10
Министерство общего и
профессионального образования РФ
Уральский государственный
профессионально - педагогический
университет Социальный институт
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу "Антропология"
"Социально - антропологические взгляды на феномен человека"
"Единство социального, биологического и духовного в человеке"
Исполнитель:
Шубина Ольга Владимировна
группа ЗСС - 113С
факультета Социальный работник
Преподаватель:
Доцент кафедры социальной работы
кандидат биологических наук
Шкиндер Наталья Леонидовна.
г. Екатеринбург
Цели и задачи.
Цель данной работы - понимание сущности человека в современном человекознании и развитие его в социуме.
Задачей работы является рассмотрение антропологии как науки, изучающей феномен человека; рассмотрение единства и взаимосвязи биологического, социального и духовного в человеке; антропологический взгляд на творчество человека.
Вступление
Антропология как биологическая наука о природе человека была предложена во второй половине XVII в., а первая работа с таким названием была опубликована ещё в 1596 г. протестантским гуманистом О.Гасманном.
В XIX в. во всех развитых странах основываются “Антропологические общества”, спекулирующие на находках черепов, а позднее скелетов так называемых неандертальцев, обнаруживаемых в древних геологических отложениях. Именно на основе этих геологических находок в антропологии была поставлена более широкая задача реконструкции истории человеческой природы, истории гоминидов. Так, наряду с расовыми проблемами учение о происхождении видов составило фундамент естественнонаучной антропологии. Ещё одним источником антропологии была этнология, получившая распространение во Франции и в англосаксонских странах. Первоначально она занималась праисторией, причём не столько в телесном, сколько в культурном аспекте и хотя в сильной степени страдала европоцентризмом, тем не менее способствовала накоплению важных сведений, значение которых в полной мере осваивается сегодня так называемой политической антропологией, обсуждающей среди прочего национально - этнические, культурно - исторические корни политики.
В ХХ в. в это относительно спокойное развитие естественнонаучной антропологии вторглась философия, заявившая свои права на постановку проблемы человека. Она ставит под сомнение уже добытые знания, а, главное, отрицает научно - натуралистический подход и объективистские методы исследования и спрашивает о сущности человека, об уникальности его положения в бытии.
Будучи незавершённым природой, человек осуществляется в культуре, ибо даже для самых простейших культурных актов как охота и земледелие, создание семьи и общества он не имеет готовых инстинктов. Отсюда многообразие форм хозяйства, семьи, общественных систем. Чтобы творить - необходим образ творимого, так человек вынужден спрашивать себя, что он есть. Человек это существо, которое само в себе должно найти ответ на загадку Сфинкса. Поэтому он является таким сущим, которое изменяет само себя, благодаря познанию. Именно это обстоятельство и предопределяет недостаточность чисто объективного подхода к человеку.
Что такое антропология как таковая? Как известно, название “антропология” происходит от двух греческих слов: “антропос”, что значит “человек” и “логос”, что значит “наука”. Антропология, стало быть, есть наука о человеке и занимается она всем, что имеет отношение к человеку - физиологией, традициями и обычаями, языками, искусством и религией, историей цивилизации и т.д. Следовательно, человек - исходный пункт антропологического знания.
Страницы: 1, 2, 3, 4