Рефераты. Сознание как предмет философского анализа

Таким образом, сознание со всеми его атрибутами (ощу-щениями, мышлением, логикой и т. д.), возникшее в процессе чрезвычайно длительного превращения стада животных в челове-ческое общество и порожденное, как и язык, общественной трудовой деятельностью, представляет собой (как и язык) явле-ние специфически общественное Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. - М.: Культура, 2007. - с. 76-81

.

2. Структура сознания. Сознание и язык

Структура сознания. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отноше-ние к содержанию того, что отражается. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро со-знания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компо-нент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определен-ный круг объектов находится в фокусе сознания.

Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личнос-ти включает в себя собственно чувства, представляющие собой от-ношения к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроения, или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.), и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т.п.). Чув-ства, эмоции суть компоненты структуры сознания.

Сознание не ограничивается познавательными процессами, на-правленностью на объект (внимание), эмоциональной сферой. Однако сознание -- это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное, сложно-структурированное целое.

В основе всех психических процессов лежит память -- способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию.

Движущей силой поведения и сознания людей является по-требность -- состояние неустойчивости организма как сис-темы, его нужды в чем-то. Такое состояние вызывает влечение, поисковую активность, волевое усилие. Когда потребность находит свой предмет, то влечение переходит в хотение, желание. Воля --это факт сознания, его практическое обнаружение. Воля -- это не только умение хотеть, желать, это психический процесс, выражающийся в действиях, направленных на удовлетворе-ние потребности. Качественные сдвиги в характере потребнос-тей -- это основные вехи в эволюции психики от ее элементарных форм до высшего уровня сознания.

Человеческие чувства -- это факт сознания, отражение мира и выражение отношения человека к удовлетворению или неудовле-творению его потребностей, интересов, соответствия или несоот-ветствия чего-либо его представлениям и понятиям. Ничто в нашем сознании не совершается вне эмоциональной окраски, имеющей громадный жизненный смысл. Эмоциональный стимул заставляет организовывать наши мысли и действия для достижения определенной цели Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2007.- с. 384-386

.

Сознание и язык образуют един-ство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание пред-полагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непо-средственная деятельность мысли, сознания. Он участвует в про-цессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помо-щью языка. Наши мысли строятся в соответствии с нашим языком и должны ему соответствовать. Справедливо и обратное: мы орга-низуем нашу речь в соответствии с логикой нашей мысли.

Связь между сознанием и языком не ме-ханическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга, не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятий и пред-ставлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятия-ми. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежа-щий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливее уясняет их сам: он понимает себя, только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно «лепит» формы и дик-тует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка в конечном счете отражает, хотя и в модифициро-ванном виде, структуру бытия. Но единство -- это не тождество: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и вы-ражает в мысли. Речь -- это не мышление.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, спе-цифичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не явля-ется абсолютной, как считают некоторые лингвисты: мышление детерминируется главным образом своими связями с действи-тельностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

Язык влияет на сознание, мышление и в том отношении, что он придает мысли некоторую принудительность, осуществляет своего рода «тиранию» над мыслью, направляет ее движение по каналам языковых форм, как бы вгоняя в их общие рамки постоянно пере-ливающиеся, изменчивые, индивидуально неповторимые, эмоцио-нально окрашенные мысли.

Но не все выразимо с помощью языка. Тайны человеческой души настолько глубоки, что невыразимы обычным человеческим языком: здесь нужна и поэзия, и музыка, и весь арсенал символи-ческих средств Введение в философию. Под ред. Фролова И.Т. - Республика, 2007. - с. 444-447

.

3. Что такое бессознательное как феномен психики? Объясните соотношение понятий: психика - сознание - бессознательное

Психоаналитическая философия ориентирована на изучение человека не со стороны или, точнее, извне, а изнутри, с позиций выявления внут-ренних детерминант развертывания человеческой деятельности. Выне-сение внешнего мира за скобки психоаналитического исследования осу-ществляется не посредством принципиального поворота к нему спиной, а лишь учетом его психологической значимости для человека. Специфика психоаналитической философии состоит в том, что во внимание прини-мается психологическое значение внешнего мира.

