Рефераты. Генезис и сущность человека

«После того, как Ницше сказал, что Бог умер, возник экзистенциональный вакуум», - так описывает духовную ситуацию fin de siecle1 Р.Хаубль2. В этом вакууме и возник психоанализ - попытка по-новому ответить на вопрос о сущности и судьбе человека. Оставшись с самим собой в становящемся всё более неуютном мире, индивидуум вынужден был вновь искать своё место на Земле, внимательно всматриваясь в собственный внутренний мир. Фрейд считает, что образ бессознательного - это вечное поле битвы, где маневрируют противоборствующие силы. Неслучайно Фрейд использует военные термины - «защита», «вытеснение», «побеждённое Я». Позже он назовёт их «Оно», «Я» «Сверх-Я» - составляющими частями единого целого. «Оно» - бурлящий котёл страстей и влечений. «Сверх-Я» - инстанция совести. Наделённое разумом «Я» выступает посредником между желанием и реальностью. Здесь обнаруживается глубокое убеждение венского учёного - человек бесконечно уязвим. Более трагического образа нового Человека Психологического Фрейд просто не мог выдумать.

А.Гармаев3 считает, что в душе человека можно различить стороны: внешнюю и внутреннюю. Внешняя сторона - это рассудок, деятельную сердцевину которого составляет ум, затем способности и эмоции. Внутренняя способность души - её силы. Душа движима духом и составляет с ним нераздельное целое. Когда человек говорит «я», то дух человеческий так говорит о себе. Есть люди сильные духом, есть слабые. Одно из отправлений духа - совесть. Это весть принадлежности человека к Богу - со-весть. Когда-то человек, преступив заповедь Божию, отступил от Бога и повредился душою и духом. Святитель Феофан говорит: «Силы исходя из сознания или лица (я) и в него возвращаясь, должны пребывать во взаимной связи и согласии между собою, под управлением своего источного начала. Но в человеке-грешнике, отпавшем от Бога, силы эти являются как бы отпадшими от его лица, ставшими в некую от него независимость и самоуправствующими: сделал бы, да не хочется; пусть это нехорошо, но мне хочется; поверил бы, но разум не покоряется…». В душе появились наклонности, стремления, получившие название страсти, противные Богу. Основные проявления души и духа - это способности, т.е. средства души, через которые человек взаимодействует с окружающим вещественным миром, начиная от главной интеллектуальной и заканчивая пластической, которая обеспечивает телесное и физическое действие человека.

Эмоциональность и эго-влечения составляют достаточно крепкое, устойчивое образование в человеческой психике - эго. Внутри уровня эмоциональности происходят основные закономерности запечатлений, восприятие детьми родительского способа бытия в мире, причём не только внешнего, но и самого главного - внутреннего, т.е. тех душевных состояний, которые потом запечатлеваются в детях подсознательно и руководят ими во взрослом поведении. Механизмы запечатлений одни из самых стойких. Эго-влечения, или страсти человека подразделяются на две основные: тщеславие и гордость. Последняя является царицей страстей человека (влечение к пище, сексуальное влечение, влечение к деньгам и вещам, к гневу, к печали и к праздности) и наиболее энергетически обеспечена.

К счастью, в человеке есть противовес эго - более глубокая внутренняя сторона души, составленная из душевных сил (творческая, созерцательная, разумная, нравственная, почитание, любовь, деятельная, попечительная, волевая или жизнелюбие). И, наконец, более глубокая, таинственная, наименее нам известная сторона внутренней, духовной жизни каждого человека - совесть. Откуда эта внутренняя убежденность в том, чту является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение?

Человек волен применять свои способности как в эго, так и в совести, в зависимости от того, что в нём преобладает. Таким примером способности может служить врачевание: есть доктора, продающие младенцев или внутренние органы людей, а есть лекари, слышащие боль или болезнь других и исцеляющие бескорыстно. Способность одна и та же, а по склонности духа она обусловливает разные поступки. Дух человека силой своей приводит в движение каждую из этих частей души так, что человек чувствует себя живым и действующим в них. Только качество этого действия будет различно. Если дух перехватывается эго-влечением, он помрачается им, и человек живёт в плену эго. Если дух руководствуется совестью, тогда склонение духа совести высвобождает человека из власти страстей и формирует в нём навык праведной жизни.

