Рефераты. Предмет философии

а) Наука в доисторическом обществе и древнем мире.

В доисторическом обществе и древней цивилизации знание существовало в рецептурном виде, т.е. знания были неотделимы от умения и неструктурированны. Эти знания являлись дотеоретическими, несистематичными, отсутствовали абстракции. К вспомогательным средством дотеоретического знания мы относим: миф, магию, ранние формы религии. Миф (повествование) - рациональное отношение человека к миру. Магия - сами действия. Магия мыслит взаимосвязанными процессами физической, ментальной, символической и иной природы.

б) Основные идеи абстрактно-теоретического мышления в древнегреческой философии. В античной культуре древней Греции появляется теоретическое, систематическое и абстрактное мышление. В основе лежит идея особого знания (общее знание, первое знание). У древних греков появляется архе-первый (начало); физис-природа (то из чего происходит вещь). Начало у вещей одно, а природа различна. Это были два концентрата теоретического мышления. Там же возникли: закон идентичности, закон исключения третьего, закон непротиворечия, закон достаточного основания. Это систематический подход. Первые теории создавались в философии для нужд философии. Теория начинает соединяться с научными знаниями во 2-м веке до н.э. Версии возникновения теории: уникальная экономика, греческая религия.

в) Эволюция научной мысли в средние века и новое время. Реконструируется весь корпус знаний. Вместо метафизики выступает теология. Теология - учение и защита учения о Боге. Апологеты (защитники веры) пытаются преодолеть противоречия четырьмя аксиомами логики. Схоластика - школьная философия, стремится рационально обосновать и систематизировать христианское учение. Патристика - совокупность философо-теологических учений христианских мыслителей 2-8 вв, цель - защита и обоснование христианской религии. Теология в средние века продолжила формировать принципы теоретического мышления, изменив механизм получения и формирования сходных принципов, но оставив без изменения схемы вывода и критерии систематизации.

Эпоха ренессанса. В эпоху Возрождения мысль о бесконечности мира в пространстве и во времени выводится из тезиса о безграничном всемогуществе и бесконечности Творца.

Новое время. Яркий представитель науки и основоположник моделирования - Галилей. В природе есть числа. Земное и небесное не различаются принципиально. Галилей впервые осуществил синтез математики, физики и теоретического знания. Возможно движение без действия силы. (По Аристотелю: природа боится пустоты). Аристотель отделил мифы от науки. Галилей выделил естественное направление. Галилей - основоположник экспериментального подхода. В процессе рождения новой физики изменяются понятия математической величины, трансформируются: философский концепт сущности, различение сущности и явления. Рождаются первые теории пространства и времени. Происходит объединение физики, механики, математики. Понятие реальности ввели в 17 в - свойство всех вещей. В Новое время мир рассматривается как единая реальность, где универсальное - закон для всего единичного. Реальность подчинена законам, имеющим математическую природу. Вещь в естествознании лишается онтологического статуса (т.е. вещь не существует, как таковая) и интерпретируется, как одно из проявлений реальности. Происходит создание единой теории природы - единой теории механики. Естествознание надолго становится идеалом и эталоном научности, как таковой.

г) Формирование технических наук на основе синтеза естествознания, математики и техники. Фрэнсис Бэкон (англ. философ, основатель материализма и экспериментирующей науки нового времени) формулирует главный фактор развития европейской науки и европейского общества - знания сила. Из синтеза математики, физики и техники рождается не только новая наука, но и новая техника, имеющая собственную теорию. Телеология (от греч. конец, цель, завершение и логос - слово, учение) - в общем случае такой способ понимания и объяснения явлений реального мира, при котором важное место отводится понятиям цели, функция. роли, смысла и пр. Телеология знания выстраивается под цель и начинает влиять на развитие фундаментальных наук.

д) Становление социальных и гуманитарных наук. Формирование гуманитарных наук происходит в эпоху Возрождения. Гуманистами называли в средние века людей с неоконченным высшим образованием. Они закончили философский факультет. Гуманист - это преподаватель древнегреческого, классической латыни, моральной философии (моральная философия идет от этики стоиков).

11. Культура античного полиса и становление первых форм теоретич. науки.

До VII века до н. э. Греция была периферией ближневосточной цивилизации. Греки учились у Востока: они позаимствовали у финикийцев алфавит и конструкцию кораблей, у египтян - искусство скульптуры и начала математических знаний. Знаменитый философ Пифагор долго жил в Египте, пытаясь познакомиться с жрецами и проникнуть в их тайны; он привез из Египта теорему Пифагора и магию чисел. Подражая жрецам, Пифагор основал тайное общество философов; его последователи верили в переселение душ и утверждали, что Земля - это шар.

