Рефераты. Исторические типы философствования (Античность, Средние века, Возрождение)

Исторические типы философствования (Античность, Средние века, Возрождение)

13

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1:

Исторические типы философствования (Античность, Средние века, Возрождение).

1.Сделайте сравнительный анализ концепций (онтология) античных философов Демокрита и Платона. Найдите сходства и отличия.

Демокрит (V в.до н.э.) полагал, что существуют атомы и пустота. Атомы летят в пустоте, и ничто не может помешать их полету, они не имеют ни цвета, ни запаха, и не подвержены никаким изменениям. Качества вещей - есть лишь различные сплетения атомов. Это означает, что случайность отсутствует, а все происходит согласно необходимости, которая выступает как изначальное предопределение. Судьба - это не активность неведомых человеку сил, а полет неделимых частей бытия (атомов). Мир существует и движется подобно громадному механизму, где главным законом выступает механическая причинность.

Платон (427 - 347 г. До н.э.) утверждал, что «порождающие структуры» идеи (эйдосы) не связаны с активностью ума человека, они существуют где-то в «занебесном» пространстве. Поэтому учение Платона есть философия объективного идеализма, в то время как Демокрита считают материалистом (атомы - материя). Для Платона материя лишь воспринимает идеи, да и то «по возможности». Чувственные вещи, которые воспринимает человек, являют собой лишь отблеск и тени мира вечных идей. Поэтому совершенство и красота вещи определяются не ее собственными качествами, а близостью вещи к организовавшей ее идее.

Материя, взятая сама по себе, абсолютно бесформенна, не имеет никаких собственных определений, такой она выступает по отношению к миру идей. Душа человека бессмертна, и до своего воплощения она воспринимала этот прекрасный мир идей. На вершину мира идей Платон поместил идею Блага или Высшего Добра, и соотнес картину мира с высокими принципами нравственности.

2.Поясните, каким образом античная философская школа стоиков вписывается в общую тенденцию античной философии в целом (онтологизм, космоцентризм, понятие логоса, душа и тело, цель человеческой жизни, необходимость философии).

Взгляды стоиков не были оригинальными и целиком вписывались в античную философию. Этика (учение о том, как жить согласно природе), занимает в системе стоицизма ведущее место, опираясь на физику (учение о природе), и логику (учение о высказывании). Космос (мир) понимался ими как целостный, одушевленный, телесный, саморазвивающийся организм, подчиняющийся неумолимым законам Логоса. Душу космоса как живого существа составляет пневма (огненный эфир, движущая сила вещества), которая разлита по всем членам и органам, и связывает мир в одно неразделимое целое. Различие качеств вещей зависит от «напряжения пневмы». Истинно сущим является телесное, способное действовать и испытывать воздействие. Конечная цель космоса - совершенство целого как сообщества разумных существ как «системы», состоящей из богов, людей и всего, что существует ради них. Стоики отождествляли логическое следование и физическую причинность, что вело их к отрицанию случайностей и фатализму. Человек - неотъемлемая часть целого, его жизнь предопределена необходимыми законами целого или судьбой. Идеал стоиков - человек, который бестрепетно и мужественно подчиняется судьбе, противостоять которой бессмысленно и тщетно. Истинное счастье человека - в свободе от страстей, спокойствии духа, что является не даром природы, а результатом самовоспитания. Благо стоики сводили к четырем добродетелям: благоразумию, умеренности, справедливости и мужеству. Противоположности этих понятий составляет зло. А все остальное - жизнь и смерть, богатство и бедность, здоровье и болезнь, слава и позор - не зависит от человека, и относится к сфере безразличного.

3.Аргументируйте свое мнение: почему в античной философии не была приоритетной и доминирующей антропологическая проблематика (учение о человеке, специфике человеческого существования в его отличии от животного и растительного мира)?

Античная философия определяется как космоцентризм, то есть античные философы определяли мир в целом, систему которого составляли олимпийские боги, живущие на земле люди и окружающая природа, то есть космос. Человек был частью этой природы, и не выделялся как некая самостоятельная часть бытия. Учение о человеке несло в себе отпечаток этой системы, специфика человеческого существования определялась системой, в которой он живет - то есть невозможностью для человека изменить что либо в этом мире. Есть законы космоса (физика) и воля богов (судьба), а человек должен пройти свой жизненный путь, познавая окружающий мир и совершенствуя себя, как часть космоса. Античная философия в какой-то мере отделяет человека от животного и растительного мира, и в то же время наделяет душой животных, растения, море и небо, то есть силы природы представлялись в древние времена чем-то одушевленным, способным чувствовать и отражать мир. Например, элейцы (Зенон) и Гераклит едины во мнении, что внешние чувства не способны сами по себе давать истинное знание, и что истина постигается в размышлении. Но если для Зенона бытие застыло в неподвижности, то для Гераклита все находится в непрерывном движении, возникновении и исчезновении. Бытие изменчиво: нельзя войти дважды в одну и ту же реку. Мир как бы ускользает от любого окончательного состояния. Античная философия не выделяет человека как предмет осмысливания, она трактует его как часть целого, и поэтому, в силу особенностей и уровня развития науки, антропологизм не мог занять доминирующего направления в античной философии. И только в последующие эпохи - Возрождение и Новое время - человек ставится во главу угла.

