Рефераты. Расцвет древнегреческой риторики: Демосфен и Исократ

Расцвет древнегреческой риторики: Демосфен и Исократ

8

Таврический Национальный Университет

им. В. И. Вернадского

Кафедра греческой филологии

Тема IV, 7

«РАСЦВЕТ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ РИТОРИКИ: ДЕМОСФЕН И СОКРАТ »

Самостоятельная работа

По истории зарубежной (античной) литературы

студентки группы 18а

факультета иностранных языков

Кузнецовой Анастасии

Симферополь - 2003г.

ПЛАН

1. Эллада - родина красноречия.

2. Причины зарождения красноречия в Древней Греции.

3. Горгий - крупнейший теоретик и учитель красноречия.

а) нововведения Горгия

4. Кто такие софисты и как они понимали роль слова.

5. Жанры красноречия

а) совещательные речи

б) судебные речи

в) эпидиктические (торжественные) речи

6. Лисий - выдающийся оратор в области судебного красноречия.

а) характерные черты стиля Лисия

7. Исократ - учитель, оратор, теоретик, писатель.

а) биография

б) политические воззрения

в) речь «Панегирик»

г) ораторские приемы и особенности стиля

д) литературное наследие

8. Демосфен - мастер политического красноречия.

а) биография

б) Демосфен и политика

в) речи «О венке», «О предательском посольстве»

г) стилистика политических и судебных речей

д) особенности красноречия Демосфена

9. Риторика - великое достижение древней эллинской культуры

Родиной красноречия считается Эллада, хотя ораторское искусство в древнейшие времена знали и в Египте, и в Ассирии, и в Индии. Но нигде, как известно - ни в древнем, ни даже в новом мире - красноречие не пользовалось такой популярностью и таким влиянием, как в античной Греции, а особенно в Афинах. Именно в античной Греции оно стремительно развивается, и впервые здесь появляются систематические работы по его теории.

В V в. до н. э. в Элладе были распространены города-государства, в которых развивалась рабовладельческая демократия. В них создалась особая атмосфера для расцвета красноречия. Верховным органом в таком городе было Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно. Чтобы привлечь на свою сторону народ (демос), надо было представить свои идеи наиболее привлекательным способом.

Публично решались не только политические вопросы, но и совершался суд. При этом прокуроров не существовало, и обвинителем мог выступать любой человек. Обвиняемый защищался сам, убеждая судей в своей невиновности. При таких условиях в более выгодном положении оказываются те, кто, обладая даром слова, умел расположить к себе слушателей.

Итак, общественная жизнь Древней Греции была такова, что политику приходилось выступать в собрании совета и на народных собраниях, полководцу - перед войском, частному лицу - перед судом, а также на празднествах, дружеских встречах, поминках, которые бывали достаточно многолюдными. В этих условиях красноречие становится необходимым каждому человеку. « Тем могуществом, которым обладает на войне железо, в политической жизни обладает слово » - решился утверждать Деметрий Фалерский. [ 1, С. 6 ] .

Именно практическими потребностями греческого общества была рождена теория красноречия, и обучение риторике стало высшей ступенью античного образования. В период расцвета Афин ( V - IV вв. до н. э. ) красноречие достигло полного своего расцвета и стало выдающейся силой в общественной и политической жизни греческих государств.

Древнегреческие риторы (Горгий, Исократ, Фрасимах, Аристотель) создают довольно стройную и последовательную структуру обучения ораторскому искусству. Задачам этого обучения отвечали создаваемые учебники и наставления. Они стали появляться с V в. до н. э., но до нас почти не дошли.

Крупнейшим теоретиком и учителем красноречия в V веке до н. э. был Горгий из сицилийского города Леонтины. В 427 году до н. э. он прибыл в Афины, и его искусные речи привлекли всеобщее внимание. Позднее он объездил всю Грецию. На собрании греков в Олимпии он обратился к собравшимся с призывом к единодушию в борьбе против варваров. Олимпийская речь Горгия надолго прославила его имя. Ему была поставлена статуя в Олимпии.

Традиция сохранила немногое из творческого наследия Горгия. Сохранился, например, следующий совет оратору: «Серьезные доводы противника опровергай шуткой, шутки - серьезностью.».Целиком сохранились лишь две речи, приписываемые Горгию - «Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда», написанные на сюжеты мифов о Троянской войне. Ораторское искусство Горгия заключало в себе много нововведений: симметрично построенные фразы, предложения с одинаковыми окончаниями, метафоры и сравнения; ритмическое членение речи и даже рифма приближали его к поэзии. Некоторые из этих приемов надолго сохранили название «горгианские фигуры».

Горгий был одним из первых ораторов нового типа - не только практиком, но и теоретиком красноречия, за плату обучавшим юношей из богатых семей говорить и логически мыслить. Такие учителя назывались с о ф и с т а м и (от греч. sophistes - искусник, мудрец). Софисты принадлежали к сложившейся в Афинах во второй половине V в. до н. э. школе философов - просветителей, создавших невиданный культ слова. Они мастерски владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию.

