Рефераты. Возникновение сознания

Общественное и индивидуальное сознание постоянно взаимодействуют между собой, взаимно обогащают друг друга. Каждый индивид на протяжении своей жизни через отношения с другими людьми, путем обучения, воспитания испытывает влияние общественного сознания, хотя и относится к этому влиянию не пассивно, а избирательно активно.

Общественное сознание и сознание индивидов нельзя рассматривать оторвано друг от друга. Можно сказать это такая же нелепица, как например дом из которого вынуты все кирпичи. В тоже время они находятся в противоречии друг к другу. В движении общественное сознание поступательно, непрерывно. Общественному сознанию присуща стабильность, инертность. В общественном сознании всегда одерживают верх теории, идеи, проверенные практикой, временем, но никогда это не происходит мгновенно, в отличие от сознания индивида, движение, развитие которого прерывисто, хаотично, отличается своей непредсказуемостью. Сознанию индивида и только сознанию индивида характерны такие свойства как чувственное и логическое мышление и их формы. Именно на уровне абстрактного мышления - высшей функции мозга - сознание индивида вырывается за пределы общественного сознания, раздвигая ее границы, обогащая ее, делая продукты своего познания природы, бытия достоянием всех.

Т.о. можно утверждать, что сознание выступает как единство двух противоположностей - общественного сознания и сознания индивидов.

Теперь обратимся к нашему вопросу: - Что есть развитие сознания в борьбе двух этих противоположностей?

Чтобы решить этот вопрос рассмотрим проявление «борьбы» и «единства» противоположностей в неживой и живой природе.

Как известно внутри атомного ядра действуют противоположные силы - силы притяжения и отталкивания. Ядро и оболочка атома находятся в отношении противоречия, ибо ядро заряжено положительно, а оболочка, состоящая из электронов, отрицательно. Противоположность и единство очевидны. А развитие? Развития нет, поскольку атом, как мы знаем, очень стабилен. Скорее всего, в данном случае, противоположности обеспечивают стабильность атома.

В живой природе, как известно, существуют две противоположности - наследственность и приспособляемость, которые обеспечивают, с одной стороны - стабильность, с другой - возможность адаптироваться к новым, изменяющимся условиям среды обитания. Известно, что приспособляемость это мутация (ошибки в механизме наследственности), и они, эти мутации, постоянно имеют место быть. Если среда обитания неизменна, то эти мутации, практически не играют ни какой роли, но их роль резко вырастет, если в среде обитания начинаются изменения (похолодания, потепления и т.д.). Среди множества особей, родившихся с отклонениями, находятся такие, которые оказываются, более других приспособлены к этой изменившейся среде и, таким образом, имея определенное преимущество, они, эти особи, вытесняют других. А мутация, в ходе дальнейшей эволюции, закрепляется как наследственность.

Следовательно, изменение (развитие) животных идет под воздействием внешней силы - развитие животных есть копирование, отражение изменяющейся внешней среды. Механизмом, обеспечивающим копирование, является механизм наследственности-приспособляемости.

Суть развития живого организма состоит в том, что внешняя среда, внешняя сила, изменяясь, нарушает равновесие, в котором находится данный вид особей, с другой стороны механизм наследственности-приспособляемости стремится к восстановлению нарушенного равновесия и достигает равновесия, но уже на другом качественном уровне.

Таким образом, развитие это взаимодействие, - «триединство» двух противоположностей и внешней силы.

Что схематично можно изобразить таким образом:

Изменяющаяся внешняя среда

Можно заметить, что наследственность, по всем характеристикам и признакам соответствует общественному сознанию, приспособляемость - сознанию индивидов. И тогда, просто согласно логике, внешней силой, внешней изменяющейся средой, по отношению к сознанию, является познание объективных законов природы, материального и духовного мира.

Познание объективных законов природы

3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЗНАНИЯ.

«Труд - источник всего богатства», утверждают политэкономы. Он действительно является таковым, наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он - первое основное условие всей человеческой жизни и притом в такой степени, что мы, в известном смысле, должны сказать: труд создал человека. Под влиянием, в первую очередь надо думать, своего образа жизни, требующего, чтобы при лазании руки выполняли иные функции чем ноги, эти обезьяны начали отвыкать от помощи рук при ходьбе по земле и стали усваивать все более и более прямую походку. Этим самым сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку (…)

Прежде чем первый кремень при помощи человеческой руки был превращен в нож, должен был, вероятно, пройти такой длинный период времени, что в сравнении с ним, известный нам исторический период является незначительным. Но решающий шаг был сделан, рука стала свободной и могла теперь усваивать себе все новые и новые сноровки, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поколения к поколению.

