Рефераты. Рудольф Штейнер "Истина и наука"

И мы думаем, что мы действительно показали, что все споры мировоззрений происходят от того, что люди стремятся приобре-сти знание об объективном (вещь, "я", дознание и т. д.) без предварительного точного знания о том, что единственно может дать разъяснение о всяком другом знании: о природе самого знания.

8 Практическое заключение

Положение пашей познающей личности по отношению к объективно-му существу мира - вот что мы стремились выяснить посредством предыдущих соображений. Что означает для нас обладание позна-нием и наукою? Вот тот вопрос, ответа па который мы искали.

Мы видели, что в нашем знании изживает себя самое внутреннее ядро мира. Закономерная гармония, которою управляется вселенная, выявляется в человеческом познании.

Поэтому призванием человека является водворение основных мировых законов, которые вообще управляют всяким существованием, но никогда бы сами не достигли существования, в область являющей-ся действительности. В том и заключается сущность знания, что в нем проявляется никогда не находимое в объективной реальности основание мира. Паше познание, выражаясь образно есть постоян-ное вживание в основание мира.

Такое убеждение должно также бросать свет на паше практическое жизнеописание.

Наш образ жизни по всему своему характеру обусловлен нашими нравственными идеалами. Это идеи, которые мы имеем в жизни о наших задачах, или, другими словами, которые мы создаем о том, что мы должны совершать через нашу деятельность.

Наша деятельность есть часть общего мирового процесса. Тем самым она также подчинена общей закономерности этого процесса. Когда где-нибудь во вселенной возникает процесс, то в нем нужно различать двоякое: внешнее течение его в пространстве и времени и внутреннюю закономерность этого течения.

Познание этой закономерности для человеческой деятельности есть только особый случай познания. Выведенные нами воззрения о природе познания должны быть, таким образом, применимы и здесь. Итак, познать себя как действующую личность - значит, обладать для своей деятельности соответствующими законами, то есть нрав-ственными понятиями и идеалами как знанием. Когда мы познали эту закономерность, тогда и наша деятельность становится нашим делом. Закономерность тогда не дана нам как нечто, что лежит вне объекта, над чем совершается процесс, но как содержание самого за-нятого живым деланием объекта. Объект в данном случае есть наше собственное "я". Если это последнее действительно проникло свою деятельность, согласно ее сущности, познанием, тогда оно в то же время чувствует себя и ее властелином. До тех пор, пока этого не - происходит, законы деятельности представляются нам как нечто чу-ждое; они владеют нами; то, что мы совершаем, мы совершаем под принуждением, которое они на нас оказывают. Когда они превраще-ны из такого чуждого существа в изначально собственное делание нашего "я", тогда это принуждение прекращается. Принуждающее стало нашей собственной сущностью. Закономерность властвует уже более не над нами, но в нас, над исходящей из нашего "я" деятельно-стью. Осуществление какой-нибудь деятельности при помощи стоя-щей вне осуществителя закономерности есть акт несвободы, а то же осуществление через самого осуществителя - акт свободы. Позна-вать законы своей деятельности, значит, сознавать свою свободу. Процесс познания, согласно нашим рассуждениям, есть процесс раз-вития к свободе.

Не вся человеческая деятельность носит этот характер: Во мно-гих случаях мы обладаем законами нашей деятельности не как зна-нием. Это есть несвободная часть нашей деятельности. Как противоположность ей стоит та часть, где мы вполне сживаемся с этими законами. Это - свободная область. Лишь поскольку наша жизнь принадлежит ей, можно называть ее нравственной. Превращение первой области в таковую же с характером второй есть задача вся-кого индивидуального развития, как и всего человечества.

Самая важная проблема всякого человеческого мышления следу-ющая: понять человека как основанную на себе самой свободную личность.

Приложение 1

РУДОЛЬФ ШТЕЙНЕР

(биографические данные)

1861

25 февраля Рудольф Штейнер родился в Кральевиче, Австро-Венгрия (ныне - Югославия), в семье желез-нодорожного служащего. Его родители происхождени-ем из Нижней Австрии. Детство и юношество Рудольфа Штейнера прошли в различных местах Австрии.

1872

Учеба в реальном училище в Винер-Нойштадте до вы-пускного экзамена в 1879 г.

1879

Поступление в Венский Политехнический институт (изучение математики, естественных наук, а также ли-тературы, истории, философии). Работа над трудами Гете.

1882

Начало писательской деятельности.

1882-1897

Издание естественнонаучных трудов Гете (5 томов) в серии "Немецкая национальная литература" (издатель Крюшнер).

