Рефераты. Образ человека в социокультурном пространстве информационного общества

Таким образом, для сознания человека эпохи информационного общества характерно то, что его формирование происходит при повышении возможности реализации индивидуальности, но, в свою очередь, при снижении стремления к идентичности. Человек не испытывает особую потребность в идентичности в условиях информационного общества, где важнее уметь пользоваться средствами технологизации и информатизации, чем четкое осознание своей идентичности, причастности к какому-либо сообществу людей. Человек информационной культуры - это космополит, в любой момент способный проявить свою индивидуальность.

Современные мыслители, чьи концепции так или иначе связаны с проблемой сознания информационного общества, также являются представителями эпохи информационного общества, находящегося пока-что в процессе своего становления. Создаваемые сегодня человеком и обществом в целом образы и смыслы становятся содержанием новой реальности, которая, как оказывается, столь же объективна и не в меньшей мере определяет поведение людей, чем прежняя практика.

Предполагается, что особым отражением социокультурной реальности информационного общества может выступить образ человека как выражение единства объективного и субъективного, синтез социальных и культурных достижений информационного общества.

Во второй главе «Образ человека информационного общества: социокультурная реальность и футурологические прогнозы», состоящей из трех параграфов, рассматриваются социальный и художественный образы человека информационного общества, осуществляется попытка прогноза возможных реалий будущего посредством анализа специфических особенностей существующих типов образов современного человека социокультурного пространства информационного общества.

В первом параграфе «Образ как форма бытия (социальный образ человека информационного общества)» обзорно представлена история формирования проблемы образа в философской науке. Отмечается, что проблема образа вообще и образа человека в истории философской мысли имеет непреходящее значение, не теряет она своей актуальности и в современном социуме.

Так как понятие «образ» в исследовании является одним из ведущих приведен ряд значений, которые его характеризуют. В самом общем смысле, под образом понимается единство субъективного и объективного, рационального и эмоционального. Образ определен как субъективное представление действительности и ее элементов, включая самого субъекта, общество, пространство и время.

Практически во всех определениях понятия «образ» присутствует идеальная составляющая, которая, тем не менее, делает узнаваемой конкретное содержание отражаемого объекта. Поэтому вся когорта живущих людей в ту или иную эпоху составляет некий достаточно целостный идеальный образ человека. В нем запечатлены основные черты личности, которые присущи им всем и каждому человеку в отдельности, ведь с каждой из них связана история, произведения искусства, мнение людей и т.д. Именно это является важным в процессе формирования собирательного образа человека, особенно если учитывать коллективное восприятие, поскольку субъектом, фиксирующим такой образ, является само социокультурное пространство.

Современный образ человека является отражением специфических черт общественного сознания информационной, постиндустриальной эпохи. Наиболее адекватной для понимания образа человека в условиях информационного общества является метафора фланёра. Пространство, в котором существует фланёр, - это город. Увиденное в городской среде или через призму городской среды определяется не как цель, а как игра. Фланёр - это человек толпы. Так фланёр протестует против разделения труда, превращающего человека в специалиста, убивая в нем личность, так он протестует против предприимчивости.

Метафора фланёра помогает выйти из тупика определений при осмыслении социальных процессов в условиях электронной культуры. Фланёр создает для себя систему координат, которая всегда неизменна, и главное место среди них он отводит именно средствам коммуникации, позволяющим ему не ослаблять внимание, фиксируя уникальность окружающего. У фланёра нет собственной биографии, то есть одной биографии. У него их много, как городов и мест, которые он посетил. Он движется по лабиринту, а не по одному пути.

Метафора туриста появилась в контексте концепций индустриальной эпохи. Человек-турист - это, безусловно, социальное существо. Он не может изменить прошлое, которое предопределило его будущее, и потому должен смириться с настоящим. Он точно следует предначертанному маршруту, отмечаясь в определенных точках: детство, юность, зрелость, старость. И самой главной, исторической целью человека в образе туриста является прогресс, эволюционное или революционное движение к всеобщему процветанию и благополучию.

