Рефераты. Научные и религиозные концепции происхождения Вселенной и жизни на Земле

Научные и религиозные концепции происхождения Вселенной и жизни на Земле

8

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Реферат по предмету:

Концепции современного естествознания

Тема: «Научные и религиозные концепции происхождения Вселенной и жизни на Земле»

Проблема происхождения Вселенной и человека испокон веков волновала, людей. Об этом свидетельствует наличие космогонических мифов у различных народов.

В настоящее же время приходится часто слышать, что вопрос ставится ребром: или сотворение мира или эволюция. Однако сама такая постановка выглядит некорректной, ибо многие современные ученые отмечают, что идея о сотворении мира Богом, Создателем, совсем не отрицает науку. Существует также гипотеза о привнесении на Землю жизни из космоса, но она не дает ответа на вопрос об источнике возникновения жизни, поэтому и не рассматривается в данной работе.

Итак, что сказано в Библии? «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1,1), то есть здесь признается некий начальный момент бытия, с которого начинается история Вселенной. Что же говорит наука? Во-первых, вечность мира - это философская аксиома, не вытекающая из научных фактов, ибо наука в состоянии вырабатывать и систематизировать объективные знания об имеющейся в наличии действительности, а предположения о возникновении сущего относятся к категории гипотез. Во-вторых, в первой трети 20в. появилась теория расширяющейся Вселенной, до сих пор удовлетворительно описывающая видимую Вселенную. В 1922г. петроградский физик А.А.Фридман показал, что уравнения Эйнштейна могут описывать массы вещества, удаляющиеся от центра и друг от друга. Моделью подобного расширения может быть поверхность раздувающегося резинового шара. В 1929г. последовало экспериментальное подтверждение всеобщего разбегания галактик, выстроенное амер. астрономом Э.Хэбблом. Было установлено, что в спектрах далеких линий галактик наблюдается красное смещение, которое может быть объяснено только эффектом Доплера - если светящийся объект удаляется от нас, то линии его спектра смещаются к инфракрасному излучению. О прошлом Вселенной эта теория может дать следующие предположения. Так как происходит расширение, то раньше радиус Вселенной был меньше, а плотность вещества - больше; следовательно, не исключено, что был момент, когда радиус стремился к нулю, а плотность - к бесконечности, то есть момент начала Вселенной. Согласно этому построению, можно оценить и ее возраст - 10-20 млрд. лет, а по последним сведениям, в мире нет звезд старше 15-20 млрд. лет. Наука склонна не отрицать существование момента зарождения мира, пространства и времени. В начале появилось некое образование, Точка, а затем произошел Большой Взрыв и Вселенная стала расширяться.

В рамках модели Фридмана существуют несколько теорий «молодой и горячей» Вселенной, развитие которой можно поделить на несколько эр по составу элементарных частиц. Первая - адронная по имени частиц. Именно в адронную эру возникают протоны и нейтроны, но пока они еще не образуют ядра атомов, поэтому материю в это время можно охарактеризовать как некоторую бесформенную плазму, состоящую из частиц и античастиц. Такому периоду вполне соответствует библейское описание: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и дух Божий носился над водою» (Быт. 1,2). За счет распада адронов образуется большое количество лептонов, и следующий период можно назвать лептонным. При этом также появляется очень много фотонов, поэтому следующий период - это эра излучения. Сопоставляя библейский текст - «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1,3) - остается только удивляться провидению пророка Моисея, предвосхитившего современные данные физики и астрономии. Ведь Библия повествует о том, что свет был раньше Солнца, о создании коего сказано в четвертом дне творения. Сейчас-то ясно, что излучение (а чем излучение - не свет?) появилось раньше светил. Таким образом, в Писании говорится о возникновении дозвездной материи, которая потом была преобразована в светила, а это, кстати, не исключает возможности вспыхивания впоследствии новых звезд, что наблюдалось астрономами.

Для науки важен вопрос о сроках эволюции. Как уже отмечалось выше, возраст Вселенной оценивается в 15-20 млрд. лет. В Библии же - процесс творения происходит в рамках шести «дней». Однако нигде там нет указания на то, что дни эти следует понимать буквально, как 24 часа астрономических суток. Да и в самом деле, как может идти речь о сутках, если Солнце появилось не в первый «день». К тому же, в другом месте Писания мы встречаем: «… у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3,8). Это свидетельствует о том, что «дни» творения можно понимать как периоды, эры.

Согласно Библии, Земля возникла раньше Солнца. Долгое время это противоречило науке: теория возникновения Солнечной системы, созданная в 18-19 вв. Кантом и Лапласом утверждала, что Земля представляла собой лишь кусочек Солнца, отделившийся от него и охладившийся. Однако работами советского астронома Пирейского установлено в 30-40-х годах, что все гипотезы, предполагающие образование планет от Солнца, ошибочны в своей основе. Дело в том, что планеты вращаются вокруг этой звезды с колоссальными скоростями по сравнению со скоростью вращения самого Солнца. Если бы они были когда-нибудь его частью, то двигались бы со скоростью гораздо меньшей, потому что тогда на единицу массы для Солнца и планет должно было бы приходиться примерно одинаковое количество движения (вращения).

