Рефераты. Сознание и язык

Способность репрезентировать бытие в человеческом созна-нии по праву считается базисной функцией языка. Она реализует-ся в способностях языкового знака обозначать, замещать и обоб-щать предметный мир, его свойства и отношения. Язык репрезен-тирует мир в сознании, опираясь на его репрезентирующие способности. Репрезентация -- это родовая способность человека, его тела, психической организации отдельных органов тела, бессоз-нательной психики, сознания, а не только языка. Интегральный ха-рактер человеческой способности представления не просто указы-вает на социальную, культурно-историческую, психическую и телес-ную общность происхождения сознания и языка. Существует три основных способа репрезентации бытия в сознании: репрезентация через действия, через перцепцию и через язык. Эти три способа репрезентации обладают относительной автономией, и взаимодей-ствуют друг с другом.

Репрезентация через действие достигается за счет моторно-двигательных актов тела и его отдельных органов. Иногда этот вид репрезентации называют кинестетическим, а его эффект заключа-ется в приобретении навыков действия с чем-либо. Например, пред-ставление о завязывании узла реализуется в определенной после-довательности действий. Когда мы научились завязывать узел, то приобрели навык, закрепляя его в чувственной схеме или образе. Чувственная репрезентация знаний о том, как мы завязываем узел, «свертывается» в привычную схему и обретает «самостоятель-ность» в известных видах ощущений и восприятия. Языковая ре-презентация процедуры завязывания узла, несомненно, учитывает кинестетический, двигательный и чувственный опыт его представ-ления. Она полностью автономна и не связана с ним ни в про-странственном, ни во временном отношении. Ее словесная форма фиксирует последовательность высказываний о том, как следует завязать узел, в обобщенном, знаковом виде. С помощью словесных инструкций операцию завязывания узла мы сами можем предста-вить в чувственно-образной форме и воспроизвести ее в действиях, можем сообщить об этой операции другому, передать свой опыт завязывания узлов другому поколению. Связи кинестетической и чувственной репрезентации с ее языковыми аналогами убеждают в том, что они коренятся в коммуникативных и познавательных спо-собностях языковых знаков.

Предмет, обозначенный словом, приобретает в языке знаковый статус с присущими ему конвенциональными свойствами. Кроме того, каждое слово-знак не только обозначает, но и обобщает. Об-щие признаки предмета или знания о предмете идентифицируются только через репрезентацию их в знаках. Поэтому каждый знак-слово всегда представляет предмет в его обобщенном виде. Позна-вательная роль знака состоит в том, что он обозначает и обобщает предметы на основании сходства или различия их признаков. Зна-ние общего значения знака способствует ориентировке человека в постоянно изменяющемся мире, среди многообразия явлений, куль-тур и т.п. Произвольность отношений означающего и означаемого приобретает принципиальное значение в языковой репрезентации. Дело в том, что одна и та же предметная область может быть пред-ставлена различными языковыми знаками, различными языками, различными системами знаков. Сообщая другим людям о том, как вы представляете предмет в своем сознании, вы по необходимости выделяете те слова и предложения, которым придаете первостепен-ное значение, которые выдвигаете на передний план, и те рассуждения, которые играют второстепенную роль и «задвинуты» вами на задний план.

Языковые знаки могут обозначать не только предметы действи-тельности, но и вымышленные предметы или явления (например, знак такого вымышленного существа, как кентавр). В знаковой ре-презентации художественными средствами также допускаются во-ображаемые сюжеты и вымышленные конфигурации языка. Грани-цы, разделяющие особенности знаковой репрезентации предметов (явлений, событий) наблюдаемого и вымышленного (воображаемо-го) мира, должны строго очерчиваться. Особенно важно соблюдать правила репрезентации игровых образов в искусстве. Так, напри-мер, если актер при исполнении роли будет стремиться к предель-ной реалистичности образа, то это неминуемо повлечет за собой утрату знаковых достоинств вымышленного мира, который должен быть представлен в его игровом сознании, причем последствия по-добного смешения могут быть непредсказуемыми. Рассказывают, что актер, игравший роль Отелло в одноименной трагедии Шекспи-ра, в сцене удушения Дездемоны действовал настолько реалистич-но, что зритель, чтобы защитить жертву, выстрелил в него.

Репрезентативная функция языка очень тесно взаимодействует с его интенционалъной способностью. Свойства направленности, или интенциональности, языка выражают всеобщие и глубинные качества человеческого общения и сознания. Интенциональность языка проявляется, прежде всего, в словах-указателях (например, в указателях места вроде «там», «здесь», «сюда» и т.п., в указателях времени -- «тогда», «когда», «теперь» и т.п., в указателях причины -- «почему», «потому», «зачем» и т.п.). Перечень слов-указателей лю-бого языка очень обширен и без их использования не обходится ни один вид человеческой деятельности. В роли указателей могут вы-ступать определенные действия и жесты. Витгенштейн отмечал, что даже поднятие руки вверх означает интенциональное действие со всеми присущими ему силовым (энергетическими), познаватель-ными (информационными, обобщающими) и коммуникативными (зна-ковыми, символическими) качествами. Направляющие, или указа-тельные, функции языка заметно усиливают познавательный и ком-муникативный потенциал сознания.