Человек придает своему «я есть» смысл, заполняет его, делает его своим миром. Человек - это его мир. Суть человека выявляется в его деяниях и поступках. Однако главное - не масштаб деятельности человека и не область, в которой он трудится, а смысл его деятельности, в котором преодолевается «суета сует» повседневной жизни. В поступке, прежде всего, нужно видеть определенную моральную цель. В плане моральной оценки различают благодеяние и злодеяние, хотя есть и морально нейтральные действия, не подлежащие оценке в рамках понятий добра и зла. Еще на заре цивилизации человечество выработало «золотое правило» нравственности. Оно встречается в учениях Конфуция, в древнеиндийской «Махабхарате», в буддизме, в «Одиссее» Гомера, в Библии и Коране и других литературных памятниках. Его наиболее распространенная формулировка: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Человек не может также посягать на цельность Природы, не может в ней «хозяйничать» по своему произволу. Нередко цель и замысел человека, даже самые мудрые и прекрасные, трагически не соответствуют полученному результату. Люди всегда старались понять, как и почему добрый замысел обращался во зло даже вопреки их воле; почему деятельность, направленная на созидание оборачивалась разрушением. Например, научно-техническая революция, способная обеспечить человечество средствами для благополучного существования, привела его на край пропасти из-за возникших глобальных проблем. Созидательный потенциал многих социальных революций, основанный на прекрасных идеях справедливости, зачастую оборачивался тотальным разрушением и человека и общества. Все больше ученых, политиков, религиозных деятелей приходит к выводу о необходимости перехода человечества от безудержной экспансии к сознательному самоограничению во всех сферах деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Человек - уникальное создание Вселенной, продукт Природы, плод биологической эволюции, но в своей истории он вышел из-под действия чисто биологических закономерностей. Вне общества человеческий детеныш остается животным, да еще самым неприспособленным к среде. Биологический «замок» человеческого мозга открывается только «ключом», находящимся в общении людей. Воспроизводя самих себя и орудия труда, создавая свой внутренний мир и мир вещей, люди вступают в общественные отношения, которые оказывают определяющее воздействие на их жизнь и деятельность. Человек - существо общительное, создающее в ходе своего исторического развития особый тип общности, отличный от стаи или стада. Он сознательно идентифицируют себя с племенем, родом, народностью, нацией, семьей, кланом, единоверцами, единомышленниками, сверстниками, участниками тех или иных событий и т.д. При этом возникает тот или иной тип ответственности, форма социальной организации, основанная на разных типах собственности и власти. Человек не имеет заранее определенной жесткой программы жизнедеятельности, а реализует себя в той или иной степени свободно, руководствуясь теми или иными нравственными запретами и предписаниями. Он способен различать добро и зло и принимать решения на основе своей совести. Создавая миф, сказку, песню, музыку, рисунок, скульптуру, украшая себя и свое жилище, охраняя и поддерживая ритуал, человечество творит мир духовной культуры, мир идеалов и ценностей. Таков своеобразный фундамент человечности, заложенный еще на заре человеческого общества и развивающийся в ходе истории.

Антропология, анатомия, социология, педагогика, логика, психология и многие другие науки - каждая со своей стороны пытается глубже узнать и объяснить человека. Зачастую научные теории происхождения, развития и сущности человека не только не противоречат, а дополняют друг друга. Весь этот научный цикл интегрирует философия, давая синтетическую картину человека, выделяя понятие его сущности. За тридцать столетий развития философской мысли так и не удалось объяснить человека исчерпывающим образом, исходя из какого-то одного качества или свойства. Размышляя над качественной спецификой человека, сущностью его уникальности, приходишь к выводу, что, будучи частью природы, человек способен выходить за пределы ее закономерностей, возвышаться над миром, да и над самим собой. Недаром в религиозном сознании сущность человека представляется тайной, которой владеет только Бог.