Несколько другой образ человека современности представляет собой «бродяга» - человек «без определенного места жительства». Более высокое положение в современном обществе, занимает «турист» - достаточно обеспеченный человек, который сознательно и систематически ищет приключений, новых переживаний, хочет погружения в незнакомую, экзотическую атмосферу. Как правило, большую часть своего времени он должен работать, но душой он принадлежит миру туристических грез.

Принципиально другую жизненную стратегию выбирает «игрок» - человек, которого привлекает напряженный мир риска, азарта и охоты.

Сочетание общих и уникальных характеристик личности, рождает особую конфигурацию образа человека определенной эпохи. Фланёр, турист, бродяга, игрок - социальные образы человека информационной, постиндустриальной эпохи. Рассмотренные наиболее основные типы социальных образов человека является отражением специфических черт современного общественного сознания, для которого характерно особое стремление к выражению и проявлению индивидуальности на основе кризиса, а иногда и потери идентичности, присутствие идеи поиска и достижения полной свободы от общества. Существование социальных образов человека является «реальностью нынешнего дня».

Социальный образ человека не только способствует обнаружению новых аспектов социальной реальности, характеризующейся сегодня особой динамичностью, подвижностью и многообразием интерпретаций, но и свидетельствует о новом уровне сопротивления субъекта реальности, являясь в то же время инструментом ее понимания.

Предполагается, что для более детального изучения исследуемой проблемы образ человека необходимо рассматривать в контексте культуры, потому как человек всегда был объектом и субъектом культуры.

Во втором параграфе «Художественный образ человека культуры информационного общества» образ человека представлен в контексте культуры и искусства информационной эпохи. Отмечается, что художественный образ человека выступает одним из концептов современной информационной культуры, ведь художественный образ - это своеобразный органический сплав объективного и субъективного, общего и единичного, рационального и эмоционального.

Художественный образ - это еще и единство обобщенного и индивидуального. Дух времени всегда формировал каждой эпохе свой идеал Человека, потому-то портреты людей и становились портретами эпохи.

Искусство можно определять как процесс, в котором происходит жизненно важная процедура обмена значениями, которые являются социальными конструктами и носят изменчивый, зависимый от времени и места характер. Нацеленное на раскрытие творческих возможностей человека в процессе плюрального видения мироздания, современное искусство стремится спровоцировать интеллектуальное соучастие зрителя, разбудить обыденное сознание, предлагая радикально новый опыт осмысления мира.

Замечается, что еще в 20-30-х годах ХХ века немецкий скульптор Эрнст Барлах обозначил контуры будущего бытия человечества, образ человека современного общества. Общая же задача, которую решал Э. Барлах, как и другие художники ХХ века, состояла в том, чтобы восстановить человеческий облик, освободив его из-под тесных наслоений и от тех искажений, причиной которых была трагическая жестокость самой жизни, самой истории. Э. Барлах воссоздавал человека в рядах однотипных или одномотивных фигур, которые в своей совокупности указывали на человека как носителя человечности и как жертву бесчеловечности. Предметом искусства стал человек в его существенности и в его борьбе.

На территории искусства впервые опробываются приемы глобального взаимодействия, которые затем начинают широко внедряться в практику социального активизма в обществе. Отношения коммуникации становятся формами искусства, а эти формы, в свою очередь, моделируют и инициируют новые социальные отношения, новую социальность.

В своих новых формах произведение искусства становится не только объектом рефлексии, но также формой и местом рефлексии. Тем самым возрастает значение искусства для более полного философского осмысления первопричин, сущности и последствий социальных взаимодействий.

Выдвигается следующий тезис: посредством выяснения специфики художественного образа человека как формы существования самого гуманного начала современного общества возможен поиск оснований новой идентичности. Экраны ТВ, мониторы компьютеров, рекламные вывески изобилуют образами, в том числе и тех, кого до середины ХХ века называли художниками.