В номинативной функции языка реализуется способность сло-ва называть, распознавать и сообщать сведения о предметах. Сразу оговоримся, что номинация становится возможной благодаря ре-презентативным и интенциональным ресурсам языка и сознания. Называя предмет, мы одновременно его представляем в каком-то слове или словосочетании, указываем на него или на его свойства. Значение каждого слова -- это знание, информация, обобщающая множество предметов, свойств или отношений, которое оно обозна-чает. Например, слово «дом» может обобщать любые постройки как жилища людей. Слова «я», «ты», «тот», «этот», «там», «тогда» и т.п. содержат обобщенные указания на отношение к каким-либо пред-метам (например, «этот дом», «тот человек»). Инструментально-по-знавательные возможности слова непосредственно зависят от его коммуникативных достоинств. Ведь называние предполагает не просто завершающий результат познания, но акт коммуникации, передачу сообщения. В истории человеческого общения значение слова может изменяться, слово превращается в многозначное или становится синонимом других слов.

При номинации обнаруживается действие прагматических фак-торов, задающих и конкретизирующих отношение человека к тому, что обозначается данным именем в целях повседневной жизни, по-знания и общения. Через номинацию сознательная деятельность человека приобретает общезначимый статус способов средств и форм общения. Номинативные средства языка позволяют осуще-ствить: во-первых, познавательную функцию определения поня-тийной формы сознания, во-вторых, коммуникативную функцию согласования этой понятийной формы с требованиями общения. Подобная согласительная работа предполагает речеоформление структур сознания в соответствии с фонологическими, синтакси-ческими, семантическими и прагматическими требованиями языка. Как отмечал Л.С. Выготский, мысль не просто выражается в слове, а совершается в нем. Строй номинации, или называния, всегда раз-ворачивается в речевое общение. Он согласуется с компетенцией человека, его информированностью о той предметной области, кото-рая называется данным словом.

Широта и глубина номинации являются непременными услови-ями правильности значения слов и предложений. За наименовани-ем могут скрываться состояния заблуждения сознания, неправильно-го или иллюзорного восприятия, ошибок в сознательных действиях и даже намерение сокрыть истину. Две установки влияют на номина-цию. Одна из них выражается мнением-оценкой, а другая -- мнени-ем-утверждением или предположением. Например, при номина-ции слово «считать» может выражать мнение-оценку или оценоч-ное суждение, содержащее значение истины или лжи («я считаю, что ты был не прав»). Тогда как слово «думать» или «полагать» выражает мнение-предположение и придает высказываниям, в ко-торых оно встречается, значение предположительности или правдо-подобности, например «я думаю (полагаю), что у него были причины опоздания». Отношения говорящего и слушающего определяются общим контекстом речевой ситуации общения с присущими ей про-странственными и временными ограничениями.

В реальной речи ситуация называния отличается, например, от ситуации повествования (литературного, исторического, документаль-ного и т.п.). В ней говорящий реализует три функции:

· функцию указания на то, что является референтом в речевой ситуации;

· функцию информирования, сообщая слушателю то, что должен был или желает сказать (тем самым он берет на себя ответственность за истинность сообщения);

· функцию интерпретации и оценки того, что сообщается слушателю, окрашивая речь в эмоциональные тона.

Если вы в ситуации называния, например, описываете после-довательность своих или чужих действий, то нельзя пренебрегать стоящей за ними «логикой жизни», т.е. вам надо соблюдать такую последовательность ваших поступков или поступков другого, в ко-торой бы, например, «спящий студент не оказался бы идущим по улице».

Экспрессивная функция языка в сознательной деятельности че-ловека осуществляется многими средствами. Разумеется, экспрес-сивные возможности языка используют ресурсы его репрезента-тивных, интенциональных и номинативных способностей. Ведь с помощью языковых средств мы выражаем любые наши отношения с миром, с другими людьми, с предшествующими и будущими поко-лениями. Но дело не только в том, что язык является универсаль-ным средством выражения всего, с чем сталкивается в своей жизни человек. Помимо общих назначений языка быть средством выра-жения необходимо указать на экспрессивную специфическую роль, которую он играет по отношению к структурам сознания.

Прежде всего, это касается выражения эмоционального мира со-знания, переживаний. Человек всегда находится в ситуации, когда он должен отдать предпочтение одним языковым средствам выра-жения своих мотивов по отношению к другим. Через эмоциональ-ные слова и словосочетания человек выражает свое отношение к тому, что он говорит, оценивает и переоценивает. Заметим, что сло-во, выражающее эмоцию, не совпадает по своей структуре со струк-турой эмоции. Но через него можно передать порой тончайшие нюансы эмоциональных переживаний. Язык располагает богатыми возможностями передачи настроений человека, его положительных и отрицательных оттенков. Эмоциональная речь задействует раз-нообразные языковые средства. Это могут быть оценочные или цен-ностные суждения, простые эмоциональные восклицания (напри-мер, междометия типа «о!» или «эх!»), знаки грусти, печали, удивле-ния, любопытства и т.п.

Выражая акты и состояния сознания, слово «живет» в самом языковой сознании насыщенной жизнью. Смысловой облик слов складывается, изменяется и обогащается на протяжении всей их истории и культуры употребления в различных обществах. Уча-ствуя в речеоформлении сознания, слово «тащит» за собой весь груз своих прошлых значений. В познавательных возможностях слова пересекаются, сходятся все его прошлые и настоящие свой-ства. На подобном пересечении где-то умещаются новые возмож-ности значения слова, в форме которых реализуются конкретные чувственные образы, мыслительные операции, эмоции, волеизъявле-ния, любые другие процессы, состояния или структуры сознания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Караваев Э.Ф. «Философия». М.: Юрайт-Издат, 2004.-520с.

2. Мигалатьев А.А. «Философия». - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. - 639с.

3. Фролов И.Т. «Введение в философию». М.: Республика, 2003.-653с.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.