У человека нет какой-то одной, раз и навсегда заданной ему «природы», так же как и неизменной «сущности», и то и другое - исторически изменяющиеся характеристики человека. Определения природы и сущности человека не исходный пункт для философии, а ее конечная цель. Более того, и природу и сущность человека невозможно выразить в каком-то одном определении, даже самом широком, ибо эти понятия выражают коренное и неустранимое противоречие человеческого бытия. Суть его в двойственности человека, в принадлежности его к двум мирам одновременно - природе и обществу, телу и духу. Определение сущности человека неотделимо от обсуждения противоречий его существования, его бытия. Человек в одно и то же время может рассматриваться как объект, и как субъект, как уникальное и неповторимое (и телесно, и духовно) создание Природы и Общества. Человек, так или иначе, решает эту проблему, которую можно назвать проблемой существования, экзистенции. Впервые в отчетливой форме проблему достижения гармонии между телом и духом, природой и обществом выразил около 1350 г. д.н.э. египетский фараон Эхнатон и примерно в это же время еврейский пророк Моисей, а между 600 и 500 гг. до н. э. об этом же говорили Лао-Цзы, в Китае, Будда в Индии, а в Персии Заратустра. Все они учили тому, как человеку стать человечным, как выйти за пределы своей природной ограниченности, как приобщится к высшему смыслу жизни. Христианство и Ислам, спустя пятьсот и тысячу лет соответственно, принесли эти идеи народам Азии, Средиземноморья и Европы.

КОММЕНТАРИИ

Стр. 3 1 морфология - наука о форме и строении организмов.

Стр. 4 1 гоминид жен. пола, ростом чуть более 1м, мозг около 500 см куб., живший 3,2 млн. лет назад. Останки найдены амер. антропологом Д.Джохансеном, в Танзании в 1974г 2 объём мозга около 700 см куб. 3 рост примерно 1,7м, объём мозга около 700 см куб.

Стр. 5 1 объём мозга 1330 см куб.

Стр. 6 1 название по пещере Ле-Мустье на юго-западе Франции. 2 также юго-запад Франции.

Стр. 7 1 развитие и обогащение новыми связями коры головного мозга. Во многом это было связанно с переходом к большему потреблению пищи с высоким содержанием животного белка.

Стр. 9 1экзогамия (от экзо - вне, снаружи ) запрет браков в пределах одного коллектива. 2(греч. эндо - внутри и гамос - брак) брачные связи внутри групп в эпоху первобытно-общинного строя. 3виды животных и растений; каждый род носил имя своего тотема; его нельзя было убивать и употреблять в пищу. 4 священные запреты.

Стр. 10 1(9-8 вв. д.н.э.) древнегреческий политический деятель и законодатель, традиция приписывала ему установление основ спартанской конституции.

Стр. 12 1 др.-греч. скульптор 4 в до н.э., представитель поздней классики. придворный художник А.Македонского. создатель образов деятельных героев, живших сложной внутренней жизнью.

Стр. 13 1 уфимский офтальмолог, в результате своих исследований восстановления глаза возглавил несколько экспедиций в Тибет для выяснения у лам происхождения современного человечества.

Стр. 14 1 известный немецкий нейрофизиолог.

Стр. 17 1(1900-80гг.) немецкий и американский философ, психолог и социолог, главный представитель неофрейдизма.

Стр. 20 1 «конец века», пора радикальных преобразований в жизни и деятельности людей. 2 профессор Франкфуртского института З.Фрейда. 3 Бывший школьный учитель, позже руководитель Московского семейного клуба, заведующий научно-практической лабораторией нравственной педагогики и психологии, руководитель курсов христианской педагогики и культуры памяти Сергия Радонежского, ныне православный священник.

БИБЛИОГРАФИЯ

Литература:

Н.А.Бердяев, «Смысл творчества», М.: 1993г.

А.Камю, «Проблема человека в западной философии», М., 1988г.

А. Гармаев. «Психопатический круг в семье», издание 2-е, издательство Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2000.

Д.Бейли и Т.Селдон, «Доисторический мир», Оксфордская б-ка, М.: «Росмэн», 1995г.

Философский словарь, 5-е изд, М.: политиздат, 1987г.

Философия. Краткий тематический словарь, Ростов н\Д: «Феникс», 2001г.

Большой энциклопедический словарь, СПб.: «Норинт», 2001г.

Ежемесячный журнал «GEO», №№ 5, 9-11 2005г., № 5 2006г.: статьи - «Ночь Эйнштейна» Ю.Неффе, «Плоды обучения», «Плоды обучения-2» Ф.Мекснер, «Путешествие первых людей» С.Дуи, Р.Нибо, К.Шатлен, «Бессознательное» Х.Лучак, «Зигмунд Фрейд» М.Линднер.

Журнал «Человек», № 3 1996г., статья «Происхождения современного человека» К.П.Гроувс.

Мультимедиа:

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2004г.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.