23
Донецкий национальный Университет.
Реферат
по философии
тема:
Методы и формы научного познания.
Донецк - 2005 г.
План
Введение
1. Специфика и уровни научного познания. Творческая деятельность и развитие человека.
2. Методы научного познания: эмпирические и теоретические.
3. формы научного познания: проблемы, гипотезы, теории.
Заключение
Список литературы.
Процесс познания включает получение инфор-мации через органы чувств (чувственное познание), переработку данной информации мышлением (рациональное познание) и мате-риальное освоение познаваемых фрагментов действительности (об-щественная практика). Существует тесная связь познания с прак-тикой, в ходе которой происходит материализация (опредмечивание) творческих устремлений людей, превращение их субъектив-ных замыслов, идей, целей в объективно существующие предме-ты, процессы.
Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой и являются двумя основными сторонами познавательного процесса. При этом указанные стороны познания не существу-ют изолированно ни от практики, ни друг от друга. Деятель-ность органов чувств всегда контролируется разумом; разум же функционирует на основе той исходной информации, которую поставляют ему органы чувств. Поскольку чувственное позна-ние предшествует рациональному, то можно в известном смыс-ле говорить о них как о ступенях, этапах процесса познания. Каждая из двух этих ступеней познания имеет свою специфику и существует в своих формах.
Чувственное познание реализуется в виде непосредственного получения информации с помощью органов чувств, которые прямо связывают нас с внешним миром. Заметим, что такое познание может осуществляться и с использованием специаль-ных технических средств (приборов), расширяющих возможно-сти органов чувств человека. Основными формами чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление.
Ощущения возникают в мозгу человека в результате воздей-ствия факторов окружающего мира на его органы чувств. Каж-дый орган чувств представляет собой сложный нервный меха-низм, состоящий из воспринимающих рецепторов, передающих нервов-проводников и соответствующего отдела мозга, который управляет периферийными рецепторами. Например, орган зре-ния -- это не только глаз, но и нервы, ведущие от него в мозг, и соответствующий отдел в центральной нервной системе.
Ощущения -- психические процессы, происходящие в мозгу при возбуждении нервных центров, управляющих рецепторами. «Ощущения - это отражение отдельных свойств, качество предметов объективного мира, непосредственно воздействующего на органы чувств, элементарное далее психологически неразложимое познавательное явление» Спиркин А.Г. «Основы философии» М-1988 стр.281. Ощущения специализированы. Зрительные ощущения дают нам сведения о форме предметов, об их цвете, о яркости свето-вых лучей. Слуховые ощущения сообщают человеку о разнооб-разных звуковых колебаниях в окружающей среде. Осязание дает возможность нам ощущать температуру окружающей сре-ды, воздействие различных материальных факторов на тело, их давление на него и т. п. Наконец, обоняние и вкус дают сведе-ния о химических примесях в окружающей среде и о составе принимаемой пищи.
Биологические и психо - физиологические дисциплины, изучая ощущение в качестве своеобразной реакции человеческого орга-низма, устанавливают различные зависимости: например, зависи-мость реакции, то есть ощущения, от интенсивности раздраже-ния того или иного органа чувств. В частности, установлено, что с точки зрения «информационной способности» на первом ме-сте у человека стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоня-ние.
Из фактов, свидетельствующих об ограниченности органов чувств человека, родилось сомнение в его способности познать окружающий мир. Сомнения в способности человека через свои органы чувств познать мир обо-рачиваются неожиданным образом, ибо сами эти сомнения ока-зываются свидетельством в пользу могущественных возможнос-тей человеческого познания, в том числе, возможностей орга-нов чувств, усиленных при необходимости соответствующими техническими средствами (микроскоп, бинокль, телескоп, при-бор ночного видения и т. п.).
Но главное, человек может познавать объекты и явления, недоступные для его органов чувств, благодаря способности к практическому взаимодействию с окружающим миром. Чело-век способен осмыслить и понять ту объективную связь, кото-рая существует между явлениями, доступными органом чувств, и явлениями для них недоступными (между электромагнитны-ми волнами и слышимым звуком в радиоприемнике, между движениями электронов и теми видимыми следами, которые они оставляют в камере Вильсона, и т. д.). Понимание этой объек-тивной связи есть основа перехода (осуществляемого в нашем сознании) от ощущаемого к неощущаемому.
В научном познании при обнаружении изменений, происхо-дящих без видимых причин в чувственно воспринимаемых яв-лениях, исследователь догадывается о существовании явлений невоспринимаемых. Однако для того, чтобы доказать их суще-ствование, вскрыть законы их действия и использовать эти за-коны, необходимо, чтобы его (исследователя) деятельность ока-залась одним из звеньев причиной цепи, связывающей наблю-даемое и ненаблюдаемое. Управляя этим звеном по своему ус-мотрению и вызывая на основе знания законов ненаблюдаемых явлений наблюдаемые эффекты, исследователь тем самым до-казывает истинность знания этих законов. Например, происхо-дящие в радиопередатчике превращения звуков в электромаг-нитные волны, а затем обратное их превращения в звуковые колебания в радиоприемнике доказывает не только факт су-ществования невоспринимаемых нашими органами чувств об-ласти электромагнитных колебаний, но также истинность по-ложений учения об электромагнетизме, созданного Фарадеем, Максвеллом, Герцем.
Поэтому имеющихся у человека органов чувств вполне доста-точно для познания мира. «У человека как раз столько чувств, - писал Л. Фейербах, - сколько именно необходимо, чтобы воспринимать мир в его целостности, в его совокупности». Фейербах Л. Избранные фил. Произведения в 2 томах Т-2 М-1955 стр.633
На основе ощущений и восприятий в мозгу человека скла-дываются представления«Представление - это чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств». Михайлова И. «Философская энциклопедия» М-1967 Т-4 стр.359. Если ощущения и восприятия суще-ствуют лишь при непосредственном контакте человека с пред-метом (без этого нет ни ощущения, ни восприятия), то представ-ление возникает без непосредственного воздействия предмета на органы чувств. Через какое-то время после того, как предмет на нас воздействовал, мы можем вызвать его образ в своей памяти (например, вспомнить о яблоке, которое некоторое время назад мы держали в руке, а затем съели). При этом образ предмета, воссозданный нашим представлением, отличается от того образа, который существовал в восприятии. Во-первых, он беднее, блед-нее, по сравнению с тем многокрасочным образом, который мы имели при непосредственном восприятии предмета. И во-вторых, этот образ обязательно будет более общим, ибо в представлении, с еще большей силой, чем в восприятии, проявляется целенап-равленность познания. В образе, вызванном по памяти, на пер-вом плане будет то главное, что нас интересует.
Страницы: 1, 2, 3, 4