Софисты постоянно подчеркивали силу слова. Так Горгий в речи «Похвала Елене» пишет: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить» [ 4, С.6 ].. Но чтобы слово приобрело власть над людьми, над ним нужно постоянно работать. Софисты сделали слово объектом специального исследования. Особенно много они занимались происхождением значения слова (этимологией), а также синонимикой.

Популярность учителей-софистов была необычайно велика. Они ездили по всей Греции, выступая перед аудиторией и помогая желающим овладеть красноречием. Как правило, софисты, были людьми почитаемыми и богатыми. Многие из них выполняли дипломатические поручения, например Гиппий и Горгий. Известно, что Продик занимался государственной деятельностью, Протагор составлял законы.

Софисты уделяли большое внимание не только практике, но и теории красноречия. Именно они заложили о с н о в ы р и т о р и к и как науки об ораторском искусстве. По мнению софистов, ц е л ь о р а т о р а н е р а с к р ы т и е и с т и н ы, а у б е д и т е л ь н о с т ь. А убеждать, как считал, например, Горгий, может только искусно составленная речь; при этом не важно, соответствует она истине или нет. Задача софистов - научить «делать слабое мнение сильным». Произносящий речь силою своего слова должен заставить «малое казаться большим, а большое - малым, новое представить древним, а древнее - новым», он может сделать людей «своими рабами по доброй воле, а не по принуждению». Софисты умели насмешкой уничтожить довод противника, а на его насмешки отвечать с достоинством. Истинный оратор, по мнению Горгия, должен уметь одну и ту же вещь и восхвалять и порицать. Итак, во времена софистов риторика была «ц а р и ц е й в с е х н а у к». [ 4, С.7 ] .

В IV веке до н. э. Аристотель уже пытается обобщить теоретические достижения риторики с философской точки зрения. Он делит все речи на три вида: совещательные, судебные и эпидиктические (торжественные). Дело совещательных речей - склонять или отклонять, судебных - обвинять или оправдывать, эпидиктических - хвалить или порицать. Здесь же определяется тематика совещательных речей - это финансы, война и мир, защита страны, ввоз и вывоз продуктов, законодательство.

В Афинах во времена софистов процветали все жанры красноречия.

Особенно распространенным жанром в древности были судебные речи. В жизни древнего грека суд занимал очень большое место. Нормальное число судей в Афинах было 500, а всего суд присяжных, гелиэя, насчитывал 6000 человек! Перед столь громадной с нашей точки зрения судейской коллегией довести до каждого суть логических доводов было делом почти безнадежным: гораздо выгоднее было любым способом подействовать на чувства. К тому же не все обладали даром слова, чтобы расположить к себе слушателей. Поэтому прибегали к услугам лиц опытных, а главное, обладавших ораторским талантом. Эти люди, ознакомившись с существом дела, составляли за плату выступления своих клиентов, которые те заучивали наизусть и произносили на суде. Таких сочинителей речей называли логографами. Бывали случаи, когда логограф составлял одновременно речь и для истца и для ответчика - то есть в одной речи опровергал то, что утверждал в другой. Плутарх сообщает, что однажды так поступил даже Демосфен.

Самым выдающимся афинским оратором классической эпохи в области судебного красноречия был, несомненно, Лисий (ок. 445 - 380 гг. до н. э.). Всего ему приписывалось в древности до 400 речей, но до нас дошло только 34, причем не все из них подлинные. Подавляющее большинство сохранившихся относится к жанру судебных, но в сборнике мы находим и политические, и даже торжественные речи.

Характерные черты стиля Лисия четко отмечаются древними критиками. Изложение его просто, логично и выразительно, фразы кратки и построены симметрично, ораторские приемы изысканы и изящны. Лисий заложил основу жанра судебной речи, создав своеобразный эталон стиля, композиции и самой аргументации - последующие поколения ораторов во многом ему следовали.

Что в жанре судебного красноречия сделал Лисий, то в жанре торжественного красноречия сделал Исократ (ок. 436 - 338 гг. до н. э. ). Происходил Исократ из зажиточной прежде, но разорившейся афинской семьи. Он был сыном богатого фабриканта флейт Феодора. После разорения своего отца, он уехал в Фессалию и там изучал ораторское искусство у знаменитого софиста - ритора Горгия. Вернувшись в Афины, он был вынужден избрать профессию логографа. Писал судебные речи, которые сам считал не заслуживающими внимания. Судебные речи Исократа напоминают речи Лисия своим чистым аттическим языком и богатством ораторской техники. Впоследствии Исократ открыл ораторскую школу с высокой платой за обучение, из которой вышли многие политики, ораторы и писатели. Школа Исократа была одновременно чем-то вроде политического кружка с идеями и настроениями, враждебными афинской демократии (чему немало способствовал аристократический состав учащихся). В речи «Против софистов» Исократ передает программу своей деятельности. Он доказывает, что нельзя смешивать истинную философию, которую он отождествляет с риторикой, с ухищрениями софистов, считавших ловкость в речах единственным предметом, достойным изучения.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.