Рефераты. Учение А. Аврелия о Граде Небесном

Для Августина внутренний мир является скорее полем битвы различных чувств и побуждений воли, чем областью холодной дея-тельности рассудка. Внутреннее является сферой иррациональных импульсов, греха, вины и страстного желания к спасению. Но в отли-чие от стоиков Августин не верит, что мы сами в состоянии управ-лять своей внутренней жизнью. Мы нуждаемся в милости и «сверхче-ловеческой» помощи. Августин действительно полагает, что мы об-ладаем свободой воли, но одновременно подчеркивает, что мы пол-ностью являемся частью предопределенного Богом плана спасения.

Августин в основном разделяет неоплатонистское понимание взаимоотношения души и тела. Иначе говоря, душа представляет божественное в человеке. Тело является источником греховного. Чело-век должен, по возможности, стать свободными от тела и сконцен-трироваться на духе, на своем внутреннем мире, чтобы прибли-зиться к духовному источнику существования вселенной -- Богу. Но как христианин Августин к сказанному добавляет и идею первородного греха. Душа непосредственно подвержена влиянию греха.

Августин считает, что внутри каждого человека развертывает-ся борьба Бога и Дьявола. Он обнаруживает ее и на историческом уровне в виде противостояния Божьего града (civitas Dei) и Града земного (civitas terrena). Подобно тому, как каждая индивидуальная жизнь является полем битвы спасения и греха, так и история -- полем сражения благого и греховного «царства».

Учение Августина о Божьем Граде и Земном Граде довольно сла-бо развито, чтобы быть политической теорией, поскольку он рассуждает преимущественно как теолог, а не как политик. Он прояв-ляет сравнительно мало интереса к тому, как могли бы быть актуализированы политические идеи. Учитывая это, мы тем не менее можем сказать, что августиновские представления о борьбе между этими двумя «царствами» были, по-видимому, навеяны современ-ной ему политической ситуацией. Христианство считалось причиной падения Римской империи, и Августин должен был защитить его от подобных обвинений. Еще одна интерпретация состоит в том, что, вероятно, Августин думал, хотя и никогда не выражал явно, что Церковь в определенном смысле представляет собой Божье «цар-ство», тогда как Империя -- «царство» земное Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. - М.: ВЛАДОС, 2000. - С. 185..

Однако Августин не рассматривал земное царство как случай-ное и не необходимое. Он считал, что из-за испорченной грехопа-дением природы человека сильное земное царство необходимо для обуздания зла. Поэтому земное царство является необходи-мым злом, пока продолжается исторический конфликт добра и зла, то есть в промежуток времени между грехопадением и Суд-ным Днем.

Такая точка зрения на земное царство отличается от аристоте-левского (и томистского) понимания взаимосвязи человека и обще-ства, согласно которому человек рассматривается как общественное по природе существо. Она отличается и от платоновского понима-ния государства как учителя нравственности, воспитывающего лю-дей для совершенной жизни. Платон стремился к идеалу, тогда как у Августина было достаточно проблем, связанных с обузданием зла.

С моральной точки зрения, для Фомы Аквинского функция по-литики состоит в создании условий для моральной жизни, конеч-ной целью которой является спасение. У Августина различие между политикой и моралью (религией), между государем (политиком) и священником является менее четким. Политика также выполня-ет непосредственно моральную функцию. Она является автори-тарным средством контроля над моральным злом. Упрощенно го-воря, такова точка зрения Августина на государство и политику после грехопадения. До того как грех пришел на землю, люди бы-ли равными, и Августин предполагает, что тогда они были по своей природе общественными созданиями. Но грех сделал необ-ходимым организованную государственную систему, использую-щую для наказания и защиты принуждение и имеющую четкое распределение прав между правителями и подданными. Даже при отсутствии греха в обществе должен был царить определенный порядок и тем самым определенная форма правления, но без ис-пользования принуждения. В земном государстве, где существует зло, правители назначены Богом для поддержания порядка и, сле-довательно, не получают свою власть от народа. Правители такого государства являются богоизбранными, и народ обязан подчи-няться им, поскольку он обязан подчиняться воле Бога.

Однако каким образом злое (мирское) царство может исправить зло в людях? Здесь ему помогает хорошее (церковное) царство. Церковь как организация необходима для спасения души путем ее мо-рального, религиозного воспитания, а также с помощью надзора за мирским царством и его действиями по искоренению зла.

Все эти представления стали решающими для последующего времени. Церковь как организация необходима для спасения. Существующая империя -- это христианское государство в том смысле, что все ее члены являются одновременно подданными и императора, и папы Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. - М.: ВЛАДОС, 2000. - С. 187..

4. Трактат «О Граде Божием»

Трактат «О Граде Божием», создававшийся между 413 и 426 годами, стал ответом Августина на об-винения, выдвигаемые против христианства язычниками после разграбления Рима в 410 году, и самым значительным его вкладом в запад-ную мысль. В первых десяти книгах он критически разбирает нападки язычников, твердивших, что, по-дорвав почтение римлян к богам, доставившим Риму величие, христи-анство несет ответственность за па-дение Рима. В книгах 11--22 он стро-ит величественный план осуществ-ления божественного промысла в ис-тории.

