Рефераты. Проблема бытия в философии

Любая система есть нечто целое, представляющее собой единство частей. Категории целого и части относительны. Например, атом представляет собой нечто целое и вместе с тем часть другого целого - молекулы. Молекула, в свою очередь, есть часть некоторого большего целого - к примеру, организма животного, который есть часть еще большего целого - планеты Земля, и т.д. Так, можно представить себе все тела в природе частями одного целого, одной системы - Вселенной.

По характеру связей различные системы делятся на три основных типа:

неорганизованная (суммативная) целостность, т.е. простое скопление предметов, механическое соединение чего-либо разнородного (например, горная порода из гальки, песка, стадо животных). Связь частей такой системы носит механический характер;

организованная целостность, обладающая разным уровнем упорядоченности (например, атом, молекула, кристалл). Части такой системы находятся в относительно устойчивой взаимосвязи;

органическая целостность - это организованная система, способная к саморазвитию и самовоспроизведению частей (например, организм, биологический вид, общество). Части органического целого вне своей системы не только теряют ряд своих значимых свойств, но и вообще могут перестать существовать.

Никакая область знания не может обойтись без категорий части и целого. Исследуя какое-либо целое, мы путем анализа выделяем в нем соответствующие части и выясняем характер связей между ними.

Во Вселенной нет ничего окончательно завершенного. Все находится в пути к иному. Развитие - это определенное направленное, необратимое изменение объекта: или просто от старого к новому, или от простого к сложному, от низшего уровня ко все более высокому.

Развитие необратимо: через одно и то же состояние все проходит лишь однажды. Например, движение организма невозможно от старости к молодости, от смерти к рождению. Развитие двойственно: в нем уничтожается старое и на его месте возникает новое. Между старым и новым есть и сходство (иначе мы имели бы лишь множество не связанных между собой состояний), и различие (без перехода к чему-то другому нет развития), и сосуществование, и борьба, и взаимоотрицание, и взаимопереход.

Наряду с процессами восходящего развития существует и деградация, распад систем - переход от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному, понижение уровня организации системы, например деградация биологических видов, вымирающих в силу невозможности приспособиться к новым условиям. Регресс - противоречивый процесс: целое разлагается, а отдельные элементы могут прогрессировать. Или система в целом может прогрессировать, а некоторые ее элементы деградировать, например прогрессивное развитие биологических форм в целом сопровождается деградацией отдельных видов.

Принцип развития имеет огромное значение: правильное понимание истории развития явления, вещи, объекта помогает уяснить его суть, проникнуть в его сущность.

Отражение по отношению к атрибутам бытия означает то, что все они тесно взаимосвязаны между собой и в определенных условиях могут даже перетекать друг в друга. Без объяснения понятия времени трудно объяснить понятие движения в пространстве, целостные системы и их части развиваются (в том числе и во времени и пространстве), и т.д. Так переходят друг в друга и другие философские категории: случайное становится необходимым, единичное - общим, количественные изменения влекут за собой изменения качества, следствие превращается в причину, и т.д. Эта текучая взаимосвязь категорий есть обобщенное отражение взаимосвязи явлений действительности. Не существует и не может существовать какой-либо одной неподвижной системы категорий и атрибутов, данной раз и навсегда. В связи с развитием мышления и философской науки, из отражения старых возникают новые категории (например, информация), а старые наполняются новым содержанием.

Итак, пространство и время, как атрибуты существования материи, атрибуты бытия абсолютны. Но поскольку это формы движущейся материи, то они относительны, они обусловлены ею, как форма своим содержанием, и каждый уровень движения материи характеризуется своей пространственно-временной структурой, составляет определенную иерархическую систему бытия, достаточно сложную в своем развитии по пространственно-временным характеристикам и отражающуюся на восприятии мира в целом.

3. Законы и категории бытия (законы и категории диалектики).

Поскольку окружающий человека мир развивается по универсальным законам, то естественно, что и философские категории, как средство осмысления человеком мира, подчиняются определенным законам. Эти законы сформировались после того, как человек миллиарды раз сталкивался с реальными причинно-следственными, пространственно-временными отношениями вещей, их качественной и количественной стороной. Содержание категорий изменчиво, но без них вообще невозможно научное мышление ни в одной области знания.

Рассмотрим несколько основных категорий и законов бытия.