4.Как вы думаете, почему в античной философии (онтологии) самой главной проблемой оказалось объяснение динамического аспекта бытия (движение, изменение, многообразие)?

Учение о бытии - онтология сложилось в общих чертах уже в античные времена, также как и основные философские категории - материя и движение, пространство и время. Античные философы представляли себе космос чем-то вечным, неизменным, и в то же время в природе постоянно происходили изменения, материя двигалась в пространстве, время неумолимо текло, и его нельзя было ни остановить, ни повернуть вспять.

Это было очень трудно не только понять, но и объяснить.

Для древних греков природа выступает главным абсолютом, она не сотворена богами, боги сами составляют часть природы и олицетворяют основные природные стихии. Человек же не теряет связи с природой, но живет не только по ее законам, но и «по установлению», на основе разумного обоснования. Главным способом познания мира служила созерцательность - рассмотрение проблем мировоззрения в единстве природы, богов и человека, что давало обоснование норм человеческой жизни, положения человека в мире, путей достижения благочестии, справедливости и даже личного счастья.

На первый план выдвигается проблема космической гармонии, которой должна соответствовать и гармония человеческой жизни. Именно движение от хаоса (беспорядка) к гармонии (равновесию, упорядоченности) и составляло основную проблему понимания, трактовки и объяснения изменчивости окружающего мира и человека. Даже боги не просто существуют, а вступают в различные взаимоотношения, ссорятся, строят интриги, порождают детей, которые, в свою очередь, изменяют мир. Таким образом, для античной философии космос - это космизированный мир человеческой повседневности.

5.На примере философии Эпикура объясните связь таких подструктур философского знания, как онтология и этика.

Онтология - это учение о бытии. Этика - это учение о морали, нравственности. Эпикур (341 - 270 г.до н.э.) главной целью философии полагал достижение безмятежности духа (атараксию), свободу от страстей, переживание личного счастья.

Эпикур утверждает бесконечность миров в пространстве и во времени. Душа человека - это сочетание атомов, но особо тонких и рассеянных по всему телу, поэтому подле-жит разрушению и не является бессмертной. Источником знаний Эпикур считал чувственные восприятия, указывал на их безошибочность. Заблуждения возникают как следствие процесса мышления, не облада-ющего непосредственной очевидностью.

Социальная этика Платона и Аристотеля уступает свое место индивидуальной этике эпикурейцев и стоиков: если Платон и Аристотель видели главное средство совер-шенствования индивида в его включенности в общественное целое, то теперь, напротив, философы считают условием добродетель-ной и счастливой жизни освобождение человека от власти внешнего мира, и прежде всего - от политической сферы. Такова и была уста-новка Эпикура и его последователей - эпикурейцев и стоиков, в том числе и Сенеки (около 5 г. до н.э. - 65 г. н.э.).

Таким образом, онтология как учение о бытии у Эпикура тесно связано с этикой - жить и быть следует таким образом, чтобы подчинить бытие законам этики, определяющим содержанием которой является достижение умиротворения, спокойствия, гармоничного состояния и согласия с природой. Источником знаний Эпикур полагал чувственные восприятия, подчеркивая их безошибочность, а все заблуждения возникают как следствия процесса мышления, не обладающего эмпирической очевидностью.

6.Античная философская школа элеатов отрицала теоретическую возможность мыслить движение (апории Зенона). Данное противоречие было решено Аристотелем. Раскройте решение Аристотелем парадоксов движения.

Зенону удалось построить такие логические модели, которые впоследствии были названы апориями, направленными в защиту основных идей элеатов. При этом доказательство строится «от противного», то есть исследуется логическая структура «мира мнений» и выводятся следствия из них. Поскольку следствия оказываются противоречивыми, понятия сводятся к абсурду и отбрасываются. Широко известны апории Зенона «Дихотомия» (разрубание надвое), «Ахилл и черепаха», «Стрела и стадион».

Суть апории состоит следующем. Предположим, что Ахилл бежит в 10 раз быстрее черепахи, которая находится впереди него. В таком случае Ахилл никогда не догонит черепаху, ибо если допустить, что их разделяет расстояние в 100 шагов, то за то время, пока Ахилл преодолеет сто шагов, черепаха в свою очередь продвинется на десять шагов, и так далее, до бесконечности. В основу апорий легла идея различения, выражаясь современным языком, континуальности пространства (его бесконечной делимости, когда между двумя максимально близкими точками можно поставить еще точку), и его квантированности (прерывности, оформленности, отграниченности).

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.