Университет
Социальность личности, глубоко выраженная Марксом, ко-гда он говорил, что человек становится человеком, только смот-ря на другого как в свое зеркало, подробно и убедительно ана-лизируется во многих работах экзистенциалистов. Экзистенци-альная коммуникация предполагает связь людей во внутренней любви. Для этого, по Ясперсу, необходимы три условия:
* одиночество. «Неудовлетворенность в коммуникации является поэтому началом прорыва к подлинному существованию»;
* риск. Тот, кто свое интимное переживание доверяет другому, рискует быть отвергнутым и осмеянным. Но коммуникация противоречива: «Я не могу стать собой, не вступая в комму-никацию, и не могу вступить в коммуникацию, не будучи в одиночестве»;
* борьба. Но это «любящая борьба». В ней другого хотят не уничтожить, а завоевать. В ней нет обмана и хитрости, нет превосходства над другим, но есть искренность и беспощад-ное раскрытие своих слабостей.
Ясперс придерживается принципа историзма, который приоб-рел у него аксиологический характер: для всемирной истории ло-рнируются универсальный смысл и смысловая связь времен. Вера Ясперса в возможность общечеловеческой коммуникации в пространстве и во времени поверх всех культурных барьеров связана с его исключительно интимным и прочувствованным ощуще-нием философской традиции как братства мыслителей всех времен. По Ясперсу, пока человек философствует, он ощущает свою связь с сокровенно-открытой цепью свободно ищущих людей. Наличие этой связи времен гарантируется особым «осевым временем», вы явившим универсальный смысл истории. Чтобы спасти человеческую сущность, находящуюся в XX в. на грани гибели, мы должны обновлять свою связь с «осевым временем» и возвращаться к его изначальности, подыскивая новые средства для неизменно утрачиваемой и вновь обретаемой истины. Трудам Ясперса свойственны идеи глубокого гуманизма и озабоченность: как спасти человечество от тоталитаризма -- этой главной опасности XX в., ввергающее людей в кровавые революции и истребительные войны.
Экзистенциализм -- это онтология, учение о бытии, о суще-ствовании. Для экзистенциалиста человек существует в мире, во-прос о самостоятельном существовании природы для него мало-интересен. Природа дана человеку изначально. Исходная реальность целостна, она не делима на субъект и объект. И пос-кольку наука делит мир на объект и субъект, она не способна вы-разить существование, которое постигается в особом акте экзистенции. Экзистенция -- это не просто переживание, а переживание бытия-в-мире.
Уже отмечалось, что в экзистенции человек свободен. Быть свободным -- это значит быть самим собой, не ориенироваться на "посторонних".
Один из главных представителей экзистенциализма Ясперс видел инстанцию бытия человека пре-жде всего в его сознании. Он превыше всего ставил субъективность человека.
Экзистенциализм сумел обратиться к таким интимным сто-ронам человеческого бытия, которые отчасти невыразимы на язы-ке науки. Важное значение имели предупреждения экзистенциа-лизма против безоглядной веры в науку и технику, против недобросовестности приспосабливающегося к реалиям сознания (т.е. против конформизма). Экзистенциализм по-новому и весь-ма продуктивно поставил и разрешил проблему свободы челове-ка, выбора жизненных путей. Экзистенциалисты разработали но-вый способ философствования, который усвоен новейшей философией.