От софистов и Протагора пошла вся греческая философия; в значительной степени она сводилась к умозрительным рассуждениям, которые сегодня назвали бы ненаучными. Тем не менее, в рассуждениях философов встречались и рациональные мысли. Сократ первым поставил вопрос об объективности знания; он подвергал сомнению привычные истины и верования и утверждал, что «я знаю только то, что ничего не знаю». Анаксагор пошел еще дальше - он отрицал существование богов и пытался создать свою картину мира, он утверждал, что тела состоят из мельчайших частичек. Последователь Анаксагора Демокрит назвал эти частички атомами и попробовал применить бесконечно малые величины в математических вычислениях; он получил формулу для объема конуса. Однако афиняне были возмущены попытками отрицать существование богов, Протагор и Анаксагор были изгнаны из Афин, а Сократ по приговору суда был вынужден испить чашу с ядом. 

Платон предложил проект идеального государства, которым управляет каста философов наподобие египетских жрецов (надо сказать, что Платон бывал в Египте). Опорой философов являются воины, «стражи», похожие на спартанцев, они живут одной общиной и имеют все общее - в том числе общих жен. Платон и его ученик Дион пытались создать идеальное государства в Сиракузах, на Сицилии; этот политический эксперимент привел к гражданской войне и разорению Сиракуз.   

Социологические исследования Платона продолжал Аристотель; он написал знаменитый трактат «Политика», этот трактат содержал сравнительный анализ общественного строя большинства известных тогда государств.

Аристотель выдвинул ряд положений, принятых современной социологией; он утверждал, в частности, что ведущим фактором общественного развития является рост населения; что перенаселение порождает голод, восстания, гражданские войны и установление «тирании». Цель «тиранов» - установление «справедливости» и равномерный передел земли. Аристотель известен как основатель биологии; он описывал и систематизировал различные виды животных - так же как он описывал и систематизировал государства; таких исследователей позже стали называть «систематиками».

Аристотель был учителем Александра Македонского, знаменитого завоевателя полумира. Александр проявлял интерес к наукам и помог Аристотелю создать первое высшее учебное заведение, «Ликей»; он взял с собой в поход племянника Аристотеля Каллисфена. Каллисфен и его помощники описывали природу завоеванных стран, измеряли широту местности, посылали Аристотелю чучела диковинных животных и собранные ими гербарии. После смерти Александра  роль покровителя наук взял на себя его друг и полководец Птолемей. При разделе империи Александра Птолемею достался Египет, и он основал в Александрии по образцу Ликея новый научный центр, Мусей. Мусей был первым научным центром, щедро финансируемым государством и его деятельность показала, что если есть деньги - то будет и наука.  По существу, день рождения Мусея и был днем рождения античной науки. Главой Мусея, «библиотекарем»,  был географ Эратосфен, сумевший, измеряя широту в различных пунктах, вычислить длину меридиана; таким образом, было окончательно доказано, что Земля - это шар. Евклид создал геометрию - ту, которую сейчас проходят в школах. Он положил в основу науки строгие доказательства;  когда Птолемей попросил у него обойтись без доказательств, Евклид ответил: «Для царей нет особых путей в математике». Ученик Евклида Аполлоний Пергский продолжил труды своего учителя и описал свойства эллипса, параболы и гиперболы. В Мусейоне активно обсуждалась гипотеза Аристарха Самосского о том, что Земля вращается по окружности вокруг Солнца  - однако оказалось, что она противоречит наблюдениям (дело в том, что Земля движется не по кругу, а по эллипсу). В результате ученые Мусейона во главе с Клавдием Птолемеем (II в. н.э) создали теорию эпициклов. В соответствии с этой теорией Земля находится в центре Вселенной, вокруг располагаются прозрачные сферы, объемлющие одна другую; вместе с этими сферами по сложным эпициклам движутся Солнце и планеты. За последней сферой неподвижных звезд Птолемей поместил «жилище блаженных». Труд Птолемея «Великое математическое построение астрономии в 13 книгах»  («Magiste syntaxis») был главным руководством по астрономии вплоть до Нового времени. Птолемей создал научную географию и дал координаты 8 тысяч различных географических пунктов - это «Руководство по географии» использовалось европейцами до времен Колумба.

 Первым великим механиком был знаменитый строитель военных машин Архимед, проживший большую часть жизни в Александрии. Архимед на языке математики описал использование клина, блока, лебедки, винта и рычага. Архимеду приписывается открытие законов гидростатики и изобретение «архимедова винта» - водоподъемного устройства, которое использовалось для орошения полей. Из других александрийских инженеров получили известность Ктесибий, изобретатель водяных часов и пожарного насоса, и Герон, создавший аэропил - прообраз паровой турбины. В Александрии был изобретен так же перегонный куб, который позже стали использовать для получения спирта.

В III веке до н. э. начинается эпоха римских завоеваний. Возвышение Рима было связано с новым военным изобретением, созданием легиона. Новое оружие римлян породило новую волну завоеваний и появление нового культурного круга, который  историки называют pax Romana, «Римский мир». Завоевав Грецию и Египет, римляне переняли как греческую культуру, так научные достижения Мусея.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.