Рефераты. Методы и формы научного познания

Методы и формы научного познания

23

Донецкий национальный Университет.

Реферат

по философии

тема:

Методы и формы научного познания.

Донецк - 2005 г.

План

Введение

1. Специфика и уровни научного познания. Творческая деятельность и развитие человека.

2. Методы научного познания: эмпирические и теоретические.

3. формы научного познания: проблемы, гипотезы, теории.

Заключение

Список литературы.

Введение.

Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др.

Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого познания - наука в наши дни становиться все более и более значимой и существенной частью реальности.

Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов и императивов познания. Именно правильно выбранный метод наряду с талантом ученого помогает ему познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы и закономерности. Количество методов, которые разрабатывает наука для познания действительности постоянно увеличивается. Точное их количество, пожалуй, трудно определить. Ведь в мире существует около 15000 наук и каждая из них имеет свои специфические методы и предмет исследования.

Вместе с тем все эти методы находятся в диалектической связи с общенаучными методами, которые они, как правило, содержат в различных сочетаниях и со всеобщим, диалектическим методом. Это обстоятельство является одной из причин, которые определяют важность наличия философских знаний у любого ученого. Ведь именно философия как наука «о наиболее общих закономерностях бытия и развития мира» занимается изучением тенденций и путей развития научного познания, его структуры и методов исследования, рассматривая их через призму своих категорий, законов и принципов. Вдобавок ко всему философия наделяет ученого тем всеобщим методом, без которого невозможно обойтись в любой области научного познания.

Процесс познания включает получение инфор-мации через органы чувств (чувственное познание), переработку данной информации мышлением (рациональное познание) и мате-риальное освоение познаваемых фрагментов действительности (об-щественная практика). Существует тесная связь познания с прак-тикой, в ходе которой происходит материализация (опредмечивание) творческих устремлений людей, превращение их субъектив-ных замыслов, идей, целей в объективно существующие предме-ты, процессы.

Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой и являются двумя основными сторонами познавательного процесса. При этом указанные стороны познания не существу-ют изолированно ни от практики, ни друг от друга. Деятель-ность органов чувств всегда контролируется разумом; разум же функционирует на основе той исходной информации, которую поставляют ему органы чувств. Поскольку чувственное позна-ние предшествует рациональному, то можно в известном смыс-ле говорить о них как о ступенях, этапах процесса познания. Каждая из двух этих ступеней познания имеет свою специфику и существует в своих формах.

Чувственное познание реализуется в виде непосредственного получения информации с помощью органов чувств, которые прямо связывают нас с внешним миром. Заметим, что такое познание может осуществляться и с использованием специаль-ных технических средств (приборов), расширяющих возможно-сти органов чувств человека. Основными формами чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление.

Ощущения возникают в мозгу человека в результате воздей-ствия факторов окружающего мира на его органы чувств. Каж-дый орган чувств представляет собой сложный нервный меха-низм, состоящий из воспринимающих рецепторов, передающих нервов-проводников и соответствующего отдела мозга, который управляет периферийными рецепторами. Например, орган зре-ния -- это не только глаз, но и нервы, ведущие от него в мозг, и соответствующий отдел в центральной нервной системе.

Ощущения -- психические процессы, происходящие в мозгу при возбуждении нервных центров, управляющих рецепторами. «Ощущения - это отражение отдельных свойств, качество предметов объективного мира, непосредственно воздействующего на органы чувств, элементарное далее психологически неразложимое познавательное явление» Спиркин А.Г. «Основы философии» М-1988 стр.281. Ощущения специализированы. Зрительные ощущения дают нам сведения о форме предметов, об их цвете, о яркости свето-вых лучей. Слуховые ощущения сообщают человеку о разнооб-разных звуковых колебаниях в окружающей среде. Осязание дает возможность нам ощущать температуру окружающей сре-ды, воздействие различных материальных факторов на тело, их давление на него и т. п. Наконец, обоняние и вкус дают сведе-ния о химических примесях в окружающей среде и о составе принимаемой пищи.