(…) .Сначала труд, а потом вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг…

(…). Развитие мозга и подчиненных ему чувств, все более и более проясняющееся сознание, способности к абстракции и умозаключению оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая все новые и новые толчки к дальнейшему развитию».

К.Маркс и Ф.Энгельс том 20 стр. 486-496.

Т.о. труд и членораздельная речь создали, по мнению К.Маркса, из обезьяны человека.

Вот здесь К.Маркс и ошибается, и даже противоречит сам себе, - сознание есть явление, человек есть новое качественное состояние, т.е. переход от обезьяны к человеку есть качественное изменение, а качественные изменения, как учит К.Маркс происходят скачкообразно, в отличие от количественных изменений, которые носят относительно медленный и непрерывный характер.

К.Маркс, объясняя возникновение сознания, скорее говорит о биологических предпосылках возникновения сознания и о дальнейшем его развитии, но никоим образом не о факте возникновения сознания. Это очевидно, если скрупулезно проанализировать его умозаключения.

Ни труд, ни членораздельная речь, не могли быть причинами возникновения сознания. Здесь явно были другие причины и другие факторы.

Чтобы выяснить, что же послужило причиной возникновения сознания, рассмотрим поближе сообщество обезьян. Обезьяны, как и все животные, как мы уже знаем, развиваются благодаря взаимодействию, «триединству» механизма наследственности - приспособляемости и внешней среды:

Изменяющаяся внешняя среда

Из предлагаемой схемы видно, чтобы обезьяна изменилась, а в нашем случае, - превратилась в человека, нужно чтобы изменилась внешняя среда - среда обитания. И эти изменения должны носить такой характер, и никакой иной, чтобы обезьяньему сообществу, для того чтобы выжить, - приспособиться к изменившейся среде, - необходимо было бы возникновение сознания. Т.е. в выигрышном положении оказались бы те обезьяны-мутанты, которые были бы более умны, а не те, которые, скажем, более сильны и ловки или, скажем, не те, у кого длиннее шея, как в случае с жирафами или длиннее нос, как в случае со слонами и т.д.

Именно такое изменение, именно такой катаклизм природы, выжить в которой обезьяны могли бы только благодаря возникновению у них сознания.

Как видите, такой подход к причинам возникновения сознания кардинально отличается от подхода К.Маркса.

Но почему более умная обезьяна - мутация? Мутация, как мы знаем, это ошибка в механизме наследственности, это отклонение от каких-то средних значений, средних характеристик, которые определяют, характеризуют данный вид особей. Поэтому появление намного более, или наоборот, намного менее умной обезьяны - это мутация, хотя и не такое явное, «кричащее».

Но эту, или этих, более умных обезьян, нельзя назвать людьми или прачеловеками, или даже прапрачеловеками потому, что они были, не настолько умны, чтобы называться таковыми. Но вполне вероятно, они обладали теми зачатками сознания, которые были бы необходимы для возникновения сознания.

Вместе с тем, даже если бы они, эти обезьяны, по развитию ума и не уступали бы первым прачеловекам или даже превосходили их, что маловероятно, нельзя утверждать что у этих обезьян есть сознание, потому что сознание это не только сознание индивидов, но и сознание общественное.

Следовательно, исходя из логики, можно утверждать: - первые прапрачеловеки отличались от ''умных'' обезьян только тем, что у них было общественное сознание.

И это отличие было единственным.

Можно предположить или даже утверждать, что общественное сознание самых первых прапралюдей состояла всего из одной общей для всех мысли, идеи.

И еще одно ''предположение-утверждение'', эта одна на всех общая мысль должна обладать особым качеством - она должна была дать толчок дальнейшему развитию сознания.

Итак, уважаемый читатель, для того чтобы определить, как возникло сознание нам с вами нужно решить две задачи:

1.Какое изменение(катаклизм) произошедшее на нашей планете подвигло к возникновению сознания?

2. Определить эту единственную, общую, особую мысль.

Итак, какое же это должно быть изменение среды? Эта задача упрощается тем, что нам известны, в той или иной мере, все природные катаклизмы, которые происходили на нашей планете за долгую ее историю, это глобальные похолодания(ледниковый период), глобальные потепления, наводнения, землетрясения и т.д..

После некоторых размышлений, которые здесь не излагаю, я пришел к выводу: - глобальное похолодание это тот единственный природный катаклизм, который наиболее отвечает нашим условиям и требованиям.

Со второй задачей значительно сложнее. Для этого нам придется, чисто исходя из логики, определить какие события и явления происходили миллионы и миллионы лет назад. Возможно ли это? Но об этом потом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.