Кроме того, экранная культура предполагает новый уровень синкретического восприятия мира, жизни, культуры, информации. В условиях ее функционирования становится более мобильной связь человека и воспринимаемой им информации.

Современному художественному образу человека близок образ любителя, в какой-то мере равнозначный социальному образу фланёра. Отмечается, что если в социальных образах человека информационного общества отражается особая активизацию процессов маргинализации и кризиса идентичности современного социума, то подобное не могло не отразиться на формировании новых художественных образов человека, напрямую сопряженных с положением самих творцов этих образов, то есть художников. Ради выживания и дальнейшего развития общества искусство подчас оказывается в конфликте с господствующей картиной мира, а художник предстает еретиком, изгоем, диссидентом, маргиналом. Его творчество может резко расходиться с принятой в обществе системой ценностей.

Иначе говоря, искусство в своих формах и предложенных образах, в том числе и художественного образа человека, рождает эмбрион новой, обращенной в будущее культуры. Но поскольку эта культура оказывается непривычной, незнакомой, вызывающей сопротивление, художник по-прежнему остается изгоем и маргиналом. Ведь в массе своей общество консервативно и не готово к тем формам, что рождаются в недрах искусства. Однако проходит время, и общество созревает для адекватной оценки гения и его творчества. Так или иначе, архетипом художника оказывается образ изгоя, чужака, чужестранца со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Современный художественный образ человека - это образ любителя, в какой-то мере равнозначный социальному образу фланёра, то есть сугубо индивидуальной личности, но без четкой идентичности. А художественный образ самого современного общества - это образ современных представителей виртуальной культуры - «людей воздуха», в сознании и бытии которых нет ни «объективного», ни «воображаемого» - существует лишь «виртуальность» как единая недифференцированная реальность, где сливаются все стороны жизни общества.

Сформулированная автором дилемма: что же сегодня мы имеем, образ для человека или же человека как основание образа, имиджа, - однозначно им же и решена: несмотря на видимое почитание имиджа в сознании представителей информационного общества, современный социальный и художественный образ человека имеет глубокий смысл и важное значение в бытии социума виртуальной культуры. Художественный образ человека в социокультурном пространстве информационного общества выступает способом, моделью проявления небывалой ранее свободы выражения индивидуальности человека и обретения новой идентичности в обществе, а также возможной проекцией будущего развития информационного общества. Возможности современного искусства способны угадать логику будущего развития общества, существующую до определенного времени лишь в художественных формах и образах.

Третий параграф «Современный образ человека информационного общества как проекция будущего» представлен как попытка прогноза будущего информационного общества на основе известных особенностей образа человека современного социокультурного пространства.

Вступление человечества в XXI век стимулировало настойчивые попытки людей заглянуть в будущее. Конечно, невозможно предвидеть все предстоящие повороты в истории общества, хотя возможно вовремя увидеть новые тенденции развития, чтобы использовать все имеющиеся уже сегодня возможности для полноценного ответа новым вызовам информационной цивилизации. Одной из таких возможностей является образ самого человека информационного общества.

Понятно, что будущее всегда принципиально неопределимо, но без него не происходит ни одно социальное или личностное изменение, и то или иное понимание временных перспектив сопровождает человека всегда, явно или подспудно присутствуя в общественном и индивидуальном сознании. Образ будущего - это категория, в которой воплощается результат осмысления бытия, и только с помощью образов будущего возможно придание смысла всей социальной реальности.