В 1--5 книгах Августин отвечает на два вопроса: (1) Ответственно ли христианство за падение Рима, а язычество за его возвышение? (2) Если не римские боги, то какая ду-ховная сила привела Рим к величию? На первый вопрос он отвечает гро-мовым нет. Христианство смягчило, а не ожесточило ярость готов. Более того, оно подало утешение, напоминая о том, что наше существова-ние здесь скоротечно. Праведника, обратившегося ко Христу, ждет иной, Вечный Град. Что же касается, с другой стороны, нелепого язычества, то от него мало проку. Рим переживал войны и катастрофы задолго до того, как на сцене появи-лось христианство. Чем же тогда объяснить возвышение Рима? Дело не в богах и не в почтении к ним римлян, но в провиденциальном за-мысле Бога. Бог воздвиг Империю, чтобы дать римлянам законы, лите-ратуру и цивилизацию. Таким образом, своим величием Рим обязан не року, но всеведению и промыслу Божьему.

В книгах 6--10 Августин оспаривает притязания всех языческих систем на истинность. Он перечисляет факты, взятые главным образом из Варрона, чтобы указать на нелепость политеизма, и цитирует Сократа и Платона в поддержку монотеизма. Не будучи изложением его философии, книги 8--10 определенно отражают стремление Августина выразить не-приятие неоплатонизма, тем более что последний инкорпорировал в свою систему народное язычество. Он противопоставляет христианский культ мучеников поклонению блуж-дающим духам, несмотря на их внешнее сходство. Платоники тщат-ся отыскать посредников между Бо-гом и человеком в своих демонах; христиане имеют истинного посред-ника в лице Иисуса Христа. В таин-стве Евхаристии они приносят ис-тинную жертву Богу.

В книгах 11--14 Августин разви-вает свою историософию в понятиях борьбы двух «градов» -- двух типов человека и общества. Она начи-нается в доисторическую эпоху: уже тогда были «святые и верные анге-лы, которые никогда не отпадали и никогда не отпадут от Бога», и «те, кто отверг вечный свет и обратился ко тьме». То, что случилось тогда, повторилось при творении и грехо-падении человека. Сотворенное бла-гим, человечество пало из-за своего неповиновения и ныне подвержено не только телесной, но и душевной смерти. И вот существуют два града -- град тех, кто живет по закону пло-ти, повинуясь и уподобляясь Дьяволу, и град тех, кто любит Бога и других людей. Первый погибнет, второй достигнет своей вечной отчизны. «Стало быть, мы видим, что два общества возникли из двух видов любви. Земное общество возник-ло из любви эгоистической, дерз-нувшей презирать самого Бога, тог-да как община святых коренится в любви к Богу и готова пренебречь собою».

В следующих четырех книгах (15-- 18) Августин обрисовывает земную историю двух градов: Каин и Авель, Сара и Агарь, Рем и Ромул. Между Ноем и Авраамом свидетельства о Граде Божьем весьма скудны. Одна-ко с Авраамом его история выходит на свет, и в ней можно различить обетования, в конце концов испол-ненные Христом. Ветхий Завет ста-новится кладезем «символов». Парал-лельно истории Града Божьего раз-вивается судьба земного града, для которого характерна беспрестанная борьба, ибо человечество не храни-ло верность Абсолютному Бытию. С помощью Рима Бог решил «покорить весь мир, чтобы свести его в единое общество, в государство, где правит закон, и ниспослать ему прочный и обширный мир». Но какой ценой -- ценой кровопролития и войн! Тем временем в трудные времена слезы учат Церковь надеж-де. Распространяясь под опекой духа и во исполнение пророчеств, до Второго Пришествия она пребыва-ет странствующим Градом Божьим Великие мыслители Запада / Под ред. Я. Мак-Грила. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1999. - С. 110..

В Девятнадцатой книге Августин доводит повествование до современности и выступает в поддержку хри-стианской, а не платонической эти-ки. Христиане убеждены в том, что вечная жизнь -- это высшее благо и что добродетели реальны лишь для

верующего в Бога. Философы тер-пят неудачу из-за того, что они ищут временного, а не вечного. Христиа-не тоже жаждут покоя и признают, что, пока не преодолена их смерт-ная природа, такой покой относи-телен, но они ищут его в послуша-нии Богу и, веруя, уже обрели его. Философы такой веры лишены.