Гипотеза Шмидта предполагает, что планеты сформировывались вокруг Солнца как центра постепенно, а гипотеза Си говорит о том, что планеты были захвачены Солнцем уже как сформировавшиеся шары.

В Библии повествуется о том, что сначала земля вся была покрыта водой, а потом произошло разбиение мирового океана на отдельные бассейны, отделенные сушей. Научным данным это не противоречит.

Согласно гипотезам, современный облик Земли сформировался в результате долгой тектонической деятельности. Древняя Земля была совсем непохожа на обитаемую нами. Атмосфера планеты состояла из водяных паров, углекислого газа и, по одним данным, из азота, по другим - из метана и аммиака. Кислорода в ней не было. Кстати, отсутствие кислорода, как это ни кажется парадоксальным, было необходимо для возникновения простейших форм жизни, потому что он разрушительно действует на примитивные органические молекулы. Атмосферу Земли пронизывали молнии. Так постепенно океан превратился в «теплый разбавленный бульон», в котором стали накапливаться органические вещества. Такое предположение высказал впервые советский биолог Александр Опарин, а биолог Стэнли Миллер доказал его. Опарин считал, что главная роль в превращении неживого в живое принадлежала белкам. В «первичном бульоне» образовывались сгустки белка (коацерваты). Однако эти образования не были еще клетками, потому что не могли точно воспроизводить самих себя. Для этого необходимы нуклеиновые кислоты - РНК и ДНК -основа всякой генетической информации. Вероятность зарождения первой живой клетки в результате таких процессов ничтожна мала, чтобы признать ее за случайность. Тем не менее, появление первой клетки стало началом очень долгой докембрийской эпохи развития жизни. Пищей первым организмам служил «первичный бульон» и менее удачливые собратья. Однако в течении миллионов лет этот «бульон становился все более» разбавленным и, наконец, запасы питательных веществ исчерпались. Жизни на Земле грозила опасность, но ей повезло - «случайным» образом появились бактерии, умеющие расщеплять сероводород. Но и запасы оного вещества были невелики. Развитие жизни опять могло зайти в тупик. Однако снова случайно нашелся выход в виде сине-зеленых водорослей, умеющих расщеплять воду. Так в качестве побочного продукта их деятельности стал кислород, столь опасный для ранних форм жизни. Но вслед за этим появляются организмы, умеющие дышать.

Очень важен тот факт, что Библия эволюцию вовсе не отрицает, а лишь дает объяснение тому нагромождению случайностей, с которым имеет дело наука: «Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так» (Быт. 1,11). Мир послушен Творцу и откликается на Его призыв; за землей Священное Писание оставляет толику активности. Не говорится «создал Бог траву», но именно «произвела земля». Земля Божиим словом призывается к творчеству, начинает рождать то, чего не имеет. Она не в силах сама произвести жизнь без Божественной воли, выраженной в Слове, но и умалять роль ее тоже не следует.

О сотворении растений в Библии говорится раньше, чем о сотворении животных. О такой же последовательности говорит и наука. Современная топоатмосфера (без которой невозможна никакая животная жизнь, вдыхающая кислород) является биогенной. Без растений животные не только задохнулись бы, но им и нечего бы было есть, так как только растения обладают способностью переводить неорганические формы материи в органические. (Опять Моисей угадал - скажут атеисты).

О появлении первых животных написано следующее: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной» (Быт. 1,20). Таким образом, согласно Писанию первые животные произошли из воды. Какой же фактический материал дает палеонтология по этому поводу? Самые ранние этапы развития животного мира сокрыты от нас. Первые остатки животных относятся к верхнему докембрию - это ядра и отпечатки простейших, остатки скелета губок, роговые раковины брахипод, моллюски, трубочки ракообразных. В кембрии животный мир достигает уже большего разнообразия форм. Встречаются представители почти всех ныне живущих типов. Причем, найдены не только скелеты, но и отпечатки организмов, обладающих только мягким телом: медуз, голотурий, червей и членистоногих. С силурийским периодом связаны, по-видимому, первые попытки животных выйти из воды, так как в отложениях этого периода встречаются остатки сухопутных членистоногих многоножек и скорпионов, т.е., по библейской терминологии, пресмыкающихся. В мезозойскую эру, появляются многочисленные рептилии, наполнившие воды в морях наряду с рыбами, амфибиями и беспозвоночными.

Если отрицать боговдохновенность Книги Бытия, выглядит невозможным объяснить естественнонаучные знания пророка Моисея, жившего несколько тысячелетий назад и отнюдь не занимавшегося палеонтологическими раскопками с целью выяснить, где - в воде или на земле - произошли первые животные.

«И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт.1, 24-25).

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.