Рассмотренные в диссертационном исследовании социальные и художественные образы человека информационного общества подтверждают предположение о том, что современный и, скорее всего, будущий человек техногенного, информационного общества наделен свободой выбора в проявлении индивидуальности и обретении идентичности любого уровня. Сейчас трудно конкретизировать в деталях пути и способы будущих изменений глубинных ценностей техногенного общества, но то, что эти изменения уже начались, можно зафиксировать в известных существующих образах самого человека. Их систематическое исследование выступает важнейшим проявлением способности науки не только устанавливать связи уже осуществившихся мировоззренческих изменений в прошлом, но и активно участвовать в поиске мировоззренческих ориентаций будущего.

Футурологи по разному оценивают перспективы развития человека как биологического вида, но в целом доминируют два подхода к освещению этой проблемы. Первый из них исходит из того, что радикальные перемены во внешней среде (изменение радиоактивного фона, состава воздуха и питания, усиление жесткого космического излучения в связи с ослаблением озонового слоя) приведут к усилению антропологического разнообразия на Земле, а затем станет формироваться новый облик человека, очередной вид Homo.

Второй же подход основывается на том, что человек не является завершающим звеном в эволюционной цепочке на нашей планете, что кризисные явления в развитии homo sapiens со временем приведут к гибели этого биологического вида.

Одномерный, «экономический человек», ориентированный на удовлетворение материальных потребностей и успех в потребительской модели, в результате постиндустриальной революции уступит место многоплановому человеку, «человеку творческому», «богатой индивидуальности». В постиндустриальном обществе на первый план выдвигается новый социальный тип личности: у человека появляется возможность выбора.

Всеобщая культура мышления и проявление индивидуальности во всеобщем труде - то, что характерно для современного и, скорее всего, будущего постиндустриального, информационного общества, - так же отражено в образе человека современного социума. Как преломляется и фокусируется в деятельности одного человека результаты труда множества людей, так и современный образ человека информационного общества - это своеобразное отражение социокультурной преемственности поколений от начала эпохи информационного общества (примерно 60-е годы ХХ века) по сегодняшний день.

Таким образом, по существующим уже сегодня образам человека социокультурного пространства информационного общества, можно судить, а точнее, высказывать предположения о будущем самого информационного общества и, конечно же, бытия человека этого общества.

Безусловно, будущее информационное общество, как собственно и любое другое общество, будет иметь свои особенности не только позитивного характера. Вероятно, стремление к минимизации возможных отрицательных черт общества будущего - задача уже современного человечества. В этом смысле автора интересует концепция Коллективного Интеллекта академика Н.Н. Моисеева. Возврат человека к гуманизму, приоритету ценностей свободной творческой личности, формирование новой культуры мышления, на основе Коллективного Интеллекта - первостепенные задачи настоящего и будущего общества. Отсюда закономерно изменение бытия человека в обществе, а также его сознания и мировоззрения, что, в первую очередь, находит отражение в формировании образа человека как синтезе субъект-объектного восприятия мира.

В заключении подводятся итоги исследования и намечаются перспективные направления дальнейшей разработки обозначенной в диссертации проблематики.

III. Основные положения и выводы диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Сощенко И. Г. Индивидуальность и идентичность человека в условиях информационного общества // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2006. - Вып. 47. - С. 76-80.

2. Сощенко И.Г. «Информационное общество»: к критике понятия // Социально-политические и культурно-исторические проблемы современности: философская рефлексия и научный анализ: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Вып. 3. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. - С. 82-83.

3. Сощенко И.Г. Фланёр - образ человека информационного общества // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: Сборник научных статей. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. - С. 68-72.

4. Сощенко И.Г. Характерные черты социокультурного пространства современного общества // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: Сборник научных статей. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. - С. 73-76.

5. Сощенко И.Г. Проблема образа в философии культуры // Взаимодействие истории науки и философии науки: теоретические и методологические аспекты. - Москва - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. - С. 172-178.

6. Сощенко И.Г. Сознание человека в социокультурной динамике информационного общества // Мир человека и человек в мире: философско-теоретические и научно-методологические аспекты: Материалы 52-й научно-практической конференции «Университетская наука - региону». - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. - С.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.