14
ЭССЕ
ПО КНИГЕ ПЬЕРА ТЕЙЯРА ДЕ ШАРДЕНА «ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА»
На тему: УНИКАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ВО ВСЕЛЕННОЙ
2004 г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е:
Проблема человека, его уникальность и предназначение во Вселенной с древнейших времен интересует философию. Нет ничего удивительного в том, что ученые разных исторических эпох и научных направлений изучают человека и его место во Вселенной. П. Де Тейяр - один из тех, кто предложил собственную концепцию Человека во Вселенной, нашедшей отражение в его знаменитом труде «Феномен человека» и получившую большой резонанс в научной среде.
П. Тейяр де Шарден (1881--1953) -- француз по происхождению, католический священник, член ордена иезуитов, закончил Оксфордский университет, где прослушал циклы естественно-научных и теологических дисциплин, являлся видным ученым палеонтологом, археологом, биологом. Хорошее знание естественных наук, в особенности наук биологического цикла, оказало существенное влияние на его философско-теологическое мышление и способствовало формированию концепции «эволюционно-космического христиантва.
Т. де Шарден относится к плеяде мыслителей гуманитарно-теологического направления. Он рассматривает человека в рамках эволюционного подхода. Однако уже в «Прологе» своего труда «Феномен человека» Тейяр предупреждает, что в его книге «не стоит искать конечного объяснения природы всех вещей - какой-то метафизики».
Тейяр призывает к соединению разума и мистики. Пафос его книги заключен в перерастании «феномена человека» в «феномен человечества». Основной замысел философского труда состоит в определении общего направления развития к единству. В христианстве он видит возможность синтезировать ВСЕ и Личность. Путь к синтезу лежит, по его мнению, в сплочении человечества в коллективы.
Человек у Тейяра - ключ универсума. Человек одновременно является центром перспективы и центром конструирования универсума. Поэтому именно к человеку следует в конечном итоге сводить всю науку.
Человек не может себя видеть вне человечества.
Объясняя выбор термина «феномен человека» Тейяр пишет, что сделал это по трем причинам:
1.Человек в природе есть настоящий факт, к которому применимы требования и методы науки.
2.Человек является самым необыкновенным и «озаряющим» фактом их всех существующих в познании.
3.Рассматривая человека можно показать развертывающееся целое.