В философских системах прошлого человек рассматривался, как пра-вило, в качестве сознательного существа. Допущение бессознательного необходимо и закономерно, так как жиз-ненный опыт свидетельствует о существовании таких психических про-цессов, которые не могут быть названы сознательными. Отождествление психики с сознанием нарушает психическую непрерывность и ввергает в неразрешимые трудности психофизического параллелизма. Поэтому, согласно Фрейду, более целесообразно исходить из допущения бессоз-нательного психического как некой реальности, с которой необходимо считаться и которую следует изучать.

Одно из основных психоаналитических положений сводится к тому, что собственно деятельными в психическом смысле признаются те пси-хологические процессы, которые сами по себе бессознательны, а не про-цессы, составляющие содержание сознания. Для Фрейда, всякий психи-ческий акт существует сначала в бессознательном и только затем может оказаться в сфере сознания. Переход в сознание -- не обязательный процесс. Далеко не все психические акты становятся сознательными Философия. Отв. редактор В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. - М.: ТОН - Остожье, 2006. - с. 605.

Бессознательное характеризуется действительностью, выявляемой не столько при описании бессознательных процессов как таковых, сколь-ко при раскрытии динамики их функционирования в человеческой психике.

С одной стороны, в ходе описания психических процессов, не явля-ющихся сознательными, обнаруживается скрытое, латентное бессозна-тельное. Его характерным признаком является то, что представление, будучи сознательным в какой-то момент, перестает быть таковым в сле-дующее мгновение, но может вновь стать сознательным при наличии условий, способствующих переходу бессознательного в сознание.

С другой стороны, динамика развертывания психических процессов свидетельствует о наличии в человеческой психике какой-то противо-действующей силы, препятствующей проникновению бессознательных представлений в сознание. Состояние, в котором данные представле-ния находятся до их осознания, называется вытеснением, а силу, способствующую вытеснению этих представлений -- сопротивлением. Ус-транение сопротивления возможно лишь на основе психоаналитичес-ких процедур, с помощью которых соответствующие бессознательные представления могут быть доведены до сознания.

В классическом психоанализе, следовательно, бессознательное пред-стает в качестве двух самостоятельных и не сводящихся друг к другу пси-хических процессов. Согласно Фрейду, имеется двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе не может стать сознательным. Первый вид бессознательного он называет предсознательное, второй -- вытесненное бессознательное. Отсю-да -- идея Фрейда о топике человеческой психики, состоящей из бессоз-нательного, предсознательного и сознания.

Наряду с топическим представлением о бессознательном, осуществляется структурное деле-ние психики, которая теперь понимается как состоящая из трех слоев, или инстанций, -- Оно, Я, Сверх-Я.

Бессознательное Оно представлено у Фрейда в качестве того унасле-дованного человеческой организацией глубинного слоя, в недрах кото-рого копошатся скрытые психические образования, напоминающие со-бой старых демонов и выражающие безотчетные влечения человека. Сознательное Я -- посредник между Оно и внешним миром, инстанция, предназначенная для содействия во влиянии этого мира на бессознатель-ную деятельность индивида. Сверх-Я-- инстанция, олицетворяющая собой как императивы долженствования, так и запреты морально-нрав-ственного, социокультурного и семейно-исторического происхождения Философия в вопросах и ответах/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА 2003. - с. 248-250

.

Не менее сложными оказываются и отношения между Я и Сверх-Я. Имея двойное лицо, на одном из которых лежит печать долженствова-ния, а на другом -- лик запретов, Сверх-Я, так же, как и Оно, может властвовать над Я, выступая в роли либо совести, либо бессознательного чувства вины.

Считалось, что в ходе эволюци-онного развития у человека вырабатываются и формируются защитные механизмы, позволяющие ему приспосабливаться к внешнему миру. Фрейд не отрицает таких возможностей разрешения конфликтов, или, точнее, предупреждения возникновения их. В этой связи он выдвигает представ-ления о принципе удовольствия и принципе реальности, которыми человек руководствуется в своей жизнедеятельности.

