Рефераты. Смысл жизни человека в философии А. Шопенгауэра

Теперь, совершив небольшой исторический экскурс и набросав пути, по которым нам надо будет двигаться, приступим, наконец, к сжатому изложению основных положений философии Шопенгауэра и связанных с ней вопросов.

Что есть мир

Как и следует из названия его главной книги, Шопенгауэр разделяет весь окружающий нас мир на волю и представление. Напомню, "что есть мир" - это основной философский вопрос для Шопенгауэра. Позволю себе отступить от хода изложения, используемого философом, и попробую подойти к вопросу с другой стороны путем, который кажется мне более систематическим и доступным для моего инженерного метода познания.

Ранее я описывал, что свою философию Шопенгауэр строит на культуре Древней Индии, а также на буддизме, являющемся по сути своей пантеистической философией. В качестве первоначала Шопенгауэр указывает субстанцию, называемую им воля, так как это слово, по его мнению, наиболее верно передает сущность этой субстанции - беспрерывное стремление, хотение, воление. Если угодно, волю можно назвать законом существования мира, его основной причиной и наполнением. Мир есть воля. Основным же свойством воли Шопенгауэр признает объективацию в своих стремлениях, то есть проявление своей сущности посредством взаимодействия различных объектов (К глубочайшему моему сожалению, я вынужден использовать здесь точку зрения человека., каковым сам являюсь. Так, для меня как для человека мир есть не только воля, но и представление, и все что я познаю, я познаю лишь как свое представление. Может возникнуть естественный вопрос - если воля есть все, а выражаться она должна через что-то еще, но тогда это второе - не воля. Немного не так. Воля есть все. Подробнее это будет описано позднее, А пока что представьте, что проявление воли есть крупицы песка и капли воды. А вот идея прилива - есть воля). Воля объективируется ступенями. Именно это разделение на ступени позволяет Шопенгауэру построить свою грандиозную систему мировоззрения, вывести из нее ответы на очень многие вопросы и в конце концов придти к очень спорному заявлению о совершенстве человека, как высшей ступени объективации воли.

Самой низкой ступенью объективации Шопенгауэр называет силы природы. Те силы, которые действуют везде и всегда - магнетизм, электричество, гравитация, химические силы. Мы не можем описать ни чем вызваны эти силы, ни что является конечной целью их действия. Существование этих сил доступно нам только через их воздействие на материю. и, так как мы имеем в познании лишь результат этого воздействия, то невозможно говорить о причине появления этих сил. Я хочу подчеркнуть здесь слово "невозможно". Допустим, что идя по лесу, мы увидели сломанную ветку. Сломал ли ее ветер, неосторожный зверь или человек оставил себе заметку, чтобы не сбиться с дороги - мы узнать не можем, а видим лишь проявление какой-то другой силы. Также мы не можем познать причину тяжести, электромагнетизма, радиации - это просто выше нашей познавательной способности. Во всех науках действие подобных сил считается аксиомой и дальнейшие выводы делаются с их учетом.

При рассматривании дальнейших ступеней объективации Шопенгауэр выводит интересную закономерность: более высокая ступень объективации может существовать, только подчиняя себе более низкие ступени объективации. Так, магнетизм может подавлять силу тяжести, химические силы способны побеждать магнетизм и так далее. Химическим силам, кстати, надо отдать пальму первенства в построении системы. Здесь не место подробно описывать путь организации простейших молекул в сложные соединения и биологически активные вещества, но следует признать, что именно наличие каких-то, нашему пониманию не доступных химических законов, вызвало появление сложных органических форм, подчинивших себе более низкие степени объективации воли, но сохранивших в себе стремление как основную сущность воли. Таким химическим силам Шопенгауэр уделяет крайне мало места., и это упущение вызывает недопонимание перехода от падающих камней к растениям и животным, который читателю приходится домысливать самостоятельно. На данном этапе такой скачек простителен, но в дальнейшем упущение такого ключевого перехода привело бы к потери нити изложения и приходится быть предельно внимательным, чтобы уследить в зигзагообразных плутаниях мысли Шопенгауэра осноную идею развития его системы. Итак, при некотором переходе от растений к животным, происходит качественный переворот. Появляется восприятие. Здесь под восприятием будем понимать способность организма (пусть это будет уже организм, а не просто физическое тело, как если бы речь по-прежнему бы шла о притяжении и электричестве) изменять направление своего стремления в зависимости от внешних раздражений. Очень важно, что изменение стремления носит локальный характер и не подменяет конечную цель стремления. Удачной аналогией здесь будет следующая: когда утром я иду из дома к метро, я обхожу канавы, деревья, людей. Но конечная цель пути - метро при этом не изменяется, то есть стремление не меняет своей сущности.

