В западноевропейской философии время преимущественно рассматривалось как внешнее условие бытия материи, как направленный поток длительности, текущей равномерно и независимо от каких-либо процессов в мире. Так, например, Ньютон различал абсолютное время, как внешнее условие бытия и относительное время, выражающее длительность конкретных состояний и процессов и измеряемое посредством различных периодических процессов (циклы вращения Земли вокруг Солнца или вокруг своей оси, колебания маятника часов и др.) 33 Ньютон. Ньютоновское толкование времени доминировало в естествознании и натурфилософии 17-19 вв. Ему противостояло понимание времени как длительности процессов и меры всеобщего изменения тел (Декарт, Лейбниц, Ломоносов, Гольбах) 44 Cм. Молчанов Ю. Б., Четыре концепции в философии и физике, М., 1977, стр. 67-89; Аскин Я. Ф., Проблема времени. Ее философское истолкование, М., 1966, стр. 156-167. . В теологии и различных системах объективного идеализма, например - неотомизм, время рассматривалось как преходящая и конечная форма проявления вечности, присущей богу или абсолютному духу (Платон, Августин, Фома Аквинский, Гегель) 55 См. The nature of time, Ithaca, N. Y., 1967, p. 112-154; Уитроу Жд., Естественная философия времени., пер. с англ., М., 1964, стр. 65-78. . В субъективно-идеалистических концепциях время толковалось как форма упорядоченности комплексов ощущений или опытных данных (Беркли, Юм, эмпириокритицизм); как априорная, т. е. чувственная независимая от опыта форма чувстенного созерцания (Кант); как форма субъективного существования человека, исчезающая вместе со смертью личного “Я” (экзистенциализм) 66 См. Уитроу Жд., Естественная философия времени., пер. с англ., М., 1964, стр. 65-78.
Существует другой философский подход к проблеме обоснования одномерности времени, согласно которому одномерность времени следует из его однонаправленности, а последняя - из причино-следственных отношений 117 См. Дж. Уитроу. Естественная философия времени. М., 1994. С. 20-56.
Страницы: 1, 2