И мы думаем, что мы действительно показали, что все споры мировоззрений происходят от того, что люди стремятся приобре-сти знание об объективном (вещь, "я", дознание и т. д.) без предварительного точного знания о том, что единственно может дать разъяснение о всяком другом знании: о природе самого знания.
8 Практическое заключение
Положение пашей познающей личности по отношению к объективно-му существу мира - вот что мы стремились выяснить посредством предыдущих соображений. Что означает для нас обладание позна-нием и наукою? Вот тот вопрос, ответа па который мы искали.
Мы видели, что в нашем знании изживает себя самое внутреннее ядро мира. Закономерная гармония, которою управляется вселенная, выявляется в человеческом познании.
Поэтому призванием человека является водворение основных мировых законов, которые вообще управляют всяким существованием, но никогда бы сами не достигли существования, в область являющей-ся действительности. В том и заключается сущность знания, что в нем проявляется никогда не находимое в объективной реальности основание мира. Паше познание, выражаясь образно есть постоян-ное вживание в основание мира.
Такое убеждение должно также бросать свет на паше практическое жизнеописание.
Наш образ жизни по всему своему характеру обусловлен нашими нравственными идеалами. Это идеи, которые мы имеем в жизни о наших задачах, или, другими словами, которые мы создаем о том, что мы должны совершать через нашу деятельность.
Наша деятельность есть часть общего мирового процесса. Тем самым она также подчинена общей закономерности этого процесса. Когда где-нибудь во вселенной возникает процесс, то в нем нужно различать двоякое: внешнее течение его в пространстве и времени и внутреннюю закономерность этого течения.
Познание этой закономерности для человеческой деятельности есть только особый случай познания. Выведенные нами воззрения о природе познания должны быть, таким образом, применимы и здесь. Итак, познать себя как действующую личность - значит, обладать для своей деятельности соответствующими законами, то есть нрав-ственными понятиями и идеалами как знанием. Когда мы познали эту закономерность, тогда и наша деятельность становится нашим делом. Закономерность тогда не дана нам как нечто, что лежит вне объекта, над чем совершается процесс, но как содержание самого за-нятого живым деланием объекта. Объект в данном случае есть наше собственное "я". Если это последнее действительно проникло свою деятельность, согласно ее сущности, познанием, тогда оно в то же время чувствует себя и ее властелином. До тех пор, пока этого не - происходит, законы деятельности представляются нам как нечто чу-ждое; они владеют нами; то, что мы совершаем, мы совершаем под принуждением, которое они на нас оказывают. Когда они превраще-ны из такого чуждого существа в изначально собственное делание нашего "я", тогда это принуждение прекращается. Принуждающее стало нашей собственной сущностью. Закономерность властвует уже более не над нами, но в нас, над исходящей из нашего "я" деятельно-стью. Осуществление какой-нибудь деятельности при помощи стоя-щей вне осуществителя закономерности есть акт несвободы, а то же осуществление через самого осуществителя - акт свободы. Позна-вать законы своей деятельности, значит, сознавать свою свободу. Процесс познания, согласно нашим рассуждениям, есть процесс раз-вития к свободе.
Не вся человеческая деятельность носит этот характер: Во мно-гих случаях мы обладаем законами нашей деятельности не как зна-нием. Это есть несвободная часть нашей деятельности. Как противоположность ей стоит та часть, где мы вполне сживаемся с этими законами. Это - свободная область. Лишь поскольку наша жизнь принадлежит ей, можно называть ее нравственной. Превращение первой области в таковую же с характером второй есть задача вся-кого индивидуального развития, как и всего человечества.
Самая важная проблема всякого человеческого мышления следу-ющая: понять человека как основанную на себе самой свободную личность.
