Рефераты. Предметное и методологическое познание

Предметное и методологическое познание

20

ЛЕКЦИЯ

ТЕМА

ПРЕДМЕТНОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ

1. Предметное познание

1.1. Эмпирические основы

1.2. Теоретические основы

2. Методологическое познание

2.1. Эмпирическое основы

2.2. Теоретические основы

3. Роль методологии в развитии познания

1. Предметное познание

Предметное познание протекает на прикладном и на философском уровнях.

На стадии прикладного предметного познания каждой предметной области соответственно множеству выделяющихся основных объектов изу-чения образуются относительно самостоятельные устойчивые системы знаний в виде так называемых предметных наук и предметных учений.

Предметная наука (предметное учение) как система знаний пред-ставляет собой науку об объектах познания соответствующей предметной области, не являющихся методами и теориями. Предметные науки, как правило, полу-чают названия типа "предметология" (зоология, филология, стоматология, экология, социология и т.д.), "предметика" (физика, ботаника, информатика и др.), либо получаемые по иным правилам словообразования, обычно по-зволяющим явно подчеркнуть основной предмет познания. Предметные учения получают наименования по фамилии автора (учение Павлова, уче-ние Дарвина и проч.). Возникновение предметных наук и учений характер-но как для прикладной, так и для философской ступеней познания.

Следует отметить, что на любой стадии познания получаемые новые знания интегрируются с уже имеющимися в относительно самостоятельные устойчивые образования ещё одного вида, представляющие собой разнооб-разные научные основы рассматриваемой предметной области, соответ-ствующие двум основным уровням познания - эмпирическому и теоретиче-скому.

1.1. Эмпирические основы

Развитие науки на эмпирическом уровне прикладного предметного познания обычно соответствует самому начальному этапу человеческого познания конкретной предметной области. Эмпирическое познание, как правило, становится исходным и для всех других более высоких стадий и ступеней познания.

Период эмпирического познания знаменует первое вторжение науки в область, где прежде безраздельно властвовало только искусство. Эмпири-ческий уровень познания реализует лишь возможности описания и пред-сказания фактов, свойств и явлений рассматриваемой предметной области, но не даёт им объяснения. Последующее развитие науки эмпирического уровня познания характе-ризуются всё большим использованием количественных методов, но в про-стейших формах - в виде статистических данных.

В итоге развития любой (частной) науки на уровне эмпирического предметного познания формируются эмпирические основы предметной науки, включающие в свой состав следующие основные эле-менты:

Эмпирические факты - это факты, приводящие к эмпирическим вы-водам. Эмпирические факты на стадии прикладного предметного познания - предметные, а на стадии философского предметного познания - философско-предметные. На основе эмпирических фактов, представляющих собой первичные знания соответствующей стадии познания, с помощью познава-тельных методов (а иногда и реализующих их средств) эмпирического уровня образуется массив вторичных знаний в виде эмпирических данных.

Методические основы предметной науки эмпирического уровня складываются как результат объединения методов получения эмпириче-ских знаний, которые, как правило, являются простейшими познаватель-ными.

В их перечень обычно входят измерение, сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, абдукция.

Метод - совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению кон-кретной задачи.

Измерение - познавательный процесс, имеющий целью определение характеристик материальных объектов с помощью соответствующих изме-рительных приборов.

Сравнение - сопоставление объектов с целью выявления признаков сходства или различия между ними .

Анализ - метод исследования, состоящий в том, что изучаемый пред-мет мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из которых затем исследуется в отдельности как часть расчленённого целого.

Синтез - мысленное или практическое соединение частей предмета, расчленённого в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание этого предмета как единого целого.

Индукция - форма мышления, посредством которой мысль наводится на какое-либо общее правило, общее положение, присущее всем единич-ным предметам какого-либо класса.

Дедукция - форма мышления, посредством которой новая мысль вы-водится чисто логическим путём из некоторых данных мыслей-посылок .

Абдукция - метод исследования, заключающийся в генерировании и проверке новых научных гипотез на основе имеющихся фактов.

Гипотеза (научная) - научное предположение, выдвигаемое для объ-яснения каких-нибудь явлений.