1884-1890

Работает как частный учитель в Вене.

1886

Работает в числе сотрудников большого собрания со-чинений Гете ("Издание Софии"). Опубликован Очерк теории познания, основанной на мировоззрении Гете.

1888

Издает "Немецкий еженедельник" в Вене. Делает до-клад в Венском Обществе Гете: "Гете как родоначаль-ник новой эстетики".

1890-1897

Веймар. Сотрудник Архива Гете и Шиллера.

1891

Защита докторской диссертации по философии в уни-верситете в Ростоке (в 1892 г. диссертация опубликована в расширенном варианте под названием Истина и наука).

1894

Философия свободы.

1895

Фридрих Ницше, борец против своего времени.

1897

Мировоззрение Гете. Переезд в Берлин. Издание "Литературного журнала" и "Драматического листка". Участие в работе различных творческих и литератур-ных обществ.

1899-1904

Преподавательская работа в Берлинской рабочей школе В. Либкнехта.

1900-191

Миро - и жизневоззрения XIX столетия (в 1914 г. эта книга издана в расширенном виде как Загадки философии). Начало антропософской лекционной деятельно-сти по приглашению Теософского Общества в Берлине. Мистика на заре духовной жизни Нового времени.

1902-1912

Развитие антропософии. Постоянные лекции в Берлине и в разных городах Европы. Мария фон Сиверс (с 1914 - Мария Штейнер) становится постоянным со-трудником Рудольфа Штейнера.

1902

Христианство как мистический факт и мистерии древности.

1904-1905

Теософия. Как достигнуть познания высших миров? Из летописи мира, Ступени высшего познания.

1910

Очерк тайноведения.

1910-1913

В Мюнхене - постановка четырех драм-мистерий.

1911

Духовное водительство человека и человечества.

1912

Антропософский календарь души: недельные изречения, Путь самопознания человека.

1913

Отделение от Теософского Общества и основание Ан-тропософского Общества. Порог духовного мира.

1913-1923

Строительство здания первого Гетеанума в Дорнахе (Швейцария).

1914-1923

Работа в Дорнахе и Берлине. Курсы в разных городах Европы по искусству, педагогике, естествознанию, соци-альным вопросам, медицине, теологии. В 1912 г. создано новое искусство движения - эвритмия.

1914

Загадки философии.

1916-1918

О загадке человека, О загадках души, Духовный облик Гете

1919

Разработка идей о трехчленности социального орга-низма. Основные черты социального вопроса. Осенью в Штуттгарте основана Свободная вальдорфская школа, которой Р. Штейнер руководил до своих последних дней.

1920

Начало первых курсов Антропософской Высшей школы в еще недостроенном Гетеануме.

1921

Основание еженедельника "Das Goetheanum".

1922

Космология, религия и философия. В Новогоднюю ночь 1922/23 гг. деревянное здание первого Гетеанума полностью сгорело при пожаре.

1923

Непрерывная лекционная деятельность, в разъездах. На Рождество 1923 г. - новооснование Всеобщего Антро-пософского Общества под руководством Р. Штейнера.

1923-1925

В еженедельных выпусках начата публикация неоконченной автобиографии Мой жизненный путь, а также Антропософских ведущих положений. В соавторстве с Итой Вегман: Основы для расширения искусства вра-чевания.

1924

Пик лекционной деятельности. Многочисленные докла-ды по различным направлениям. 28 сентября - послед-нее обращение к аудитории членов Антропософского Общества. Начало заболевания.

1925

30 марта Рудольф Штейнер скончался в Дорнахе.

Приложение 2

ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ

РУДОЛЬФА ШТЕЙНЕРА

Полное собрание сочинений Р. Штейнера издается с 1956г. па немецком языке в Дорнахе (Швейцария). Издание осуществляет "Управление насле-дием Рудольфа Штейнера" ("Rudolf Steiner - Nachlassverwaltung"). Всего запланировано 354 тома, более 300 томов уже издано.

Около 50 томов составляют написанные Р. Штейнером труды. Около 300 томов - стенограммы прочитанных лекций. Р. Штейнер прочитал около у, шести тысяч лекций, большая часть которых была стенографирована.

Приводимый далее библиографический обзор соответствует каталогу "Rudolf Steiner - Das literarische und kьnstlerische Werk. Eine bibliographische Ubersicht", Rudolf Steiner Verlag, Dornach/Schweiz, 1984. В скобках кур-сивом приводятся номера томов, как они даны в этом издании. Такая ну-мерация является настоящее время общепринятой. В разделе Книги для каждой работы указан год ее первой публикации.

А. ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

I. Книги

Естественнонаучные труды Гете с введениями и комментариями Рудольфа Штейнера, 5 томов, 1883/97, новое издание 1975, (1a-e); отдельное издание Введений, 1925 (1)

Очерк теории познания, основанной на мировоззрении Гете, 1886 (2)

Истина и наука, 1892 (3)

Философия свободы, 1894 (4)

Фридрих Ницше, борец против своего времени, 1895 (5)

Мировоззрение Гете, 1897 (6)

Мистика на заре духовной жизни нового времени и ее отношение современным мировоззрениям, 1901 (7)

Христианство как мистический факт и мистерии древности, 1902 (8)

Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение чело-века, 1904 (9) (На русском языке эта книга выходила также под названием "Духоведение")

Как достигнуть познания высших миров? 1904/05 (10)

Из летописи мира, 1904/08 (11)

Ступени высшего познания, 1905/08 (12)

Очерк Тайноведения, 1910 (13)

Четыре Драмы-Мистерии, 1910/13 (l4)

Духовное водительство человека и человечества, 1911 (15)

Антропософский календарь души, 1912 (40)

Путь к самопознанию человека, 1912 (16)

Порог духовного мира, 1913 (17)

Загадки философии, 1914 (18)

О загадке человека, 1916 (20)

О загадках души, 1917 (21)

Духовный облик Гете в его "Фаусте" и "Сказке о Змее и Лилии", 1918 (22)

Основные черты социального вопроса, 1919 (23)

Статьи о трехчленности социального организма, 1915-1921 (21)

Космология, религия и философия, 1922 (25)

Антропософские руководящие положения, 1924/25 (26)

Основы для расширения искусства врачевания (совместно с Итой Вегман), 1925 (27)

Мой жизненный путь, 1923/25 (28)

II. Собрание статей

Статьи по драматургии 1889-1901 (29)

Методические основы Антропософии 1884-1901 (30)

Статьи по истории культуры и современности 1887-1901 (31)

Статьи по литературе 1886-1902 (32)

Биографии и биографические очерки 1894-1905 (S3)

Статьи в журнале "Lucifer-Gnosis" 1903-1908 (34)

Статьи по философии и антропософии 1904-1918 (35)

Статьи в журнале "Das Goetheanum" 1921-1925 (36)

III. Публикации из наследия

Письма -- Изречения -- Наброски сценических работ -- Записные книжки, и др. (38-47)

B. ЛЕКЦИИ

I. Открытые лекции

Берлинские лекции 1903/04-1917/18 (51-67)

Открытые лекции, циклы и курсы в разных городах Европы 1906-1924 (68-84)

II. Лекции для членов Антропософского Общества

Лекции и циклы лекций обще антропософского содержания - Христология и рассмотрение Евангелий - Духовно-научное познание человека - Космическая и человеческая история - Духовные основы социального во-проса - Человек в своей связи с космосом - Кармические рассмотрения. (91-244)

Труды и лекции к истории антропософского движения и Антропософского Общества (251-263)

III. Лекции и курсы по отдельным областям

Лекции по искусству: Эстетика - Эвритмия - Рецитация (Sprachgestaltung) и драматическое искусство - Архитектура - Изобразительное искусство - Музыка - История искусств (271-292)

Лекции по педагогике (293-311)

Лекции по медицине (312-319)

Лекции по естествознанию (320-327)

Лекции, посвященные общественной жизни и трехчленности социального организма (328-341)

Лекции для рабочих, работавших на строительстве здания Гетеанума (347-354)

С. РЕПРОДУКЦИИ И ПУБЛИКАЦИИ

ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ

Эскизы для живописных, пластических, архитектурных работ в первом Гетеануме -Учебные эскизы для художников - Эскизы оформления эвритмических постановок - Эвритмические формы - Наброски для эвритмических фигур и др.

  • СОДЕРЖАНИЕ
      • Предисловие 6
    • Введение 8
      • 1 Предварительные замечания 8
  • 2 Основной теоретико-познавательный вопрос Канта 9
  • 3 Теория познания после Канта 12

4 Исходные точки теории познания 16

  • 5 Познание и действительность 20
    • 6 Свободная от предпосылок теория познания и наукоучение Фихте 23
      • 7 Теорико-познавательное заключение 29
    • 8 Практическое заключеине 30
    • Приложение 1
    • РУДОЛЬФ ШТЕЙНЕР (биографические данные) 31
  • Приложение 2
  • ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ РУДОЛЬФА ШТЕЙНЕРА 33
Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.