Приложение 1
РУДОЛЬФ ШТЕЙНЕР
(биографические данные)
1861
25 февраля Рудольф Штейнер родился в Кральевиче, Австро-Венгрия (ныне - Югославия), в семье желез-нодорожного служащего. Его родители происхождени-ем из Нижней Австрии. Детство и юношество Рудольфа Штейнера прошли в различных местах Австрии.
1872
Учеба в реальном училище в Винер-Нойштадте до вы-пускного экзамена в 1879 г.
1879
Поступление в Венский Политехнический институт (изучение математики, естественных наук, а также ли-тературы, истории, философии). Работа над трудами Гете.
1882
Начало писательской деятельности.
1882-1897
Издание естественнонаучных трудов Гете (5 томов) в серии "Немецкая национальная литература" (издатель Крюшнер).
1884-1890
Работает как частный учитель в Вене.
1886
Работает в числе сотрудников большого собрания со-чинений Гете ("Издание Софии"). Опубликован Очерк теории познания, основанной на мировоззрении Гете.
1888
Издает "Немецкий еженедельник" в Вене. Делает до-клад в Венском Обществе Гете: "Гете как родоначаль-ник новой эстетики".
1890-1897
Веймар. Сотрудник Архива Гете и Шиллера.
1891
Защита докторской диссертации по философии в уни-верситете в Ростоке (в 1892 г. диссертация опубликована в расширенном варианте под названием Истина и наука).
1894
Философия свободы.
1895
Фридрих Ницше, борец против своего времени.
1897
Мировоззрение Гете. Переезд в Берлин. Издание "Литературного журнала" и "Драматического листка". Участие в работе различных творческих и литератур-ных обществ.
1899-1904
Преподавательская работа в Берлинской рабочей школе В. Либкнехта.
1900-191
Миро - и жизневоззрения XIX столетия (в 1914 г. эта книга издана в расширенном виде как Загадки философии). Начало антропософской лекционной деятельно-сти по приглашению Теософского Общества в Берлине. Мистика на заре духовной жизни Нового времени.
1902-1912
Развитие антропософии. Постоянные лекции в Берлине и в разных городах Европы. Мария фон Сиверс (с 1914 - Мария Штейнер) становится постоянным со-трудником Рудольфа Штейнера.
1902
Христианство как мистический факт и мистерии древности.
1904-1905
Теософия. Как достигнуть познания высших миров? Из летописи мира, Ступени высшего познания.
1910
Очерк тайноведения.
1910-1913
В Мюнхене - постановка четырех драм-мистерий.
1911
Духовное водительство человека и человечества.
1912
Антропософский календарь души: недельные изречения, Путь самопознания человека.
1913
Отделение от Теософского Общества и основание Ан-тропософского Общества. Порог духовного мира.
1913-1923
Строительство здания первого Гетеанума в Дорнахе (Швейцария).
1914-1923
Работа в Дорнахе и Берлине. Курсы в разных городах Европы по искусству, педагогике, естествознанию, соци-альным вопросам, медицине, теологии. В 1912 г. создано новое искусство движения - эвритмия.
1914
Загадки философии.
1916-1918
О загадке человека, О загадках души, Духовный облик Гете
1919
Разработка идей о трехчленности социального орга-низма. Основные черты социального вопроса. Осенью в Штуттгарте основана Свободная вальдорфская школа, которой Р. Штейнер руководил до своих последних дней.
1920
Начало первых курсов Антропософской Высшей школы в еще недостроенном Гетеануме.
1921
Основание еженедельника "Das Goetheanum".
1922
Космология, религия и философия. В Новогоднюю ночь 1922/23 гг. деревянное здание первого Гетеанума полностью сгорело при пожаре.
1923
Непрерывная лекционная деятельность, в разъездах. На Рождество 1923 г. - новооснование Всеобщего Антро-пософского Общества под руководством Р. Штейнера.
1923-1925
В еженедельных выпусках начата публикация неоконченной автобиографии Мой жизненный путь, а также Антропософских ведущих положений. В соавторстве с Итой Вегман: Основы для расширения искусства вра-чевания.
