Следовательно, пантеизм Спинозы заключается в том, что Бог проявляет себя во всем (в каждой вещи) и присутствует во всем, действует как имманентная причина, не являясь внешним по отношению ко всему миру. И поскольку ничего вне Бога не существует, т.к. все находится в нем, то концепцию единой субстанции Спинозы можно назвать пантеистической.
Также мы можем понять, почему Спиноза не приписывал Богу разум, волю и любовь. Бог - есть субстанция, в то время как разум, воля и любовь являются модусами атрибута мышления. Как было сказано выше, атрибуты являются проявлениями, а модусы - состояниями проявления субстанции. Отсюда следует, что модусы - бесконечные или конечные - принадлежат к порожденной природе - миру, причиной которой является субстанция - Бог. Следовательно, Бог является причиной и, как было сказано выше, имманентной причиной, а модусы являются только следствиями этой причины, т.е. разум, любовь и т.д. являются только следствиями этой причины. Нельзя сказать, что Бог задумал сотворение мира разумом, что он желал его создание в результате свободного выбора или сотворил его из любви, ибо все это апостериорно Богу и от него происходит. И приписывать эти свойства Богу означало бы путать порождающую природу с порожденной.
Теперь становится понятно, почему пантеизм Спинозы на протяжении веков вызывал полемику мыслителей разных рангов, которые оспаривали и опровергали его идеи.
Спиноза считал ложным и представления людей о свободе человеческой воли. Согласно его учению, нельзя говорить по отношению к человеку о наличии у него свободной воли как какой-то независимой от тела способности души. По мнению философа "не столько душа влияет на тело, сколько тело на душу". Спиноза вообще отрицает волю как особую самостоятельную способность человеческой души. Воля, с его точки зрения, состоит из отдельных желаний человека, которые вызваны определенными причинами. По учению Спинозы воля и разум это одно и то же.
Спиноза различал несколько видов познания. Чувственное познание он считает не достоверным (неадекватным). Правильным же он считает метод, основывающийся на способности души к адекватному познанию. Возможность этого познания связанна с тем, что всем вещам как в целом, так и в отдельных их частях присуще нечто общее. Это общее имеет свое соответствие в человеческой душе в виде адекватных идей, которые Спиноза называет "общими понятиями". Они лежат в основе рассудочного познания - познания второго рода. Разум не исчерпывается только рассудочным познанием, а заключает в себе и третий, высший род познания - интуицию. По Спинозе, интеллектуальная интуиция - это высшее проявление рациональных способностей человека. Она основывается на высшем способе восприятия, при котором "вещь воспринимается единственно через ее сущность или через познание ее ближайшей причины".
Разуму свойственен правильный взгляд на мир, постижение вещей в их "первых причинах". Лишь воображению, основанному на чувственном познании, вещи представляются случайными, тогда как разум способен постигнуть истинную длительность каждой отдельной вещи, так как он рассматривает вещи в их связи, стремиться постигнуть их всеобщую связь и взаимозависимость. И когда это происходит, отдельные вещи перестают восприниматься как неопределенно длящиеся, и существование начинает мыслиться адекватно. Тогда неопределенная длительность этого существования превращается в определенную и из случайных вещи становятся необходимыми. Адекватное понимание вещей есть постижение их как модусов - необходимых проявлений единой и вечной субстанции. В этом заключается учения Спинозы о познании.
Учение Спинозы о душе и познании неразрывно связано с его учением об аффектах. Аффектом Спиноза называл как состояние человеческой души, имеющей смутные и ясные идеи, так и, связанное с этим, состояние человеческого тела. Основных аффектов, переживаемых человеком, три: удовольствие или радость, неудовольствие или печаль, и желание. В действительности существует бесчисленное множество аффектов, но все они, согласно учению Спинозы, относится к этим трем видам.
Спиноза не ставил знак равенства между аффектом и страстью. Любая страсть - это аффект, но не всякий аффект является страстью. Страстью он называл лишь пассивные аффекты, которые связанны со смутными неадекватными идеями.
Бессилие человека в борьбе со своими страстями Спиноза называл рабством. Свободой же он называл господство над своими аффектами, которое достигается путем их познания. Таким образом, согласно Спинозе, путь к свободе лежит через познание самого себя. Свободу он противопоставляет не необходимости, а принуждению или насилию. Познание аффектов не избавляет человека от них, но приводит их в соответствие с законами нашего разума и, тем самым, уменьшает их действие на человека.
Свобода, достигаемая деятельностью сознания, противоречива по своей сути. Первая ступень к свободе, по мнению Спинозы, состоит в том, что человек приводит свои идеи в соответствие с порядком и связью вещей. Затем, когда человек добивается совпадения своих идей с порядком всей природы, он получает возможность привести состояние своего тела в соответствие с порядком своих идей. Так человек достигает господства над своими аффектами, то есть гармонии. В этом заключается учение Спинозы о свободе.
В своем исследовании этических проблем, Спиноза обосновывает понятие добродетели. Это совершенствование своего познания или разума, так как "в одном этом состоит высшее счастье или блаженство человека". Вершина добродетели - это "человек, руководствующийся разумом". Философ считал, что желания, которые определяются разумом, всегда хороши.
В учении Спинозы обоснованны критерии индивидуального поведения человека, которые должны привести его к вершине добродетели. Спиноза убедительно доказывает, что жить в обществе лучше, чем одному: "из их сообщества гораздо больше удобств чем вреда", поэтому "людям всего полезнее делать то, что способствует укреплению дружбы". А для этого надо помнить, что "души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием". Кроме этого, Спиноза обосновывает брак и другие союзы, считая их основой любого общества. Согласно Спинозе самовосхваление и самоунижение одинокого дурны. Не надо делать то, после чего мы будем испытывать стыд и угрызения совести, потому что эти чувства так же дурны. Он так же считал, что щедрость хороша, но сострадание дурно, так как оно унижает. Забота о бедных должна лежать на всем обществе. Многие из этих постулатов актуальны и сегодня.
В своем учении об этике философ указал путь, который ведет к познанию самого себя, к уменьшению власти страстей, к истинной свободе. Однако сам Спиноза указывал, что этот путь труден и найти его нелегко, но высшая цель человека идти поэтому пути.
Страницы: 1, 2