Шопенгауэр вводит далее очень важный, концептуальный элемент в своей философии - мир как представление. Под представлением понимается разделение мира на объект и субъект.Такое разделение является следствием появления познания, так как каждое познание предполагает наличие познающего - субъекта и познаваемого - объекта. Описывая основные черты мира как представления, Шопенгауэр особо отмечает взаимосвязь и взаимозависимость объекта и субъекта, говоря, что их существование немыслимо друг без друга. Философ здесь прямо заявляет о нелепости вопроса первичности субъекта или объекта именно потому, что они подразумевают друг друга. Второй особенностью существования мира как представления является то, что время, пространство и материя могут существовать только как формы познания и не присущи воле и ее проявлениям как таковым до познания. Отсюда вытекает важное следствие: все вопросы с оттенком времени, пространства и причинности неприменимы к воле. Мы просто не имеем права задавать такие вопросы, так как воля не обладает перечисленными характеристиками. Это заключение уже приводит нас к ответу на основной вопрос данного реферата, но мы подождем пока.

Самым первым способом познания является рассудок - свойство мозга сопоставлять воздействующие на организм раздражения с последствиями, к которым они приводят. Рассудком обладают все животные и именно им они отличаются от растений. Познание рассудком имеет своим результатом либо действительность - познанное верно, либо призрак - то, что рассудок познал неправильно. Рассудок является коррелятом материи, то есть познает причинность в действии раздражения. Бытие материи состоит в ее действии и именно это действие познается рассудком.

Следующий скачок в ступенях объективации воля делает тогда, когда выводит на арену человека с его мощнейшим оружием - разумом. Разум - ключевой элемент познания, отличающий человека от животных. Основное свойство разума - образовывать понятия, то есть переводить познанное в абстрактное состояние, доступное для дальнейшего познания без непосредственного воздействия раздражения. Говоря по-простому, и человек и животное могут познать какое-то явление, но, в то время как животное осознает связь между причиной и действием явления лишь на рассудочном уровне, и познание это проявляется лишь в минуты непосредственного воздействия раздражения (рефлекс), то человек, в дополнение, способен анализировать причину, следствие и оперировать уже проанализированными понятиями. Так, Шопенгауэр указывает наличие у человека двух миров существования - абстрактный и реальный. Именно в наличии абстрактного мира человек коренным образом отличается от животных. Шопенгауэр заявляет, что именно из-за наличия разума человек есть высшее создание природы, так как единственный из познающих этот мир способен анализировать его.

Уясняя описанную структуру, отметим, что разум способен оперировать только познанным. И, хотя по возможностям познания стоит выше рассудка, но целиком и полностью опирается на него. Отсюда следует важное заключение - в понятиях человека нет ничего, что не познавалось бы до этого рассудком.

Для сохранения ровности изложения напомню, что и разум и рассудок есть только способы познания, которое в свою очередь есть лишь ступень объективации воли. Это ни на мгновение не следует выпускать из внимания.

Как познаваемое рассудком делится на действительность и призрак, так и познаваемое разумом делится на истину - верно познанное, и заблуждение - познанное неверно. Истина и заблуждения составляют понятия. Понятия- это особые субстанции, продукты познания разумом. Мы не можем постигнуть их сущности, а можем их только мыслить. Предметами истинного опыта служат лишь действия, основанные на понятиях - язык, наука, вообще "всякая планомерная деятельность" а не сами понятия. Это еще раз демонстрирует нам, что мы можем познать лишь результат действия воли, но не ее саму. Именно так, потому что в данном случае понятие есть ступень объективации воли, лежащая вне мира как представления.

Другим критерием разделения понятий является деление на абстрактные и конкретные. Вторые ближе к рассудку, так как имеют свое основание в реальном мире. Это такие понятия, которые мы всегда мыслим, говоря об идеях Платона - идеи лошади, стола, авторучки и так далее. Абстрактные понятия не имеют коррелятов в реальном мире, а выводятся исключительно из других понятий. Таких понятий великое множество. и только деление их на категории отняло бы значительное время. Каждый сам сможет привести примеры абстрактных понятий - мощность, доброта, страх и т. д.

Признав наличие понятий, Шопенгауэр вводит способность суждения - понимание отношений между понятиями. Кроме того, он определяет знание, как наличие во власти человеческого духа таких суждений, которые находят себе достаточную основу познания в чем либо вне себя самих. Иначе говоря, знание - есть закрепление в понятиях разума того, что познано иным путем. В качестве противоположности знания как оформившегося понятия Шопенгауэр противопоставляет чувство - нечто, данное в рассудочном познании, но не оформившееся как понятие. Именно чувствам он приписывает основную роль в формировании характера индивида. Здесь чувства не могут быть выражены словами, так как слова есть орудия понятий, а чувства гораздо шире, глубже, искренней и, как правило, истинней. Чувственный мир человека приближает его к животным в том, что касается познания реальной действительности. Но при суждении - оперировании абстрактными понятиями - человек также обращается к чувствам, и во многом благодаря им познает истину, так как чувственное познание первично по отношению к разуму. Именно поэтому Шопенгауэр посвящает несколько глав обсуждению вопроса превосходства искусств над точными науками, так как последние используют преимущественно абстрактные понятия для своего развития, в то время, как первые оперируют чувствами. Наглядность всегда имеет преимущество перед логикой. Именно это утверждение приводит Шопенгауэра к критике геометрии. Он утверждает, что человеку для познания свойств геометрических фигур гораздо проще взглянуть на нее, чем строить у себя в уме сложные умозаключения.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.