1924
Пик лекционной деятельности. Многочисленные докла-ды по различным направлениям. 28 сентября - послед-нее обращение к аудитории членов Антропософского Общества. Начало заболевания.
1925
30 марта Рудольф Штейнер скончался в Дорнахе.
Приложение 2
ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ
А. ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
I. Книги
Естественнонаучные труды Гете с введениями и комментариями Рудольфа Штейнера, 5 томов, 1883/97, новое издание 1975, (1a-e); отдельное издание Введений, 1925 (1)
Очерк теории познания, основанной на мировоззрении Гете, 1886 (2)
Истина и наука, 1892 (3)
Философия свободы, 1894 (4)
Фридрих Ницше, борец против своего времени, 1895 (5)
Мировоззрение Гете, 1897 (6)
Мистика на заре духовной жизни нового времени и ее отношение современным мировоззрениям, 1901 (7)
Христианство как мистический факт и мистерии древности, 1902 (8)
Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение чело-века, 1904 (9) (На русском языке эта книга выходила также под названием "Духоведение")
Как достигнуть познания высших миров? 1904/05 (10)
Из летописи мира, 1904/08 (11)
Ступени высшего познания, 1905/08 (12)
Очерк Тайноведения, 1910 (13)
Четыре Драмы-Мистерии, 1910/13 (l4)
Духовное водительство человека и человечества, 1911 (15)
Антропософский календарь души, 1912 (40)
Путь к самопознанию человека, 1912 (16)
Порог духовного мира, 1913 (17)
Загадки философии, 1914 (18)
О загадке человека, 1916 (20)
О загадках души, 1917 (21)
Духовный облик Гете в его "Фаусте" и "Сказке о Змее и Лилии", 1918 (22)
Основные черты социального вопроса, 1919 (23)
Статьи о трехчленности социального организма, 1915-1921 (21)
Космология, религия и философия, 1922 (25)
Антропософские руководящие положения, 1924/25 (26)
Основы для расширения искусства врачевания (совместно с Итой Вегман), 1925 (27)
Мой жизненный путь, 1923/25 (28)
II. Собрание статей
Статьи по драматургии 1889-1901 (29)
Методические основы Антропософии 1884-1901 (30)
Статьи по истории культуры и современности 1887-1901 (31)
Статьи по литературе 1886-1902 (32)
Биографии и биографические очерки 1894-1905 (S3)
Статьи в журнале "Lucifer-Gnosis" 1903-1908 (34)
Статьи по философии и антропософии 1904-1918 (35)
Статьи в журнале "Das Goetheanum" 1921-1925 (36)
III. Публикации из наследия
Письма -- Изречения -- Наброски сценических работ -- Записные книжки, и др. (38-47)
B. ЛЕКЦИИ
I. Открытые лекции
Берлинские лекции 1903/04-1917/18 (51-67)
Открытые лекции, циклы и курсы в разных городах Европы 1906-1924 (68-84)
II. Лекции для членов Антропософского Общества
Лекции и циклы лекций обще антропософского содержания - Христология и рассмотрение Евангелий - Духовно-научное познание человека - Космическая и человеческая история - Духовные основы социального во-проса - Человек в своей связи с космосом - Кармические рассмотрения. (91-244)
Труды и лекции к истории антропософского движения и Антропософского Общества (251-263)
III. Лекции и курсы по отдельным областям
Лекции по искусству: Эстетика - Эвритмия - Рецитация (Sprachgestaltung) и драматическое искусство - Архитектура - Изобразительное искусство - Музыка - История искусств (271-292)
Лекции по педагогике (293-311)
Лекции по медицине (312-319)
Лекции по естествознанию (320-327)
Лекции, посвященные общественной жизни и трехчленности социального организма (328-341)
Лекции для рабочих, работавших на строительстве здания Гетеанума (347-354)
4 Исходные точки теории познания 16
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8