Биологические и психо - физиологические дисциплины, изучая ощущение в качестве своеобразной реакции человеческого орга-низма, устанавливают различные зависимости: например, зависи-мость реакции, то есть ощущения, от интенсивности раздраже-ния того или иного органа чувств. В частности, установлено, что с точки зрения «информационной способности» на первом ме-сте у человека стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоня-ние.

Из фактов, свидетельствующих об ограниченности органов чувств человека, родилось сомнение в его способности познать окружающий мир. Сомнения в способности человека через свои органы чувств познать мир обо-рачиваются неожиданным образом, ибо сами эти сомнения ока-зываются свидетельством в пользу могущественных возможнос-тей человеческого познания, в том числе, возможностей орга-нов чувств, усиленных при необходимости соответствующими техническими средствами (микроскоп, бинокль, телескоп, при-бор ночного видения и т. п.).

Но главное, человек может познавать объекты и явления, недоступные для его органов чувств, благодаря способности к практическому взаимодействию с окружающим миром. Чело-век способен осмыслить и понять ту объективную связь, кото-рая существует между явлениями, доступными органом чувств, и явлениями для них недоступными (между электромагнитны-ми волнами и слышимым звуком в радиоприемнике, между движениями электронов и теми видимыми следами, которые они оставляют в камере Вильсона, и т. д.). Понимание этой объек-тивной связи есть основа перехода (осуществляемого в нашем сознании) от ощущаемого к неощущаемому.

В научном познании при обнаружении изменений, происхо-дящих без видимых причин в чувственно воспринимаемых яв-лениях, исследователь догадывается о существовании явлений невоспринимаемых. Однако для того, чтобы доказать их суще-ствование, вскрыть законы их действия и использовать эти за-коны, необходимо, чтобы его (исследователя) деятельность ока-залась одним из звеньев причиной цепи, связывающей наблю-даемое и ненаблюдаемое. Управляя этим звеном по своему ус-мотрению и вызывая на основе знания законов ненаблюдаемых явлений наблюдаемые эффекты, исследователь тем самым до-казывает истинность знания этих законов. Например, происхо-дящие в радиопередатчике превращения звуков в электромаг-нитные волны, а затем обратное их превращения в звуковые колебания в радиоприемнике доказывает не только факт су-ществования невоспринимаемых нашими органами чувств об-ласти электромагнитных колебаний, но также истинность по-ложений учения об электромагнетизме, созданного Фарадеем, Максвеллом, Герцем.

Поэтому имеющихся у человека органов чувств вполне доста-точно для познания мира. «У человека как раз столько чувств, - писал Л. Фейербах, - сколько именно необходимо, чтобы воспринимать мир в его целостности, в его совокупности». Фейербах Л. Избранные фил. Произведения в 2 томах Т-2 М-1955 стр.633

На основе ощущений и восприятий в мозгу человека скла-дываются представления«Представление - это чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств». Михайлова И. «Философская энциклопедия» М-1967 Т-4 стр.359. Если ощущения и восприятия суще-ствуют лишь при непосредственном контакте человека с пред-метом (без этого нет ни ощущения, ни восприятия), то представ-ление возникает без непосредственного воздействия предмета на органы чувств. Через какое-то время после того, как предмет на нас воздействовал, мы можем вызвать его образ в своей памяти (например, вспомнить о яблоке, которое некоторое время назад мы держали в руке, а затем съели). При этом образ предмета, воссозданный нашим представлением, отличается от того образа, который существовал в восприятии. Во-первых, он беднее, блед-нее, по сравнению с тем многокрасочным образом, который мы имели при непосредственном восприятии предмета. И во-вторых, этот образ обязательно будет более общим, ибо в представлении, с еще большей силой, чем в восприятии, проявляется целенап-равленность познания. В образе, вызванном по памяти, на пер-вом плане будет то главное, что нас интересует.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.