Всеобщая связь и взаимодействие. В мире нет ничего стоящего особняком; любой предмет - звено в бесконечной цепи. Связь - это зависимость одного явления от другого в каком-либо отношении. К основным формам связи относятся: пространственные, временные, генетические, причинно-следственные, существенные и несущественные, необходимые и случайные, закономерные, непосредственные и опосредованные, внутренние и внешние, динамические и статические, прямые и обратные, и др. Связь - это не предмет, не субстанция, она не существует сама по себе, вне того, что связано. Явления мира находятся не только во взаимной зависимости, они взаимодействуют между собой. Одна из сторон взаимодействия может быть ведущей, определяющей, а другая - производной, определяемой.

Исследования различных форм связей и взаимодействия - первостепенная задача познания. А познание мира убеждает нас в том, что в мире повсюду имеется некий порядок, правильность. Выражением связи между предметами занимается закон. Закон - это необходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения вещей. Различают законы:

строения, функционирования и развития системы;

частные (действующие в ограниченной области) и общие;

динамические и статистические.

Единичное, особенное и общее. Вещи различны и внутри себя, и между собой. Например, есть выражение: похожи, как две капли воды. Но две капли воды, рассматриваемые через микроскоп, оказываются различными. Нет ничего абсолютно тождественного ни другому, ни самому себе. Чистое тождество существует только в абстракции. Единичное - это объект во всей совокупности присущих ему свойств, отличающих его от всех других объектов и составляющих его индивидуальную, качественную и количественную определенность.

Бесконечное многообразие - это лишь одна сторона бытия. Другая его сторона заключается в общности вещей, их свойств и отношений. Общее - это единое во многом. В каждом единичном заключается общее как его сущность. Например, утверждение, что данный поступок есть подвиг, означает признание за данным единичным действием некоего общего качества, присущего всем героическим поступкам.

Предметы могут обладать различной степенью общности. Единичное и общее существуют в единстве. Их конкретное единство есть особенное. Например, понятие «русский» выступает как единичное по отношению к понятию «славянин»; а понятие «славянин» выступает как общее по отношению к понятию «русский» и как особенное - к понятию «человек».

Таким образом, единичное, особенное и общее - это соотносительные категории, выражающие взаимопереходы отражаемых предметов и процессов. Категория особенного преодолевает односторонность, абстрактность категорий единичного и общего, и берет их в конкретном единстве.

Содержание, структура и форма. Каждый объект как-то оформлен, структурно организован, содержателен. Содержание - это то, что составляет сущность объекта, единство всех его составных элементов, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. В содержание входят не только составляющие тот или иной объект элементы, но и способ их связей, т.е. структура. При этом из одних и тех же элементов могут быть образованы различные структуры.

Форма и содержание едины: нет и не может быть бесформенного содержания и формы, лишенной содержания. Их единство выявляется в том, что определенное содержание «облачается» в определенную форму. Ведущей стороной, как правило, является содержание; форма организации зависит от того, что организуется, изменения обычно начинаются с содержания.

Сущность и явление. Развитие познания - непрестанное движение мысли от поверхностного, видимого ко все более глубокому, скрытому - к сущности. Сущность - это главное, основное, определяющее в предмете, это существенные свойства, противоречия и тенденции развития объекта. Явление - это внешнее обнаружение сущности, форма ее проявления. В отличие от сущности, которая скрыта от взора человека, явление лежит на поверхности вещей. Но явление не может существовать без того, что в нем является, т.е. без его сущности.

Идеи причинности. Когда одно явление при определенных условиях видоизменяет или порождает другое явление, то первое выступает как причина, второе - как следствие. Причина выступает как активное и первичное по отношению к следствию. Причинность - это связь, превращающая возможность в действительность, отражающая закономерности развития. Цепь причинно-следственных связей объективно необходима и универсальна. Она не имеет ни начала, ни конца, не прерывается ни в пространстве, ни во времени.

Взаимодействие причины и следствия именуется принципом обратной связи, который действует во всех самоорганизующихся системах, где происходит восприятие, хранение, переработка и использование информации, как, например, в организме, компьютере, обществе. Без обратной связи немыслимы устойчивость, управление и поступательное развитие системы.

Различают: полную причину (совокупность всех событий, при наличии которых рождается следствие), специфическую причину (совокупность ряда обстоятельств, взаимодействие которых вызывает следствие), и главную причину (та причина, которая из всей совокупности причин играет решающую роль).

Причины бывают также:

внутренние (действующие в рамках данной системы) и внешние (характеризующие взаимодействие одной системы с другой);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.