«Принцип удовольствия» -- внутренне присущая человеку програм-ма функционирования психических процессов, в соответствии с кото-рой бессознательные влечения автоматически направляются в русло по-лучения максимального удовольствия. «Принцип реальности» -- внешний корректив в протекании психических процессов, обусловленный необ-ходимостью считаться с требованиями окружения и задающий ориенти-ры на поиск таких путей достижения первоначальной цели, которые бы застраховывали человека от различных потрясений и перегрузок, связан-ных с невозможностью непосредственного и сиюминутного удовлетво-рения влечений. Однако, считает Фрейд, эффективные по отношению к внешней реальности такие защитные механизмы не всегда способству-ют разрешению глубинных конфликтов.

«Принцип реальности» заставляет человека считаться с внешней не-обходимостью. Но бессознательные влечения оказывают сопротивление реальному миру, противятся налагаемым извне ограничениям. Тем самым создается благодатная почва для возникновения внутрипсихических конфликтов. Правда, между сознанием и бессознательным находится страж, своего рода «цензура», пропускающая в сознание лишь некоторые пред-ставления о желаниях и вытесняющая, загоняющая в бессознательное все социально неприемлемые порывы. Но эти защитные механизмы порой создают лишь видимость разрешения внутрипсихических конфликтов, поскольку вытесненные в бессознательное желания могут в любой момент вырваться наружу, став причиной очередной человеческой драмы.

В клинической практике постоянно приходится сталкиваться с подоб-ной ситуацией, когда, благодаря механизмам вытеснения своих желаний, человек лишь формально справляется с внутренними конфликтами. На самом деле он попросту отстраняется от действительности, погружается в созданный им иллюзорный и фантастический мир. Уход от неудовлет-воряющей реальности завершается, по выражению Фрейда, «бегством в болезнь». Невротические заболевания -- типичный пример такого «бег-ства в болезнь», свидетельствующий о неудачных попытках разрешения человеком своих внутренних конфликтов.

Лучший выход из положения -- это мобилизация человеком всех своих сил с целью сознатель-ного, а не бессознательного разрешения возникающих в жизни конфликтов. Такая мобилизация собственных сил предполагает осознание человеком своих бессознательных влечений. Психоанализ и является тем средством, благода-ря которому может быть оказана помощь нуждающимся людям в переводе бес-сознательного в сознание. «Там, где было Оно, должно быть Я» -- такова ос-новная максима классического психоанализа Нижников С.А. Философия: Курс лекций. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. - с. 313-314.

Заключение

Несмотря на огромные усилия, затраченные философией и другими науками, проблема человеческого сознания (индивидуального и общественного) далека от своего решения. Много неясного таят в себе механизмы, функ-ции, состояния, структура и свойства сознания, его взаимоотношения с деятельностью и лич-ностью индивида, пути его формирования и развития, связи с бытием. Важно подчеркнуть, что вопрос о взаимоотношении сознания и бытия не сводится к вопросу о первичности и вторичности, хотя и исходит из этого. Изучение отношения сознания и бытия включает исследование всех его многообразных и исто-рически меняющихся типов и форм, то есть в некотором роде это «вечный вопрос». «Веч-ный» не в смысле невозможности доказатель-ного его решения, а в том смысле, что разви-тие форм человеческой жизнедеятельности, прогресс культуры и науки постоянно услож-няют и изменяют конкретные формы отноше-ния сознания и бытия и ставят множество про-блем перед философской мыслью.

Список литературы

1. Введение в философию. Под ред. Фролова И.Т. - Республика, 2007. - 623 с.

2. Нижников С.А. Философия: Курс лекций. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 383 с.

3. Современный философский словарь / Под ред. д.ф.н., проф. В.Е. Кемерова, 2006. - 608 с.

4. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2007.-736 с.

5. Философия. Отв. редактор В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. - М.: ТОН - Остожье, 2006. - 704 с.

6. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. - М.: Культура, 2007. - 368 с.

7. Философия в вопросах и ответах/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА 2003. - 475 с.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.