В заключительных трех книгах Августин заглядывает в будущее. Он не приемлет милленаризма. Тысяче-летним царством называется либо тысячелетие после пришествия Хри-ста, либо весь оставшийся миру срок. Как только Церковь начала свое ше-ствие из Иудеи по всему миру, Дья-вол оказался связан. Два града -- Град Бога и Град Дьявола достигнут пика своего развития ко дню последнего суда, которому посвящена 21 книга. В отличие от Оригена, Августин не надеялся на искупление всех, тем бо-лее Дьявола. Даже верные католики должны остеречься: спасение зави-сит от праведной жизни, а не просто от крещения, Евхаристии или подания милостыни. Ни еретики, ни раскольники, ни дурные католики не избегнут наказания, не покаявшись. В 22-й книге Августин обрисовывает вечное блаженство Града Божьего, но отводит значительную ее часть учению о воскресении и чудесах. Он утверждает, что Церковь не оскудела чудесами и в его дни. Пусть языческие философы отрицают Воскресение, пишет Августин, они все равно согласны с христианами относительно воздаяний после смерти; более того, и Платон и Порфирий верили в то, что Бог может совершить и невозможное. В Вечном Граде христиане достигнут совершенной свободы, и их воли без остатка сольются с волей Бога в обетованном субботнем Покое Великие мыслители Запада / Под ред. Я. Мак-Грила. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1999. - С. 111..

Заключение

Наиболее ярким представителем патристики был епископ в Гиппоне (Северная Африка) Августин Блаженный (354--430 гг.), оказавший сильнейшее влияние на средневековую философию, а также и на многих более поздних представителей философского творчества.

Для Августина «истинная философия и истинная религия -- одно и то же». Философское обоснование христианства он пытался найти в философии Платона, отмечая, что идеи Платона -- «это мысли творца перед актом творения». Бог создал мир из ничего. Спасение человека прежде всего в принадлежности к христианской церкви, которая является представителем «града божьего» на Земле Августин. Мир философии. Ч.1. - М., 1991. - С. 14.. Августин рассматривал два противоположных вида человеческой деятельности -- «град земной», т.е. государственность, которая основана «на любви к себе, доведенной до абсолюта, презрения к богу», и «град божий» -- духовную общность, которая основана на любви к богу, доведенной до презрения к себе» Философия: Учебное пособие / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Юристъ, 1996. - С. 44.. Его основными работами являются: «Град божий», «Град человеческий», «Исповедь».

Значение Августина для последующего философского и культурного развития велико. Оно обусловлено прежде всего тем, что он «создал целостную и завершенную картину мироздания, картину до такой степени законченную, что на протяжении восьми с лишним веков латинский Запад не мог создать чего-либо подобного. Влияние Августина на становление и развитие средневековой мысли было столь же универсально, как и его учение» Столяров А.А. Августин: Жизнь. Учение // Августин Аврелий. Исповедь. - М., 1991. - С. 45.. Не избежал такого влияния и Фома Аквинский, -- по свидетельству многих исследователей, -- «единственный мощный конкурент Августина на пространстве тысячелетия». Успеху трудов Августина содействовали не только глубина и универсальность учения, что не нуждается в доказательствах, но и ряд благоприятных обстоятельств. Наследие Августина удалось сохранить вопреки многим чрезвычайным обстоятельствам, каковые не редкость в истории. Многие поколения ученых читали, изучали, переписывали его труды. Немаловажно и то, что, будучи церковным человеком и монахом (Августин был основателем и настоятелем монастыря), автор обращает свои труды к широкому кругу читателей, не ограничивая его монастырскими стенами. Этим произведения Августина отличаются от произведений восточных Отцов, многие из которых (особенно касающиеся духовной жизни личности) написаны в виде наставлений, адресованных монахам. Труды Августина оказались в выигрышном положении, поскольку не всем и не сразу стало ясно, что монашеское «умное делание» имеет прямое отношение к духовной жизни любого человека. Между тем сходство многих идей Августина с идеями восточной патристики вполне очевидно.

Список литературы

1. Августин Аврелий. Исповедь. - М., 1991.

2. Великие мыслители Запада / Под ред. Я. Мак-Грила. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1999. - 656 с.

3. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков: Учебное пособие по курсу истории философии. - М.: Академический Проект, 2002. - 348с.

4. История философии /Под ред. В.М. Мапельман, Е.М. Пенькова. - М.: ПРИОР, 1997. - 464 с.

5. История философии в кратком изложении / Пер. И.И. Богута. - М.: Мысль, 1991. - 590 с.

6. История философии: Запад - Россия - Восток (книга первая: Философия древности и средневековья) / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 2000. - 480 с.

7. Курбатов В.И. История философии. - Ростов: Феникс, 1997. - 448 с.

8. Мусский И.А. Сто великих мыслителей. - М.:Вече, 2000. - 688 с.

9. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трех книгах. - М.: Академический Проект, 2000. - 768 с.

10. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. - М.: ВЛАДОС, 2000.- 800 с.

11. Столяров А.А. Августин: Жизнь. Учение // Августин Аврелий. Исповедь. - М., 1991.

12. Философия: Учебное пособие / под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Юристъ, 1996. - 512 с.

13. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.: Высшая школа, 1991. - 512 с.

14. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. - 576 с.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.