Эмпирические данные (научные данные эмпирического уровня) пред-ставляют собой совокупность (относящихся к рассматриваемым объектам, предметам, ступеням и стадиям познания) научных {эмпирических) поло-жений, в том числе научных (эмпирических) выводов, гипотез, соотно-шений, принципов, концепции, закономерностей и законов, вытекающих из эмпирических фактов, известных науке, и обусловленных ими научных (эмпирических) рекомендаций.

Научные положения - это выраженные в виде чётких формулировок основные научные результаты-сведения (как ранее известные, так и вновь выдвинутые в процессе проведенного исследования), имеющие научное объяснение.

Объяснение - этап, форма научного исследования, состоящие в рас-крытии сущности изучаемого объекта.

Обоснование - цепь рассуждений, приводящих к неопровержимым выводам.

Доказательство - рассуждение, имеющее целью обосновать истин-ность (или ложность) какого-либо утверждения.

Научные выводы представляют собой итоговые утверждения, имею-щие научное обоснование.

Соотношение - взаимная связь между чем-нибудь.

Принцип - основное исходное положение теории, учения, науки, ми-ровоззрения и т.д..

Концепция - определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета {явления, процесса), основная точка зрения на предмет.

Теория - в наиболее общем случае это совокупность обобщённых по-ложений, образующих какую-либо науку или ее раздел.

Особую ценность представляют научные выводы, приводящие к формулированию ранее неизвестных законов и закономерностей.

Закономерность - это объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений, описанная, как правило, на качественном, со-держательном уровне.

Закон - необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся со-отношение между явлениями (необходимая связь явлений).

Научные рекомендации представляют собой научные выводы пред-писывающего типа.

Эмпирические научные результаты, получаемые на философской ступени познания, оказываются применимыми не только по отношению к различным предметным наукам, возникающим на стадии прикладного предметного познания, но и к разнообразным предметным областям. Поль-за науки, даже если она не достигает своего совершенства, как правило, оказывается настолько ощутимой, что побуждает дальнейшее ее развитие, а недостатки используемых научных методов восполняются за счёт искусст-ва тех, кто занимается практической деятельностью. Дальнейшее познание выводит науку на более высокий уровень теоретического познания.

1.2. Теоретические основы

Развитие науки неразрывно связано с непрерывным совершенствова-нием методов. Именно это обстоятельство находит выражение в утвержде-нии, о том, что "развитому знанию предмета" обычно предшествует "выработка научного метода". Для теоретического познания характерны та-кие общенаучные познавательные методы исследования, как абстрагирова-ние, выдвижение гипотез, моделирование, идеализация, обобщение, мыс-ленный эксперимент и др.

Абстрагирование - процесс мысленного выделения, вычленения от-дельных или общих интересующих в данный момент признаков, свойств и отношений предмета и мысленного отвлечения от множества других при-знаков, свойств и отношений этого предмета.

Моделирование - метод исследования, основанный на построении моделей.

Модель - объект, который отображает или воспроизводит свойства другого объекта (оригинала) и используется для его исследования.

Особая роль при выполнении исследований принадлежит математи-ческим моделям - аналитическим и имитационным.

Математическая модель - это модель, представленная в виде сово-купности математических соотношений.

Математическое соотношение - математическая структура, ото-бражающая взаимосвязь понятий (конкретных или абстрактных) представ-ленных в символьной форме.

Аналитическая модель - математическая модель, представленная в виде совокупности математических утверждений.

Математическое утверждение - математическое соотношение, описывающее взаимное соответствие (равенства, неравенства, принадлеж-ности, истинности, ложности и др.) понятий, представленных в символьной форме.

Имитационная модель - математическая модель, представленная в виде совокупности математических предписаний.

Математические предписания - математические соотношения, ус-танавливающее последовательность операций (арифметических, логиче-ских и др.) над понятиями, представленными в символьной форме.

Идеализация - мыслительный акт, связанный с образованием некото-рых абстрактных объектов, которые не могут быть созданы на практике опытным путём

Обобщение - логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию, а также результат этого процесса: обобщённое понятие, суждение, закон науки, теория.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.